Разработка классного часа по нравственному воспитанию Доброта наших сердец

Тема: Доброта наших сердец
Цели:
1.Расширение знаний учащихся о правилах общения, о добре и зле.
2.Формироваить умение совместно работать в группах, в парах.
3Воспитывать доброе отношение к окружающим людям.
4.Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитывать культуру речи.

Ход занятия:
1.Орг.момент
-Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.
-Как вы думаете, что это за качество?
-Слово это серьёзное, главное, важное,
то, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь,
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
и о боли других забывать не дает.
И оно поважнее, чем лиц красота.
Догадались что это?
Сердец доброта.
-А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песенка.
(звучит песня из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика» «Песенка о доброте»)
-Итак, добро. Что же это такое? Как вы думаете?
-Ваня поработал со словарем, давайте послушаем его.
(выступление ученика)
-Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово доброта определяется как « отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. - Доброта-все положительное, хорошее, полезное.
- От слов доброта, добро образовалось очень много родственных слов. Например: добродушный. А какие слова вы знаете?
А еще есть такие сочетания-добрый день, добрый вечер, доброго здоровья.
-Вот как много однокоренных слов у слова добро.
-Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому в старославянской азбуке буквы начинались словами:
А-аз
Б-буки
В-веди
Г-глагол
Д-добро
Ж-живете
З-земля
Л-люди
-Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Старославянская азбука была написана в 1754 году, очень давно, но мудрость в ней заложена необычная.
Работа с пословицами
-А сколько пословиц и поговорок о доброте создала народная мудрость. В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте?
-Вот это мы сейчас и проверим.
-Я буду называть начало пословиц, а вы окончания.
1. На добрый привет - (добрый ответ).
2. Про доброе дело (говори смело).
3.Учись доброму (дурное на ум не пойдет).
Работа в парах
- А сейчас предлагаю поработать в парах, поиграем в игру « Составь пословицу». Условия таковы: на карточках записаны пословицы в два столбика. В первом начало пословиц, во втором окончание, но окончания перепутаны. Соедините начало с концом.
1.не одежда красит человека,(а его добрые дела)
2.злой плачет от зависти, (а добрый от радости)
3.добрые слов(дороже богатства)
4. худо тому, (кто добра не делает никому)
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-И еще одно задание. Одна пословица совсем рассыпалась. Соберите ее.
(один человек у доски) «Жизнь дана на добрые дела»
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-А какие пословицы о добре и доброте вы знаете?
-Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни вашим родителям, ни друзьям, ни нам учителям.
Упражнение «Шкатулка ощущений»
-А сейчас я предлагаю вам упражнение, которое называется «шкатулка ощущений»
-Вам видно, что лежит в этих шкатулках?
-А как можно узнать? (посмотреть, потрогать)
-(в первой шкатулке пушистый шарик, мягкая игрушка)
-Что вы почувствовали? Расскажите свои ощущения. (Этот предмет мягкий, теплый)
-Он мягкий как что?
-Что вы почувствовали, когда его гладили? (было приятно, казалось, что это что-то доброе, хорошее)
-А сейчас 2 шкатулка. ( В ней мячик с шипиками)
-Какие возникли у вас ощущения? Что вы почувствовали? (там что-то колючее, я боялся пораниться)
-Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать. Добрые слова приятны для человека, а грубые, злые обижают, делают больно.
-А как вы думаете, может ли человек заболеть, если его будут часто обижать и говорить ему грубые слова? Докажите свое мнение.
Упражнение «Кукла Маша»
-Сегодня я вам разрешу делать то, что никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Маша (кукла из бумаги). Сейчас мы будем обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на переменах, когда злитесь или ссоритесь. Обижая друг друга даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Маше что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая края бумаги.
-Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая она была вначале? Что в ней изменилось?
-Мы очень травмировали Машу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть Машу, сделать что-нибудь приятное, попросить прощение)
-Давайте попробуем сказать ей хорошие слова, а сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы ей оставили.
-Ребята, посмотрите на Машу, ей уже лучше, но стала ли она такой как была вначале? Почему? Сделайте вывод.
-Боль остается в душе еще очень долго и никакие комплименты не могут разгладить ее. Русский ученый Павлов сказал: « Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет важное значение в жизни человека.
-Послушайте стихотворение, которое приготовил для вас Михаил.
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно в любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
-А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя сигнальные карточки. Красный цвет будет обозначать да, синий цвет-нет.
Можно ли назвать добрым человека, который:
*делает что-то полезное для людей;
*делает домашнее задание за кого-то;
*ждет, когда его позовут на помощь;
*переводит старушку через дорогу;
*накормит бездомного котенка;
*заберет обратно подаренную вещь
-Научиться быть по-настоящему добрым очень трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла.
Помни истину простую, что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки и к тебе добром придут.
-А откуда же берется зло, как вы думаете?
-К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порой жестокие.
Упражнение «Чаша весов»
-У меня есть такие весы. Давайте мы на чашу весов сложим все зло. Зло это(зависть, жадность, грубость, предательство, боль, эгоизм, жестокость, обман, хамство)
-Посмотрите, как опустилась эта чаша. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша с добром. Вспомните, какие добрые поступки вы совершали и по капельке положите их на чашу весов с добром.
-Вот видите, как можно победить зло. Так и в жизни, капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки-В моря добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след.
-Но ведь очень непросто быть добрым человеком. Научиться этому необходимо. Я предлагаю вам поработать в группах и составить свой свод правил как стать добрым. Вспомните, какие советы, наказы чаще всего вам дают родители. Может быть вам это пригодится. (Дети в группах записывают правила, потом защищают)
-А наше занятие мне бы хотелось закончить стихотворением:
В жизни по-разному можно жить-
можно в беде, можно в радости,
вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости,
а можно так-на рассвете встать и,
помышляя о чуде,
рукой, обожженною солнце достать и подарить его людям.
-Самое главное, о чем вы должны помнить-совершая добрые дела, человек не должен брать ничего взамен, совершать добрые дела нужно просто так.
Рефлексия
-Мне очень хотелось бы узнать, а было ли полезно для вас это занятие? Что вам понравилось? Что можете изменить в себе?
_Закройте глаза, вытяните руки и представьте, что все добрые слова, сказанные нами, все народные мудрости и те добрые дела, о которых мы говорили и делали, оказались на наших ладошках. Давайте все это перенесем в наши сердца. Пусть эта доброта согревает ваши сердца.
15