Конспект урока «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д»


Конспект урока по математике для учащихся 5 «В» класса
Тема урока: « Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.»
Цели:
образовательная – ввести правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д., научить решать задачи, используя введенное правило.
развивающая – развитие умения анализировать, выделять главное, развитие внимания, логического мышления, а также наблюдательности и самостоятельности учащихся.
воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, таких как аккуратность, дисциплинированность; воспитание умения работать в коллективе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: обобщенно-репродуктивный, индуктивно-эвристический.
Требования к ЗУН:
учащиеся должны знать:
– правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д..
учащиеся должны уметь:
– умножать десятичные дроби на натуральные числа;
– умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
– решать простейшие задачи с использованием изученного материала.
Оборудование: плакат с заданиями.
Литература:
Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбург С. И. «Математика: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений.» М.: Мнемозина, 2005. – 280 с.:ил.
Стромова З. С., Пожарская О. В. «Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Виленкина и др.» – Волгоград: Учитель, 2006. – 151 с.
Саранцев Г. И. «Методика обучения математики в ср. школе.: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-в.» М.: Просвещение, 2002 – 224 с.
Структура урока: I. Организационный момент (2 мин)
II. Актуализация знаний (8 мин)
III. Изучение нового материала (14 мин)
IV. Закрепление изученного материала (18 мин)
V. Подведение итогов и домашнее задание (3 мин)
\
Ход урока.
I.Организационный момент включает приветствие учеников, проверку отсутствующих и готовность помещения к уроку.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим изучать действия с десятичными дробями. Напомните мне, как звучит правило умножения десятичной дроби на натуральное число?
Ученик: Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо умножить ее на это число не обращая внимания на запятую, затем в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
Учитель: Правильно. Молодцы! Ребята, посмотрите на доску. Вы видите примеры умножения десятичных дробей на натуральные числа.
968375287655002158365287655И - 1,3
00И - 1,3
Запись на доске (слайды 1 и 2):
968375273685002158365273685И - 1
00И - 1
3,6·3=
968375278130002158365278130К-10,8
00К-10,8
0,25·4=
968375283210002158365283210Г - 0,2
00Г - 0,2
0,05·4=
968375297815002158365297815Я - 0,3
00Я - 0,3
0,004·6=
968375302260002158365302260Л - 13
00Л - 13
2,6·5=
968375288290002158365288290Е -0,024
00Е -0,024
0,26·5=
0,02·15=
Учитель: В кружки впишите буквы, соответствующие найденным ответам. Слово, которое должно получиться – это название дерева, растущего в Африке, и называется оно «колбасным» деревом. Его зрелые плоды похожи на вареные колбаски. Итак, проверяем. Сколько получилось в первом примере?
Ученик: В первом примере получилось 10,8.
Учитель: Верно. Какой ответ во втором примере?
Ученик: Во втором примере ответ 1.
Учитель: Правильно. Следующий пример?
Ученик: В третьем примере получилось 0,2.
Учитель: Верно. И назовите, какие ответы получились в оставшихся примерах?
Ученик: Получилось 0,024; 13; 1,3 и 0,3.
Учитель: Все верно. Итак, какое слово получилось?
Ученик: Получилось слово «кигелия».
Учитель: Молодцы, ребята! Теперь вы знаете название этого интересного растения.
III. Изучение нового материала.
Учитель: А сегодня мы с вами поговорим об умножении десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. Откройте свои тетради и запишите
Запись на доске и в тетрадях:
Число, «Классная работа», «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.» (слайд 3).
Учитель: А теперь записываем следующую дробь:
Запись на доске и в тетрадях:
(слайд 4)
9,865 9,865·10=98,650=98,65
× 10 9,865·100=986,5
98,650 9,865·1000=9865
Учитель: Итак, какой вывод можно сделать из этих примеров?
Ученик: При умножении 9,865 на 10 мы просто переносим запятую через одну цифру вправо.
Учитель: Молодцы, правильно! Действительно при умножении 9,865 на 10 мы просто переносим запятую на одну цифру вправо. При умножении этой же дроби на 100 мы переносим запятую на две цифры вправо. А при умножении 9,865 на 1000 мы переносим запятую на три цифры вправо.
