Конспект урока истории Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена

Технологическая карта урока
Дата: 06.11.15
Класс: 10
Предмет: История
Учитель: Полушкина И. К.
Тема: Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные:
-систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Ивана Грозного для современного мира;
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей;
-выполнять тематические задания.
Личностные:
-проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают чувства других людей, сопереживают им;
- формирование исторического образа;
- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Метапредметные:
Познавательные: проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по заданным критериям; вырабатывают умения работать с учебной информацией и стратегию смыслового чтения и работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, сознательно организуют и регулируют свою учебную деятельность; определяют цели своей деятельности и представляют ее результаты; выбирают и используют нужные средства для учебной деятельности; осуществляют самоконтроль и самооценку.

Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, вырабатывают готовность к сотрудничеству.

Ресурсы: Учебник, компьютер, проектор, экран, презентация «Иван Грозный»
Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Структура урока систематизации и обобщения знаний
Этапы урока
Содержание учебного материала.
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД

1. Организационный этап
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Быстрое включение в деловой ритм

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Знакомит с темой урока, учебной задачей. Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Иван Грозный - кто он: созидатель или разрушитель?
Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: принимают учебную задачу. Целеполагание, планирование.
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

3. Актуализация знаний.

Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока.
Способствовать созданию ситуации, порожденной противоречием.
Иван Грозный – величайшая загадка русской истории. Личность, о которой уже более 400 лет не умолкают споры. Одни считают его личностью прогрессивной для своего времени и даже гениальной, удвоившей владения России и впервые создавшей на славянских землях крепкую государственную власть. Другие, наоборот, считают его душевнобольным человеком, превзошедшим по своей жестокости Нерона и Калигулу. Третьи, говорят о том, что это была личность, не понятая своим временем.
Фронтальная беседа:
-Как формировался характер будущего царя?
-Какие реформы были проведены Иваном Грозным в начале правления?
-Каким образом реформы повлияли на укрепление государственной власти?
-Что получилось в итоге?
Работа с хронологией.
Работа с понятиями

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
 Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.


Познавательные:
умение составлять рассказ -
описание и давать характеристику
Регулятивные: самоконтроль.
Личностные: формирование исторического образа.
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива


4. Обобщение и систематизация знаний.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Заслушивание сообщений учащихся о жизни и деятельности Ивана Грозного
Эвристическая беседа
Организация на выполнение заданий:
1. составить на доске и в тетрадях развёрнутый план по теме: «Реформы Избранной рады»
2.Учитель зачитывает предложение из «Лекции по русской истории» С.Ф. Платонова (М., 1993).  О чем идет речь?
« То, что удавалось с врагом внешним, Грозный задумал испытать с врагом внутренним».
3.Заполнить отсутствующие звенья опорного конспекта «Опричнина»
(На экране текст, где пропущены некоторые слова. Ваша задача заполнить пропуски и проверить работы  друг у друга).

Рассказ (сообщения) обучающихся о жизни и деятельности Ивана Грозного



Учащиеся  выполняют задания на  отдельных листах и на доске.










Работают  с текстами: находят необходимую единицу информации в тексте;  делают выводы из сформулированных посылок;  связывают информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников
Познавательные:
целепологание
Регулятивные: умение работать в паре со сверстниками, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

-Можно ли опричнину считать продолжением реформ 50-х годов?
-Существовала ли альтернатива тому пути, по которому пошёл царь Иван IV, вводя опричнину?
Учитель:
В результате обсуждения необходимо учащихся подвести к следующим выводам:
1. У любого государства, точно так же как и у любого человека всегда есть выбор.
2. В середине 16 века перед Россией стоял вопрос о дальнейшем пути развития: либо путь сословно-представительной монархии (опора на сословия, деятельность Земских соборов, развитие самоуправления), либо путь рабства и жесточайшего абсолютизма.
3. Все дальнейшие реформы пошли по пути усиления единоличной власти.
Как всё это оценить с точки
зрения полезности для государства и народа? Какие цели преследовал Иван Г розный, вводя опричнину?
Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?
(Образ Ивана Грозного и его деятельность в художественной и исторической литературе).
Оценка личности Ивана Грозного и его деятельности великими русскими историками Н.М.Карамзиным, С.М.Соловьёвым, В.О.Ключевским.
 Отвечает на возникающие вопросы 
Какой отпечаток наложило время на Грозного и Грозный на время?



Учащиеся ищут ответы на вопросы.




































Сообщения учащихся:
Образ Ивана Грозного в литературе:
-роман А.К.Толстого «Князь Серебряный».
-пьеса А.Н.Толстого «Иван Грозный»



Ответы обучающихся


Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
Регулятивные: уметь отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Коммуникативные:
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Личностные: Взаимопомощь

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Обучающиеся получают задание  написать эссе на тему: «Иван Грозный - кто он: созидатель или разрушитель?»
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
 Консультирует, советует, помогает.
 Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Ученики выполняют задания.
Предъявляют результаты самостоятельной работы, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок

Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Личностные: самоопределение. Взаимопомощь

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Подготовиться к контрольной работе
Записывают домашнее задание
Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
Какова была ваша учебная задача? О чем вы узнали на уроке?
Чему же может научить история эпохи Ивана Грозного нас, современных людей?
Учитель подводит итоги, связывает век прошлый и век нынешний, рассуждая о значении власти в стране, о выборе форм власти, о соотношении морали и политики.
 Какие затруднения у вас возникли? Ваши пожелания  к следующему уроку?
Дайте анализ своей  деятельности на уроке.
Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.
 Анализируют всю работу на уроке
Отвечают, выражают своё отношение к данному уроку.
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Формирование умений полно и точно выражать свои мысли
Осуществляемые действия:
-оценка и самооценка учебной деятельности
-обобщение и систематизация знаний
-учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
Делают выводы по теме.
Познавательные: рефлексия деятельности
Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
уметь соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.




