Классный час по нравственному воспитанию на тему «Что такое вежливость»


Классный час по нравственному воспитанию на тему «Что такое вежливость»
Цели и задачи:
- прививать детям культуру поведения;
- желание употреблять в своей речи вежливые слова.
Предварительная работа
Подготовка инсценировок стихотворения по теме классного часа.
Ход классного часа
Обсуждение стихотворения А.Барто- Послушайте стихотворение А.Барто про одного школьника и подумайте, можно ли этого мальчика назвать вежливым.
Друзья, вот вам на всякий случайСтихи о школьнике одном:Его зовут.. а впрочем, лучшеМы здесь его не назовем.Ему бывает часто леньСказать при встрече: «Добрый день!»А он стесняется, молчит.И в лучшем случае «здорово»Он вместо «здравствуй» говорит.«Спасибо», «здравствуйте», «простите»Произносить он не привык.Простого слова «извините»Не одолел его язык.А вместо слова «до свиданья»Не говорит он ничего.Или заявит на прощанье:«ну, я пошел, пока, всего…»
Вопросы для обсуждения:
- Какие слова употребляет герой при встрече и прощании?
- А какие слова надо говорить?
- Что такое «вежливость?» (это уважительное отношение к другим людям)
- Для чего нужно быть вежливым человеком?
- Назовите противоположное вежливости качество. (хамство)
- Приятно ли общаться с хамом?
Проигрывание ситуаций
Педагог организует работу в командах. Задача команды – инсценировать одно из стихотворений. После инсценировок дети обсуждают разыгранные ситуации. Первая команда инсценирует стихотворение С.Михалкова «Лапуся».
Я не знаю, как мне быть -
                        Начал старшим я грубить.
 
                        Скажет папа:
                                    - Дверь открыта!
                        Притвори ее, герой! -
                        Я ему в ответ сердито
                        Отвечаю:
                                - Сам закрой!
 
                        За обедом скажет мама:
                        - Хлеб, лапуся, передай! -
                        Я в ответ шепчу упрямо:
                        - Не могу. Сама подай! -
 
                        Очень бабушку люблю,
                        Все равно - и ей грублю.
 
                        Очень деда обожаю,
                        Но и деду возражаю...
 
                        Я не знаю, как мне быть -
                        Начал старшим я грубить.
 
                        А они ко мне:
                                     - Голубчик,
                        Ешь скорее! Стынет супчик!.. -
                        А они ко мне:
                                     - Сыночек,
                        Положить еще кусочек? -
                        А они ко мне:
                                     - Внучок,
                        Ляг, лапуся, на бочок!..
- Как вы думаете, почему мальчик грубит взрослым? (ответы детей)
- Об этом мы можем узнать из следующего стихотворения.
Вторая команда инсценирует стихотворение А.Барто «Признание».
Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
 
Он всех, в один несчастный день,
Чуть не довел до слез.
Его зовут - стоит как пень,
Как будто в землю врос.
 
— Смотри не пей воды сырой! —
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.
 
Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
 
— Придешь обедать к трем часам,—
Ему сказала мать.
Он пробурчал: — Я знаю сам...—
А сам явился в пять.    
 
