Программа внеурочной деятельности для начальной школы 2 класс по духовно — нравственному воспитанию


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 имениА.В.Гусака»
« Рассмотрено на заседании «ШМО»
_____/Л.И.Волошина/

ФИО руководителя МО
«___» _________20__г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
______//
ФИО
«___» _________20__г.
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №5 имени А.В.Гусака»
__________/С.В.Костикова/ ФИО
«___» _________20__г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
духовно – нравственного направления
«Сказка ложь, да в ней намёк…»
составитель: Волошина Лариса Ивановна
учитель начальных классов, высшей категории
2016-2017 уч.г.
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению «Сказка ложь, да в ней намёк....» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению. Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., per., №17785 « Об утверждении и введении в действие федерального общего образованиям Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Данная программа является авторской и утверждена на заседании ШМО от 30 мая 2013 г. Она учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая, свойственными только ей особенностями. И требует всестороннего изучения этих особенностей, и творческого подхода к методам их развития.
Актуальность программы
Актуальность и значимость данной программы обусловлена и тем, что она имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей.
Большое внимание уделяется формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости к художественным произведениям.
Программа предполагает реализацию следующих принципов:
1)Принцип всестороннего развития. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкой и литературой - мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
2)Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к своей деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков.
3)Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что - это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
4)Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара и различных упражнений.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает ребятам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом.
Цели программы:
- Создание условий для формирования духовно – нравственной личности;
- Учить находить главную мысль произведения, прививать интерес к чтению;
- Учить сценарному и актёрскому мастерству.
- Развивать память, внимание, связную речь, навыки выразительного чтения;
- Формировать навык сравнения и анализа;
Задачи программы:
1.Основная задача курса по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Все речевые умения тесно между собой связаны в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят следующие навыки, обеспечивающие владение данными сторонами текста:
2.Получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль прочитанного.
3.Правильно строить текст: выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, умение формулировать свои мысли;
4.Использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его стилю и типу;
5.Редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Отличительные особенности программы:
Основные направления содержания внеурочной деятельности для решения поставленных в программе задач ,используются следующие технологии:
-информационно коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология развивающего обучения.
В основе занятий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, самостоятельно делают выводы по данным прочитанным произведениям.
Курс «Сказка ложь, да в ней намёк…» учитывает возрастные
особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся. С этой целью включены разучивание и проигрывание и постановка сцен из произведений, предусмотрена смена деятельности учащихся, смена рабочей обстановки, различные экскурсии.
Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). Необходимо включать следующие формы работы: работу в группах, в парах. Некоторые занятия предусматривают разучивание ролей и их первые пробы.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Занятия различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход.
Формы и режим занятий: Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня. В практике работы используются следующие формы:
-индивидуальные и групповые;
- беседы;
-знакомство с научно-популярной литературой;
-конкурсы на лучшего актёра;
-игровые занятия;
- давно забытые игры;
-разгадывание и составление загадок;
-экскурсии;
-работа с пословицами и поговорками;
Программа рассчитана на 34 учебных недели, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание занятий отвечает, требованию к организации внеурочной деятельности соответствует курсу.
2.Описание ценностных ориентиров содержания курса
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы.
Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Чтение в начальной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
-формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле. должном и недопустимом;
-развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
-принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
-готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
3.Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности.
Содержательную сторону речевых умений составляют знания о тексте и требованиях к его созданию и воспроизведению. В связи с этим обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, с выделения его основных признаков. В системе предусмотрено постепенное овладение учащимися признаками текста, углубление знаний о тексте.
В то же время формирование речевых умений строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленных на формирование речевых умений, исходя, из которых выбираются виды упражнений.
Дети будут осваивать азы актерского искусства и режиссуры, принимать участие в подготовке театрального реквизита (костюмы, декорации), рекламы (составлять афиши, программки). Расширят свои возможности не только в освоении предметных компетенций (музыкальной, театральной, изобразительной деятельности), но и в метапредметных - личностных (осмысление и оценка содержания и характера театральной деятельности), коммуникативных (опыт общения со сверстниками, учителями, родителями), познавательных (расширение представлений о синтетических видах искусства, отражения в них действительности), регулятивных (опыт самоорганизации и самоконтроля).
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие литературных и актёрских способностей, формирование основ театральной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И важно, чтобы рядом с ребёнком оказался взрослый, который помог бы войти в мир народных и авторских литературных произведений, дать возможность их прочувствовать, развить у него актёрские навыки и любовь к книге.
Диагностика второклассников 1ч
Проводится диагностика по контрольно – измерительным материалам для 1 –ого класса.
Устное народное творчество 9ч
Учащиеся знакомятся с видами устного народного творчества: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки. Учатся понимать смысл, проговаривать и применять в жизни.
Знакомство с сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 5ч
Чтение, анализ произведения, разучивание ролей, инсценирования и постановка сказки. Выступление перед сверстниками. Изготовление костюмов и декораций.
Знакомство со старинными праздниками христианского народа 6ч
Знакомство с традициями и обрядами русского народа в прошлом нашей страны. Проведение праздников «Рождественские колядки», «Масленица».
Развитие речи 4ч
Ребята учатся придумывать, сочинять свои волшебные бытовые сказки. И готовят свои книжки – малышки. Учатся разгадывать ребусы, кроссворды и шарады по играм «Путешествие в страну сказок».
Знакомство с творчеством украинского народа 4ч
Чтение, просмотр сказки украинского народа «Колосок». Разучивание ролей, изготовление костюмов, декораций. Показ, выступление перед детьми детского сада
Русские народные игры. 5ч
Разучивание правил русских народных игр, давно забытых, «Лапта», «Двенадцать палочек» играем вместе на свежем воздухе.
4.Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихсяЛичностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие положительной мотивации к предмету литературное чтение;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
У учащихся могут быть сформированы:
чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предметные
развитие основных мыслительных способностей учащихся;
развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
развитие речи;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Метапредметные.
Регулятивные.
Учащиеся научатся:
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием, эталоном.
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
развивать формы самосознания и самоконтроля
Познавательные.
Учащиеся научатся:
развивать высокую степень познавательной активности
формирование умения рассуждать;
освоение эвристических приемов рассуждений;
развивать познавательную активности и самостоятельность.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
обмениваться информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Учащиеся получат возможность научиться
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.