Ресурсный материал к уроку: Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена

Личность Ивана Грозного и по сей день вызывает много споров и разночтений.
В нашей исторической науке нет целостного и непротиворечивого представления об этом правителе и его эпохе. Иван Грозный рисуется в двух противоположных ипостасях нередко, в одной и той же главе, на одной и той же странице.
Упростить, сделать образ царя одномерным и прозрачным тоже непросто. При постановке фильма «Иван Грозный» с этим столкнулся Сергей Эйзенштейн. Во время Великой Отечественной войны руководство поручило ему создать патриотичную ленту о государственнике, который превратил аморфное Московское княжество в централизованное Русское государство. К тому времени советское кино уже имело удачный опыт экранизации исторических биографий это, в первую очередь, фильмы «Богдан Хмельницкий» и «Александр Невский». Последний был снят тем же Эйзенштейном.
Однако тут с выполнением госзаказа возникли проблемы. После просмотра двух серий фильма «Иван Грозный», Сталин и Молотов пригласили на встречу режиссёра и исполнителя роли царя, задавшись вопросом, почему вместо великого реформатора (как задумывалось изначально) у них получился принц Гамлет, постоянно терзаемый внутренними сомнениями. Бесспорно, фильм Эйзенштейна гениален. Так же бесспорно, что царь Иван был драматической фигурой шекспировского масштаба. Но вот только величие и трагизм его правления связаны не с психическими особенностями конкретного самодержца, а с историческим преображением России в XVI столетии.
Первые победы армии нового типа
Предтечей грандиозных перемен стало правление Елены Глинской, матери Ивана. После смерти мужа княгиня разогнала боярскую раду из опекунов, назначенных блюсти престол для подрастающего сына. Два родных брата покойного царя закончили свой жизненный путь в тюрьме.
Таким образом, произошёл вопиющий и при этом символичный акт попрания прежней княжеской традиции: женщина узурпировала верховную власть. Из ряда вон выходящее событие нельзя списать на властный характер Глинской или честолюбивые амбиции её фаворита Телепнева-Оболенского. Поменялась природа власти.
Княжеский двор нашёл опору в поместном дворянстве, которое держит землю на правах службы. При любых обстоятельствах дворяне будут служить правителю, иначе они теряют поместья (в отличие от самодостаточных бояр, владеющих вотчинами без жёстких условий). Или же удельных князей, которым традиция вообще позволяла в любой момент сменить сюзерена. Таким образом, из системы патронально-клиентарных связей (т.е., феодализма в самом общем его понимании), власть превращается в государственный институт. А княжество становится державой с правительством, госаппаратом и армией.
С первых же лет после венчания на царство Ивану Васильевичу предстояло испытать фискальные и особенно военные возможности формирующейся поместной системы. Москва играючи завоевала своих давних соперников Казанское и Астраханское ханство. Имея в тылу конфликт с Крымом и бунтующее Поволжье, обрушилась на Швецию. За три года и тут была достигнута победа. За год был разгромлен Ливонский орден
По свидетельству самых разных источников, царь оперировал армиями в десятки и даже сотни тысяч человек. В следующий раз таких показателей военной мощи Россия смогла достигнуть лишь в XVIII столетии. Откуда же взялся такой мобилизационный потенциал и куда он исчез после Ивана Грозного?
Секрет в том, что военная эффективность вотчины и поместья принципиально отличаются. Да, боярин тоже служит князю. Однако размеры воинского отряда, который он берёт с собой в поход, зависят от его представлений о престиже, от уровня лояльности князю, от урожая и дохода в этом году, а также многих других факторов. А новику (т.е., молодому помещику) дали 50 десятин земли, несколько крестьянских дворов и хочешь не хочешь, но приходится выступать. Размер надела микроскопический. Такой, чтобы хватило лишь на прокорм. Дополнительно держава даёт денежную «помогу» как правило, сразу на несколько лет вперёд, чтобы купить оружие и в поход собраться. Если отличишься в бою, пару крестьянских дворов добавят. Провинишься урежут.
В борьбе за русское наследство
Первые же завоевания царя стали «топливом» для расширения земельной базы поместного войска. Одновременно была проведена налоговая реформа для финансирования поместной конницы и пешего стрелецкого войска. Победоносная армия ещё более увеличилась в размерах. Одновременно росли и амбиции царя всея Руси, титул которого отражал претензии на всё наследство Владимира Святого  т.е., на 90% территории Великого княжества Литовского.
Москва и Вильно к тому времени уже два столетия конкурировали за собирание русских княжеств и долгое противостояние привело к более-менее стабильному паритету. Военные реформы Ивана Васильевича резко сместили баланс сил в пользу Москвы и над Литвой нависла угроза завоевания. Но победа оказалась пирровой. Ведь именно успехи русского оружия стали причиной создания объединённого польско-литовского государства Речи Посполитой. Вследствие сложного положения Литвы, династическая уния превратилась в аншлюс. Виленская аристократия не без сожаления, но рассталась с Киевским, Брацлавским и Подляшским воеводствами (т.е., с основной частью русского наследства), которые перешли под польскую корону.
Таким образом, на западе Москва столкнулась с объединённым и сильным противником. На севере Швеция тоже попыталась взять реванш за недавнее поражение. На юге крымский хан отказался признать казанские и астраханские приобретения Москвы, заручившись при этом поддержкой Османской империи. Царь недооценил своих противников и теперь его победы грозили превратиться в крушение страны, которую отстраивали поколения его предшественников.
Чтобы выстоять, Иван IV взялся за расширение ресурсной базы поместной конницы и стрелецкого войска. Вотчины насильственно переводились в статус поместий. Был введен принцип: «нет службы – нет земли». И армия не подвела. В тяжелейшей войне одновременно против нескольких могущественных держав царь практически ничего не уступил из своих первоначальных завоеваний. Другой вопрос чего это стоило.
Ускоренная централизация, усиление самодержавной власти и разгром боярской фронды стали, как ни странно, не результатом целенаправленной политики, а побочным эффектом войны сразу на три фронта. Страна была превращена в военный лагерь с соответствующими условиями жизни для подданных. Во внутренней борьбе, ещё более сложной, чем внешнеполитическая обстановка вокруг России, царь проявил все те качества, благодаря которым он известен в истории по прозванию «Грозный».
Казацкая альтернатива: Смута, которой могло не быть
Многие историки условно делят правление Ивана IV на две части. В первой он «нормальный» и справедливый правитель, многое сделавший для развития страны. Потом он якобы превращается в беспощадного и мстительного тирана, который даёт волю подступающему к его душе безумию. На самом деле водораздел двух параметров личности Ивана Грозного находится не в его голове, а в условиях правления на разных биографических этапах.
В пору внешних успехов не было и внутреннего конфликта. Царь искренне стремился править так, чтобы стать угодным Богу, вельможам и народу. Не было предпосылок и для конфликта с боярством. Первоначально даже обсуждался проект передачи боярам монастырских земель, который был свёрнут по причине противодействия церкви.
Напротив, кризис завоевательной политики подорвал основы царской власти. Пошатнувшийся авторитет Иван Грозный восстановил террором. Отсюда опричнина.
Долгие войны не только ухудшили положение народа, но также создали опасный дисбаланс в социальной структуре общества. Сословие, которое платит налог кровью, стало более многочисленным. И, соответственно, хуже обеспеченным. Многие дворяне могли нормально снарядиться в поход только в том случае, если в перерывах между службой сами ходили за плугом. И своих крестьян они тоже не жалели. Усилился налоговый пресс. Отсутствие продовольственных запасов в крестьянских подворьях грозило тем, что после первого же неурожая наверняка наступит массовый голод. И он наступил.
Таким образом, постепенно кристаллизовались противоречия между крестьянством, дворянством, боярством и самодержавием. Назревали социальные предпосылки Великой Смуты.
Общество, впрочем, нашло механизм решения проблемы и почти успело им воспользоваться. Клапаном для спуска пара в перегретой войнами социальной системе стало промежуточное казацкое сословие. Именно оно и переняло от дворянства эстафету территориальной экспансии.
Казаки были и раньше, однако в конце царствования Ивана Грозного сложились условия, чтобы узкая группа вольных и бесприютных авантюристов превратилась в фактор государственного значения. Обнищавшие крестьяне уходили от помещиков, помещики бежали от своих нищих крестьян и государевой службы. Значительный процент неустроенного дворянства пополнил казацкие лавы и привнёс в команды свободных охотников военную дисциплину и организацию.
Первым серьёзным триумфом казацкой славы стал поход атамана Ермака в начале 80-х годов XVI столетия. Всего через пятьдесят лет казаки выйдут на побережье Тихого океана. Это была грандиозная перспектива для всех социальных слоёв России, однако ещё раньше власть поразил династический кризис. Со смертью сыновей Ивана Грозного угасла прямая ветка наследников московского престола.