— Ну что с тобой, Андрюшенька? —
И сын при знался ей:
— Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
- Почему не слушался Андрюша?
- Действительно ли он выглядел взрослее? Почему? (ответы детей)
Третья команда инсценирует стихотворение Б.Заходера «Очень вежливый Индюк»
Поселился В доме Вдруг Очень Вежливый Индюк. Раз по тридцать в день, Не реже, Он кричал: - Эй вы, невежи! Заходите, что ли, в гости - Поучиться Веж- ли- вос- ти! Я и сам, - кричал Индюк, - Доктор Вежливых Наук, И жена моя - пример Замечательных манер: Даже, когда спит она, Видно, что воспитанна! Не стесняйся ты, Осел! Заходи, садись за стол! Что же ты молчишь как рыба? Говори: "Приду, спасибо!" Ты не будь свиньей, Свинья. - Ждет тебя Моя семья! Только раньше бы Умыла Ты свое свиное рыло! Как ни бился он, Однако К Индюку никто не шел - Ни Корова, Ни Собака, Ни Хавронья, Ни Осел! Посинел Индюк от злости: - Не идут, нахалы, в гости! Зря пропали все труды! Все они - балды-балды! И добавил С высоты Своего величия: - Не усвоили, Скоты, Правила приличия!
- Что вы можете сказать про Индюка?
- Почему к нему никто не шёл? (ответы детей)
Чтение рассказа Ю.Ермолаева «Проговорился»
Иногда бывает, что девочка или мальчик в школе ведут себя вежливо, культурно, а дома превращаются совершенно в других детей.
Послушайте эту историю и расскажите, как же все узнали истинное лицо Ирочки.
Папа с мамой купили Ирочке попугая. Ирочка тотчас же занялась дрессировкой. Она научила попугая мяукать, лаять, говорить «здравствуйте, ребята!» и захотела показать его своим одноклассникам. Пусть знают, какая она способная дрессировщица. Собралась с попугаем в школу, а бабушка к ней с просьбой:
— Сходи, Ирочка, в магазин за чаем.
— Вот ещё! — отказалась Ирочка. — Мне некогда! Отстань! Она всякий раз так говорила бабушке, когда та просила её что-нибудь сделать: «Отстань!», «Некогда мне!» или «Вот ещё!». Ирочка взяла клетку с попугаем и понесла в школу. Одноклассники окружили Ирочку:
— Ну-ка спроси своего попугая что-нибудь! Пусть ответит.
— Сейчас спрошу. Только вы не шумите, — приказала Ирочка и сказала попугаю: — Поздоровайся с ребятами, Чико!
А попугай, вместо того чтобы сказать «здравствуйте, ребята!», взъерошился весь и крикнул Ирочке:
— Отстань!
Ребята удивились, а Ирочка смутилась, но тут же снова спросила попугая:
— А как кошка мяукает? Помяукай нам, Чико. Попугай покосился на Ирочку и проскрипел:
— Вот ещё!
— А как собачка лает? — чуть не плача, спросила Ирочка. — Полай собачкой, Чико!
— Очень нужно! Мне некогда! — прокричал попугай и, перепрыгнув с одной жёрдочки на другую, отвернулся от Иры.
Ребята засмеялись, а Ирочка рассердилась:
— Какой ты противный, Чико! Ничего говорить не хочешь.
— Как не хочет? — возразил Ирочке вожатый Витя. — Он нам очень многое сказал. Молодец, Чико!
Обсуждение рассказа
Составление плана вежливости
- Все мы живём в обществе, рядом друг с другом, поэтому необходимо жить в миреи согласии и протягивать руку помощи друг другу. – Я вам предлагаю поработать в командах и составить правила вежливости.
Учитель совместно с детьми записывает на доске правила.
Первое правило: всегда говори вежливые слова.
Учитель читает стихотворение «Добрый день»
День был серый, непогожий,Над землёй густела тень.- Добрый день!Сказал прохожий.Я ответил: - Добрый день!
После этого мгновеньяДо конца большого дняПочему-то настроеньеБыло добрым У меня.
Правило второе: если кого- то обидел, то извинись.
Учитель читает стихотворение «Вежливость»
Наступила мышка на ногу слону. Две минуты с лишком слон не мог шагнуть. Мышка огорчилась: «Ах, какая жалость – то! » Мышка извинилась: «Простите, пожалуйста! » Слон сказал: «ну что же, ладно уж, бывает. Вежливость тоже от боли помогает.
Правило третье? Если допустил ошибку, то попроси прощения.
Учитель читает стихотворение «Простите»
Папа разбил Драгоценную вазу.Бабушка с мамой Нахмурились сразу.
Но папа нашелся:Взглянул им в глаза,И робко и тихо"Простите",- сказал.
И мама молчит,Улыбается даже...-Мы купим другую,Есть лучше в продаже...
"Простите!" Казалось бы,Что в нем такого?А вот ведь какоеЧудесное слово!
Обсуждение рассказа
Волшебные слова не стоит забывать, но все же главное – поступки. Ведь может случиться такое…
В реке плавали две рыбы, одна большая, а другая поменьше. Они вместе долго искали себе еду, и вдруг, откуда не возьмись, прямо перед ними появился аппетитный червяк.
- Это мой, это мой червяк, я его первая заметила,-закричала маленькая рыбка, и стала грубо хвостом отпихивать от червяка большую рыбу.
- Пожалуйста, мне не жалко, ешь его на здоровье,-сказала рыба и вежливо уступила червяка.
- Правильно,-сказала рыбка,-маленьким надо уступать. А сама при этом подумала:до чего же глупа эта рыба, сколько силы у нее, а она еду вкусную уступает. Если бы я была такая же большая и сильная, как она, никому бы не отдала вкусного червяка, даже если бы понадобилось, отняла бы силой.
Довольная рыбка попробовала червяка на вкус, а потом взяла, да и проглотила его целиком. Вдруг неожиданно в одно мгновение рыбки не стало, а сверху над водой раздался чей-то сердитый голос:
-Опять мелочь на крючок попалась, и почему же сегодня большая рыба не ловится?
Только теперь догадалась рыба, что ее вежливый поступок спас ей жизнь. Не уступи она червяка маленькой рыбке, пришлось бы ей сегодня в ухе вариться…
- что же спасло большую рыбу?
- А вы в жизни уступаете маленьким?
Подведение итогов
Учитель обобщает все ситуации классного часа и напоминает детям о нормах поведения в обществе.
- Закончить занятие я хочу такими словами М.Сервантеса «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».