Учитель: В дальнейшем, подобные примеры мы будем записывать в строчку, и пользоваться правилом умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д., которое сейчас с вами сформулируем.
Учитель: Итак, чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы (слайд 5).
Например, (слайд 6)
Запись на доске и в тетрадях:
0,065·1000=0065=65;
2,9·1000=2,900·1000=2900.
Учитель: Откройте учебник на странице 204. Там вы увидите это правило, оно отмечено красной галочкой. Читаем это правило.
Ученик: чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.
Учитель: А теперь попробуйте повторить это правило без учебника.
Ученик: чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.
Учитель: Правильно. Очень хорошо!
Учитель: Ребята, всем все понятно? У кого-нибудь есть вопросы?
Ученики: Все понятно. Вопросов нет.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель: Если вопросов нет, давайте закрепим изученную тему и перейдем к решению задач.
Сегодня на уроке мы будем выполнять следующие номера:
Запись на доске:
№ 1313 (а, б, в, г, д), № 1314 (а, б, в, г, д), № 1316 (а, б, в, г, д). (слайд 7)
Учитель: Кто выполнит эти номера, поднимает руку и я дам вам индивидуальное задание на оценку.
Итак, выполняем № 1313 (а, б, в, г, д).
Учитель вызывает учеников к доске.
Ученик:
Запись на доске и в тетрадях:
а) 6,42 · 10 =
Учитель: Что нужно сделать, чтобы умножить десятичную дробь на 10?
Ученик: Для того, чтобы умножить десятичную дробь 6,42 на 10, нужно в этой дроби перенести запятую на одну цифру вправо.
Учитель: Почему именно на одну цифру?
Ученик: Потому что в множителе после единицы стоит один нуль.
Учитель: Правильно. Итак, какой получается ответ?
Ученик:
Запись на доске и в тетради:
а) 6,42 · 10 = 64,2.
Учитель: Все верно. Следующий пример.
Ученик:
Запись на доске и в тетрадях:
б) 6,387 · 100 =
Учитель: Каким правилом будем пользоваться при решении этого примера?
Ученик: чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.
Учитель: Совершенно верно. Значит, на сколько цифр вправо мы должны перенести запятую в данном примере?
Ученик: Запятую нужно перенести на две цифры вправо, так как в множителе после единицы стоит два нуля.
Запись на доске и в тетрадях:
б) 6,387 · 100 = 638,7.
Учитель: Правильно. Следующий пример.
Ученик:
Запись на доске и в тетрадях:
в) 0,00081 · 1000 =
Учитель: Итак, что нужно сделать, чтобы умножить десятичную дробь на 1000?
Ученик: Чтобы умножить десятичную дробь на 1000 нужно в этой дроби перенести запятую на три цифры вправо, так как в множителе после единицы стоит три нуля.
Учитель: Совершенно верно.
Ученик:
Запись на доске и в тетрадях:
0,00081 · 1000 = 0,81.
Учитель: Молодец! Все правильно.
Следующие номера решаются аналогично.
Запись на доске и в тетрадях:
г) 0,17 · 10 = 1,7;
д) 20,35 · 100 = 2035.
№ 1314 (а, б, в, г, д).
а) 3,8 · 10 = 38;
б) 0,006 · 100 = 0,6;
в) 45,48 · 1000 = 45480;
г) 0, 01 · 100 = 1;
д) 0,1 · 10 = 1.
№ 1316 (а, б, в, г, д).
а) 0,01 · 10 = 0,1;
б) 0,75 · 100 = 75;
в) 0,1 · 100 = 10;
г) 7,8 · 1000 = 7800;
д) 0,102 · 10000 = 10
V. Подведение итогов и домашнее задание.
Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали на этом уроке?
Ученик: Сегодня на уроке мы узнали правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.
Учитель: Верно. Кто из вас скажет мне, как звучит это правило?
Ученик: чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.
Учитель: Абсолютно верно! Вы сегодня хорошо поработали. А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.
Запись на доске и в дневниках:
п. 34, № 1320 (а, б, в), № 1327. (слайд 8)
Учитель: А также, дома вы должны выучить наизусть правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.
За активную работу на уроке получили следующие отметки…
На этом урок закончен. Можете быть свободны.