У вас есть высказывание Василия Осиповича Ключевского, историка, жившего в XIX веке, о детских годах Ивана IV. Какие причины, по мнению Ключевского, повлияли на его характер?
«Иван родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский московский ум. Иван рано осиротел, на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества... Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера.

Как все люди, выросшие среди чужих людей без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить, оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям.
В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих...
Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, были его первыми политическими впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность Иван рано привык думать, что окружен только врагами».


«Рожденный с пылкой душой, редким умом и особенной силой воли,
он имел бы все качества великого Монарха, если бы воспитание образовало или усовершенствовало в нем дары Природы. Но рано лишенный отца, матери и преданный на волю буйных вельмож ослепленных безрассудным, личным властолюбием, он был на престоле несчастнейшим сиротою Державы Российской»
Н.М. Карамзин «История государства Российского»

Изречение Вассиана, коломенского владыки:
«Если хочешь быть настоящим самодержцем, не держи около себя никого мудрее тебя самого, ты всех лучше. Если так будешь поступать, то будешь тверд на своем царстве, и все у тебя в руках будет, а если станешь держать возле себя мудрейших, то поневоле начнешь их слушаться».
Вассиан – коломенский владыка


В 1530 году в Москве, в семье великого князя Василия III, родился сын. Мальчика в честь деда Ивана III назвали Иваном, а позже его назовут Грозным. Правление Ивана IV длилось 51 год.
Это был один из самых сложных и трагических периодов в истории Русского государства. К беспрерывным войнам с казанскими, астраханскими, крымскими татарами, постоянной угрозе со стороны Польши и Швеции добавлялась борьба среди бояр, стремившихся захватить власть. «Варварскими методами в варварской стране» Иван Грозный укреплял самодержавную власть.

Эпоха Ивана Грозного – это противоречивая эпоха с кровавыми и аморальными нравами. Мнение современников об Иване Грозном было различным: его называли губитель, рассекший опричниной, как секирой, русскую землю, царь-псарь, а также царь-батюшка, великий государь и царь всея Руси.