Темы и содержание.
Дата №
занятия Тема
занятия количество часов Деятельность
учащихся
аудит внеауд1 Введение.
Диагностика
учащихся. 1ч Называть как можно больше слов своего словарного запаса, уровня развития связанной речи, умение читать и различать сказки и их героев. Вести связанный рассказ с собеседником. Формировать выводы.
2-3 Устное народное творчество 1ч 1ч Практическое занятие. Объяснение и знакомство с правилами ведения игры. Разучивание правил русской народной игры «Лапта».
4 Знакомство с устным народным творчеством
1ч 1ч Жанры устного народного творчества (сказки, загадки, пословицы, поговорки, частушки).
Упражнения «Дуем на свечку, (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».
5-8 Русские напевы,
частушки,
прибаутки 2ч 1ч Разучивание русских народных частушек и проигрывание старинных праздников (праздник осени с традициями и обрядами) Сюжетно - ролевая игра праздник «Урожая»
9- 10 Загадка - это вид русского народного творчества. 1ч 1ч Научатся правильно, разгадывать загадки, и сочинять свои. Сочини свою загадку, игра « Ты мне, я тебе».
11 -15 Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 2ч 3ч Чтение и знакомство с персонажами сказки, разучивание ролей, изготовление сценических костюмов. Показ сказки. Упражнения для языка.
16-17 Рождество (праздники на Руси) 2ч Знакомство с обрядами и традициями - колядки у
христианского народа под рождество на Руси.
18-19 «Я всё умею, я смогу» 1 ч 1ч Дети сами сочиняют свои сказки на заданные темы.
Делятся своим материалом. Делают выводы.
20-23 Масленица, проводы зимы. 2 ч 2ч Знакомство с традициями рус.нар. праздников их, проведение, изготовление чучела и подготовка к ведению праздника. Знакомство, заучивание пословиц, поговорок и скороговорок, чистоговорок24 Развитие речи.
(пословицы,поговорки) 2ч 25-28 Знакомство сукраинской
народной
сказкой
«Колосок» 2ч 2ч Чтение,
инсценирование, изготовление костюмов. Упражнения на развитие дикции. Просмотр м/ф. Показ, инсценирование. Аппликации по мотивам сказки
29 «Путешествия встрану
известного». 1 ч Урок путешествие по знакомым
произведениям. Игры, кроссворды, шарады.
30-33 Русская народная игра «Двенадцать палочек». 1 ч 4ч Урок на свежем воздухе и изготовление предметов для игры. Практическое занятие. Игра.
Итого: З4ч