О личности Ивана Грозного, о роли его в российском государстве до сих пор спорят историки. Известно, что Сталин высоко ценил этого самодержца, одобрял методы его расправы с политическими противниками. Это неудивительно кровавые деспоты тяготеют друг к другу. Террор Ивана Грозного Сталину казался привлекательным и служил оправданием его собственной политики, проводимой в те годы. Учебники истории России изображали Ивана IV как великого патриота, который в общенациональных интересах вёл борьбу против реакционного боярства и ликвидировал пережитки феодальной раздробленности.


Действия Ивана Грозного были следствием его тяжелого характера, который сформировался в раннем возрасте в чрезвычайных условиях.
Какие черты характера сложились у Ивана IV ещё в детстве?
Ивану было три года, когда отец его Василий III умер. По закону престол перешел к трехлетнему ребенку. Детство царевича было трудным. Позже Иван IV писал, что с ним «ни в чем не поступали... так, как следует поступать с детьми».
Конечно, ребенок не мог править огромной страной от его имени правила мать. Такой порядок называется регентством. Когда Ивану было всего восемь лет мать Елена Глинская умирает (иностранцы писали, что ее отравили). Раннее сиротство отрицательно повлияло на его характер.
За влияние на юного князя началась борьба за власть между боярскими группировками Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых. Между боярами не было согласия. При дворе царила смута и вражда. Каждая группа бояр хотела подчинить своему влиянию маленького Ивана IV и пользовалась его именем, чтобы устранить своих врагов.
Эта борьба отразилась на характере Ивана: он стал замкнутым, жестоким, подозрительным, он научился скрывать свои намерения и никому не доверять.
Во время церемоний он был окружён пышностью и раболепием, а в повседневной жизни он тяжело переживал пренебрежение бояр и князей, равнодушие и обиды окружающих. Пока Иван рос, страна приходила в упадок бояре разворовывали государственную казну.
Со временем в характере Ивана IV стала развиваться жестокость и агрессия. Видимо проявление этих качеств связано с тем, что он хотел всем напомнить, кто является настоящим правителем в государстве. Юный царь иногда забавлялся тем, что швырял с крыльца или с вышки животных и наслаждался их мучением, а когда подрос, вместе со своими сверстниками из знатных семей скакал верхом по улицам, топтал лошадьми и бил плетью всех, кто попадался на пути.
Особую жестокость и беспощадность царя связывают с переломом в душе Ивана IV после смерти первой жены царицы Анастасии в 1560 г.


Изложить легенду о рождении Ивана Грозного
и установить время её возникновения
Согласно легенде, во всем царстве в час рождения младенца разразилась страшная гроза. Казанская ханша, узнав о рождении Ивана, объявила московским гонцам: «Родился у вас царь, а у него два зуба: одним ему съесть нас, татар, другим вас».
Эта легенда была создана значительно позже рождения Ивана. Во-первых, казанская ханша именует новорожденного царем, тогда как Иван в момент рождения им не был, так как этот титул он принял лишь в 1547 г. Во-вторых, ханша с большой точностью характеризует последующие события - покорение Казани и опричнину.

Проанализировать схему управления государством в XVI веке.
Как называлась такая форма правления в России?
Форма правления называлась сословно-представительной монархией. Высшей законодательной и распорядительной властью обладал великий князь или царь, как его стали называть. Он стоял во главе вооружённых сил, назначал на должности чиновников.
В первые годы правления Ивана IV при нём сложился кружок придворных деятелей «Избранная Рада», которая проводила реформы в стране.
Царю помогал во всех делах высший совет из знатных людей – Боярская дума. Это был законодательный и совещательный орган власти. Решения Боярской думы окончательно утверждал сам монарх.
С середины XVI века появился Земский собор, куда входили представители от разных сословий. Они собирались нерегулярно и занимались вопросами внешней политики и финансирования.
Органами центрального управления были приказы или приказные избы, которые ведали отдельными отраслями хозяйства. Например, посольский, поместный, ямской, челобитный приказы.
В уездах и городах управляли наместники.
Со временем Иван Грозный вошёл во вкус самодержавного правления, отменил совещательные органы, и его власть стала неограниченной. Такая форма правления называется абсолютной монархией.

В первые годы правления Ивана Грозного вокруг царя сложился кружок придворных деятелей, названный Избранной Радой. В период её деятельности были проведены ряд важных и результативных реформ. Расскажите об участниках Избранной рады
Алексей Адашев был мелким костромским вотчинником. Был взят царём на службу в приказ – новые органы центрального управления. Он отличался своей неподкупностью. Возглавляя Челобитный приказ, он строго карал, невзирая на лица, тех, кто чинил волокиту в приказах. Алексея Адашева называют ангелоподобным за беспрестанное моление и выдерживание постов. Несмотря на свои качества характера, попал в немилость к Ивану Грозному.

Андрей Михайлович Курбский, князь, боярин, писатель. Происходил из старинного рода ярославских князей. Участвовал в казанских походах, был воеводой во время Ливонской войны.
Проиграв в 1564 г. сражение под Невелем и связавшись с польским королем, Курбский бежал в Литву, откуда вел переписку с Иваном Грозным и написал "Историю о великом князе Московском" политический памфлет, в котором пытался оправдать свою измену и обвинить Ивана IV в жестокости и несправедливом преследовании князей и бояр. Описание носит откровенно враждебный характер: Курбский даже не называет Ивана IV царем: для него Иван не более чем великий князь Московский, т.е. один из русских князей Рюриковичей, равный ему самому.

Владимир Андреевич – двоюродный брат Ивана IV, владел Старицким удельным княжеством. Был одним из лучших военачальников и никогда не проявлял каких-либо намерений бороться за власть против царя. Тем не менее, в годы опричнины Владимир Андреевич был лишён всех земель, а затем отравлен по приказу царя.
Иван Михайлович Висковатый – видный деятель правления Ивана Грозного. Он осмелился выступить против произвола опричников, советовал царю прекратить репрессии. Это и решило его судьбу – 25 июля 1570 г. он был казнён.

Сильвестр – один из ведущих деятелей Избранной рады. Он родился в Новгороде в семье небогатого священника. Из Новгорода Сильвестр перебрался в столицу и стал протопопом Благовещенского собора в Московском Кремле. Протопоп означает старший из священнослужителей.
Сильвестр принадлежал к числу глубоко верующих людей. Он слышал небесные голоса, ему являлись видения. Сильвестр имел большое нравственное воздействие на молодого царя, и его называют духовным наставником Ивана IV. т.к. царь был очень увлечён религией. Сильвестр считается автором «Домостроя» - это свод нравственных норм и правил поведения, которым должен следовать добропорядочный христианин.
Когда произошло падение Избранной Рады, Сильвестра постригли в монахи и оправили в монастырь.

Сколько времени просуществовала Избранная рада?
Избранная рада просуществовала с 1549 г. до 1560 г. В 1553 г. Иван Грозный тяжело заболел и велел присягнуть его малолетнему сыну Дмитрию. Но Сильвестр и вельможи хотели видеть царём двоюродного брата царя Владимира Андреевича. Царь выздоровел, и такое неповиновение не мог забыть.
Историки называют несколько причин падения Избранной рады:

После скоропостижной смерти любимой жены Ивана Грозного Анастасии родственники царицы обвинили в её смерти А.Адашева и Сильвестра. По всей видимости, царь поверил этим слухам.
Реформы по мнению участников Избранной рады должны были осуществляться постепенно, а Иван IV предпочёл путь террора.
Царь по мере взросления тяготился опекой Избранной радой и стремился править единолично.

«Если хочешь быть настоящим самодержцем, не держи около себя никого мудрее тебя самого, ты всех лучше. Если так будешь поступать, то будешь тверд на своем царстве, и все у тебя в руках будет, а если станешь держать возле себя мудрейших, то поневоле начнешь их слушаться». Вассиан – коломенский владыка

Эти слова убедили Ивана Грозного в правильности его действий. Он объявил себя самодержцем и впервые использовал террор для утверждения своей безграничной власти.



Проанализируйте документ, который называется «Россия XVI глазами иностранца Джильса Флетчера,
английского дипломата, побывавшего в России в 1588 г.»
Записки иностранцев, побывавших в России - это внимательный и цепкий взгляд стороннего наблюдателя. Пусть иностранцы многого не понимали в русской жизни, на многое смотрели свысока. Тем не менее, они могли увидеть многие черты повседневной жизни русских людей, которые сами русские порой и не замечали, так как для них это был обычный жизненный фон, воздух, которым они дышали.
Образ правления
Правление у них тираническое: все действия клонятся к
пользе и выгодам одного царя и, сверх того, самым явным и
варварским образом.
Оба класса, и дворяне, и простолюдины, в отношении к своему имуществу, есть не что иное, как хранители царских доходов,
потому что все нажитое ими рано или поздно переходит в царские
сундуки.
Что касается до главных пунктов или статей, входящих в состав
самодержавного правления (издание и уничтожение законов, определения правительственных лиц, право объявлять войну и
заключать союзы с иностранными державами и право казнить и
миловать, право изменять решения по делам гражданским и
уголовным), то все они так безусловно принадлежат царю и состоящей под ним Думе, что его можно назвать как верховным правителем, так и самим исполнителем. Всякий новый закон или постановление определяются всегда прежде, нежели созывается по этому случаю какое-либо общее собрание или совет. Кроме своей Думы, царю не с кем советоваться за исключением немногих епископов, архимандритов и монахов, и то для того только, чтобы воспользоваться суеверием народа, который считает святым и справедливым все, что ни сделано с согласия их епископов и духовенства.
Во-вторых, что касается до общественных и правительственных должностей в государстве, определение к той или иной должности зависит непосредственно от самого царя, так что даже дьяки в каждом главном городе, большей частью, назначаются им самим.
В-третьих, то же можно сказать о заведовании делами судебными, в особенности касающимися до жизни и смерти, судьи так стеснены в отправлении своей должности, что не смеют решить ни одного особенного дела сами собой, но должны пересылать его в Москву, в царскую Думу. Чтобы показать власть свою над жизнью подданных, покойный царь Иван Васильевич во время прогулок или поездок приказывал рубить головы тем, которые попадались ему навстречу, если их лица ему не нравились. Приказ исполнялся немедленно, и головы падали к ногам его.
В-четвёртых, что касается до верховной аппеляции и прощения обличённых в уголовных преступлениях, то это совершенно зависит от воли и милости царской.
Ответить на вопросы:
- Как назвал правление в русском государстве иностранец?
- Что имел право делать царь в государстве?
- Кто назначал на общественные и правительственные должности в
государстве?
- Кто заведовал делами судебными?

Какие реформы провёл Иван Грозный для укрепления обороноспособности нашей страны?
В случае военной опасности формировалось дворянское ополчение. Служба дворян начиналась с 15 лет. Вознаграждением за службу были поместья. Каждый дворянин со 150 десятин своей земли должен был выставить воина на коне и в полном вооружении («конно, людно и оружно»). За лишних воинов полагалось вознаграждение, за недостачу – штраф.
В середине XVI века появились русские воины-пехотинцы – стрельцы. Они находились на постоянной службе, получали от государства денежное, хлебное и земельное жалование. Одевались стрельцы в мягкие островерхие суконные шапки с меховой опушкой, которые в бою заменялись шлемами, длиннополые кафтаны красного цвета, отделанные на груди поперечными шнурами и высокие сапоги. Стрелец был вооружён тяжёлым гладкоствольным ружьём – пищалью, бердышом (топорик) и саблей. В мирное время стрельцы несли службу у городских ворот, на крепостных стенах, на улицах. Жили стрельцы в слободах, где в свободное время занимались ремеслом и торговлей. На содержание стрелецкого войска собирался пищальный налог, а на выкуп пленников – полоняничные деньги.
При Иване Грозном впервые в истории появились в войсках инженерные части – строители крепостей, подвижных осадных башен, а также минёров-подрывников.

Какие земли вошли в состав Российского государства при Иване Грозном?
Главной задачей во внешней политике была ликвидация осколков Золотой Орды. Это было важно для завоевания волжского торгового пути, усиления культурных связей с восточными и южными странами, для использования богатств сибирской земли. В 1552 году было присоединено Казанское ханство, в 1556 году без боя было взято Астраханское ханство, в 1581 -1585 гг. была присоединена Западная Сибирь. В состав России вошли также башкиры, удмурты, кабардинцы, Ногайская Орда.

Какими усилиями было взято Казанское ханство и какое это имело значение для русского государства?
Казанские ханы, эмиры, мурзы из года в год нападали на пограничные русские земли. По казанским улусам томилось более 100 тысяч пленников. Война с Казанским ханством началась в 1545 г. и с некоторыми перерывами продолжалась 7 лет. Решающий поход на Казань начался в июне 1552 г. Русское войско состояло из 150 тыс. пехоты и конницы и имело 150 орудий. В день приходилось преодолевать по 30 км пути. Для подготовки штурма Казани была сооружена крепость, которую в разобранном виде переправили по Волге. В этом месте сейчас находится город Свияжск.
По своему географическому положению Казань была почти неприступна. Она стояла на высоком и обрывистом холме. Её окружали реки, многочисленные болота и озёра. Казань была защищена дубовыми стенами, заполненными в промежутках камнем и землёй. Гарнизон состоял из 30 тысяч человек. Русские начали осаду Казани с конца августа и только 2 октября 1552 г. штурм закончился её взятием. Под руководством дьяка Ивана Выродкова были подведены подкопы и взорваны стены, что позволило ворваться в город. В городе началась страшная резня. Отсюда пошла поговорка «сирота казанская».
В результате присоединения Казанского ханства прекратились набеги ханов, плодородные земли и волжский торговый путь оказался в руках русских. Народы Поволжья были освобождены.

Какой храм был построен в честь взятия Казани?
Почему он имеет два названия?
Это храм Василия Блаженного, носящий имя юродивого Василия жившего рядом и похороненного там. Его также называют Покровским храмом, т.к. победа над Казанью была совершена 2 октября накануне праздника Покровской Божьей матери.

Что вам известно о Ермаке и о его походах в Сибирь?
Во времена Ивана Грозного в России знали богатый купеческий род Строгановых. Они вели торговлю на берегах рек Двины и Камы (на северо-восточных и восточных окраинах страны). Эти края часто подвергались вражеским набегам, и Строгановы построили на речных берегах небольшие деревянные крепости. В этих крепостях несли службу казаки.
Особенно досаждал Строгановым правитель Сибирского ханства хан Кучум. Чтобы избавиться от его набегов, послали Строгановы отряд казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем.
О происхождении Ермака говорили разное. Одни считали, что Ермак - это не имя, а прозвище. Будто бы дали его молодому казаку Василию, когда он был кашеваром в казачьем отряде и молол зерно на ручной мельнице, которая называлась ермаком. Другие считали, что Ермак это краткая форма имени Ермолай.
Был Ермак отважным и решительным, умным и хитрым человеком. В отряд он собрал смелых людей, установил твердую дисциплину.
В 1581 г. отряд на «стругах» (больших лодки) прошел по Каме, потом по Чусовой, по Серебрянке. Затем волоком перетащили струги через Уральские горы (их тогда называли «Камень»), и вышли в Тобол, а затем в Иртыш. На берегу Иртыша состоялось решающее сражение войско хана Кучума было разбито, а Сибирь присоединена к России.
Иван Грозный за победу над Кучумом наградил всех казаков деньгами, а Ермаку подарил дорогие доспехи так говорит легенда. Но недолго Ермак носил эти доспехи, стали они причиной гибели отважного казака. Враги внезапно напали на спящих казаков, пришлось им спасаться вплавь по Иртышу большой сибирской реке. И тяжелые доспехи утянули Ермака на дно.

Дать описание скульптуры М. Антокольского «Ермак»
Ермак был человек смелый, мужественный, хорошо знавший военное дело. Его отряд был закалён в боях и относительно хорошо снабжён огнестрельным оружием – пищалями и несколькими маленьким пушками. Скульптура даёт представление о снаряжении предводителей русских казаков: кольчуга, поверх неё – «зерцало» для защиты груди. Сбоку висит палица-шестопёр, в правой руке у Ермака – боевой топор.
Описать картину Василия Сурикова
«Покорение Сибири Ермаком»
На ней изображены покорители Сибири – храбрые и суровые казаки. Ермак находится в гуще сражения, руководит своими дружинами, проявляя личную храбрость. Войско хана Кучума растерянно, а сам он находится вдали от сражения, где-то на высоком мысе среди дремучего леса.

Что такое засека и какое значение она имела?
Засека – это линия крепостей, острогов, лесных завалов из срубленных деревьев. Она была сделана для защиты от набегов крымских татар, опустошавших южнорусские уезды. В государстве не было возможности начать войну с крымским ханом, поэтому выстроенная засека в то время сыграла свою положительную роль.

Иван Грозный был человеком жестоким и подозрительным.
Даже самых преданных ему людей он подозревал в измене.
Кого называли опричниками, и для чего было создано опричное войско?
Опричнина – система карательных мер, направленная на укрепление самодержавной власти и подавление любого, даже самого слабого протеста в стране.
Чтобы без помех расправиться с изменниками, царь задумал необычное дело: выделил в свое особое личное владение часть страны. Назвал он эту землю «опричниной» (от слова «опричь» кроме), а остальную часть страны назвали «земщиной ». Деньги на содержание опричнины должна была давать земщина.
Из верных людей царь сформировал войско это и были опричники. Узнать их было легко по чёрным одеждам и по привязанным к конскому седлу собачьей голове и метле: опричники должны были «грызть» изменников и выметать их с Русской земли. Обидеть опричника считалось тягчайшим преступлением, а сами они могли убить всякого, изувечить, отнять дом, добро, спалить и разграбить.
Опричники сочетали в себе атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки. Опричники подчинялись только царю. Они громили дома богатых и бедных, растаскивали имущество, угоняли крестьян.
Очень часто так поступали с людьми, которые ни о какой измене даже не помышляли. Грозный собственноручно убил главу Боярской Думы И.П.Фёдорова. Опале подвергся и глава церкви митрополит Филипп, открыто осуждавший действия царя. Он был лишён сана и отправлен в ссылку, где и погиб. В XVII веке митрополит Филипп был причислен к лику святых, а его мощи торжественно перенесены в Успенский собор Московского Кремля.
С помощью опричников Иван Грозный разорил Тверь, Клин, Великий Новгород. Псков откупился от опричников большими деньгами и выдачей на казнь нескольких людей, заподозренных в измене.
В это время появилась поговорка «концы в воду», т.к. своих жертв опричники топили в реке. Это выражение означает – скрыть преступление от людей.
Иностранцы, бывшие свидетелями самоуправства опричников, говорили: «Если бы сатана хотел выдумать что-нибудь для порчи человеческой, то и тот не мог бы выдумать ничего удачнее».
А вот с иноземными врагами опричники воевали плохо. Так плохо, что в 1571 году войско крымского хана Девлет-Гирея дошло до Москвы и выжгло русскую столицу. Вскоре Иван IV отменил опричнину.

Был ли разорён во время опричнины
старинный русский город Псков?
Существует легенда, что царь встретил юродивого Николу, который посоветовал ему покинуть город, чтобы не накликать несчастья. Юродивый предостерегал царя не снимать колоколов с церквей и не грабить утварь. Но Иван не послушался и велел снять колокол с Троицкого собора. В тот же час под царем пал конь. Тогда царь уверовал в предсказания юродивого и покинул Псков. Так гласит легенда.
На самом же деле Псков был сильно ограблен, а все непокорные бояре наказаны, после чего царь покинул город.

Не надо путать преданность Отечеству и преданность царю. Опричники демонстрировали собачью преданность правителю,
в то же самое время разрушали города и уничтожали русских людей.
Это не является патриотизмом, ведь патриотизм – это ничего не требующая взамен верность Родине.

Вы знаете, что Иван Грозный был неоднократно женат.
Что вам известно о женщинах, попавших под власть монарха.
В 17 летнем возрасте Иван Васильевич женился на Анастасии Захарьиной-Юрьевой. Род Захарьиных был не из знатных. Анастасия пленила царя своей красотой, и главное мягкой женственностью. Анастасия старалась всеми силами оказать на царя благотворное влияние. И на некоторое время приближённые заметили положительные перемены в поведении царя. Первого сына, рождённого в браке, звали Дмитрием, но он умер в младенчестве. В 1551 г. родился сын Иван, который будет убит отцом в порыве злости. В 1557 г. родился Фёдор Иванович, который после смерти Ивана Грозного наследовал престол.
В 1560 году от болезни умрёт Анастасия. Болела она всего три дня, и самые искусные медики не могли определить её болезнь. Упорно говорили, что царевну отравили участники Избранной Рады.

Второй женой Ивана Грозного в 1561 г. стала Мария Темрюковна, дочь черкесского князя. Она выросла среди гор, с раннего детства привыкла к вооружённым столкновениям, мести, крови. Она сама участвовала в публичных казнях, устраиваемых её мужем или медвежьих травлях. Она не только не удерживала Ивана от кровавых расправ, но и сама толкала на них. Она умерла в 1569 году, попав под гнев Ивана Грозного, который заточил её в Кремлёвском дворце под надзором опричников.

Через некоторое время царь дал согласие вступить в новый брак с Марфой Сабуровой. Боярский род Сабуровых отличался родовитостью. Через две недели после свадьбы она умерла. Считают, что её отравил брат покойной царицы Марии Михаил, который угостил её засахаренными фруктами. Смерть Марфы Сабуровой опечалила Ивана. Может быть потому, что третья жена не успела ему надоесть.

Четвёртой женой стала 18-летняя Анна Колтовская. Она была по характеру похожа на Марию Темрюковну и сумела подчинить Ивана своему властному влиянию. Она таила глубокую ненависть к царю и к окружавшим его опричникам. Царь Иван Грозный расправился с ней, заточив её в монастырь.

В 1573 г. состоялся брак Ивана Васильевича с княжной Марией Долгорукой. Этот пятый по счёту брак оказался печальнее всех остальных.
После свадебной ночи мрачный Иван Грозный вместе с царицей выехал в Александрову слободу. Там находился «царский» пруд, из которого ловили для царского стола рыбу. Полдня на ледяном покрове царского пруда вырубали огромную полынью. По слухам царь неожиданно выразил желание ловить рыбу. Но через некоторое время из ворот дворца показались сани, на которых лежала без сознания царица Мария. Малюта Скуратов уколол ножом лошадь, и та бросилась вперед, не разбирая дороги. Через несколько секунд лошадь с привязанной царицей погрузилась в ледяную воду. Сам Иван Грозный заявил, что невеста до венчания слюбилась с кем-то, а князья Долгорукие специально предложили её царю.

Три месяца прожил Иван IV с шестой женой 17-летней княжной Анной Васильчиковой, но она таинственно умерла.

Однажды Иван Грозный заехал к своему приближённому Никите Мелентьеву. Увидев его жену Василису, царь покорён её красотой. Отравив вином её мужа, царь обвенчался с ней. Но патриарх благословения на это брак не дал. Тщеславная Василиса поставила цель – именоваться царицей. Два года Василиса правила государством вместе с Иваном. Но однажды царь застал в покоях царицы молодого мужчину, которого он заколол своим посохом. На следующий день в общей могиле похоронили убитого Ивана Колычева и живую Василису Мелентьеву, обвязанную и с плотно заткнутым ртом.

Следующей женой царя стала боярышня Мария Нагая. Она была идеалом русской красавицы. Высокая, статная, с большими выразительными глазами и густой косой ниже пояса, она пленяла всех, кому приходилось её видеть. Она была просватана за сына одного из бояр и не хотела с ним разлучаться. Но свадьба всё-таки состоялась. От этого брака у Ивана Грозного в 1582 г. появился наследник Дмитрий.

Как складывались отношения между Иваном Грозным
и его сыном, царевичем Иваном?
Наследник Ивана Грозного - сын Иван от первого брака царя с Анастасией Захарьиной-Юрьевой, уже к 17 годам обладал не менее крутым нравом, чем отец. Царь же не доверял тогда Захарьиным и боялся, как бы они не впутали царевича в заговор. У Грозного даже возникали мысли казнить наследника, но за него заступился дядя, Никита Юрьев. Не раз
Грозный наказывал сына палкой, но всерьез трона лишать более не собирался.
Когда царю было 48 лет, он тяжело заболел и, потеряв надежды на выздоровление, объявил царевича наследником. Многие бояре и дворяне надеялись на перемены к лучшему, но царь Иван выздоровел. Сыну же своему, которому было уже 27 лет, он перестал с тех пор доверять.
Будучи человеком деспотичным, царь не раз вмешивался в семейные дела своего сына. Он заточил в монастырь двух его первых жен, которых, кстати, сам ему и выбрал. Когда же царевич Иван сам выбрал третью жену, Елену Шереметеву, царь казнил почти всех неугодных ему новых родственников, опасаясь измены.
Царевич Иван отличался жестокостью и неуравновешенностью характера, он принимал активное участие в опричных расправах. Последняя ссора отца с сыном произошла в Александровской слободе, где семья
проводила время осенью. Шел 1581 год. Согласно преданию, Иван Грозный застал беременную сноху не в трех рубахах, как было положено, а в одной. В гневе он побил ее, следствием чего стало рождение мёртвого ребёнка. Царевич, заступаясь за жену, получил от отца посохом в висок. По одной версии, он умер сразу. По другой, более достоверной, он умер после 11-дневной горячки, а Иван Грозный, переживая случившееся, чуть было не лишился рассудка.

Какому событию посвящена картина Ильи Репина
«Иван Грозный и сын его Иван»?
В 1885 г. художник Илья Репин написал картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.», на которой изображена сцена убийства царевича Ивана. Сегодня эта картина находится в Третьяковской галерее. Картина глубоко психологическая. Большое значение Репин придавал цвету, в ней очень много красного. Именно этот цвет, по мнению автора, передавал трагедию.
Репин с особой силой выписал лица героев трагедии. Это воспаленное лицо царя Ивана, на нем еще не угасла вспышка ярости, но есть уже ужас и раскаяние. Лицо сына предсмертное, но прощающее отцу его поступок. Стекленеющие глаза царевича и другие элементы картины передают драматический шок.
Наши современники уже привыкли к картине Репина, агрессивных эмоций она не вызывает. Но в начале XX в. реакция зрителей была иной. В 1912 г. один старообрядец, увидев картину, порезал полотно в двух местах по уху Ивана Грозного и по плечу царевича Ивана. Совершая это, старообрядец кричал: «Хватит крови!» Вот какова сила мастерства И.Репина! Публика была шокирована, а старообрядца признали сумасшедшим и отпустили. Реставраторы ничего не сообщали И.Репину до тех пор, пока не восстановили полотно, предоставив автору возможность нанести уже завершающие штрихи. Ответственный же за выставку репинских картин очень сильно переживал случившееся с шедевром и, считая себя также виновным, бросился под поезд и погиб.


Заключение
Правление Ивана Грозного вызывает самые противоречивые оценки и современников и потомков. Одни видят в его деяниях большой государственный смысл – стремление к централизации, укреплению государства.
Другие резко отрицательно судят личность и деяния царя, акцентируя внимание на казнях, опричнине и разорении страны. Очевидно, что следует учитывать и положительные стороны его правления и отрицательные. Не следует забывать эпоху средневековья, костры инквизиции в Европе. Слишком просто было бы объяснить появление опричнины состоянием психики Ивана Грозного и его безмерной жестокостью. В других странах происходили дикие расправы в ещё больших масштабах. Тогда писал свои произведения Уильям Шекспир. В них раскрыты страшные картины той эпохи: коварство, предательство, интриги, кровь.
Подводя итог эпохе Ивана Грозного, и отвечая на наш проблемный вопрос, можно сказать, что при всех её успехах она оставила тяжёлое наследство и привела к печально знаменитому в истории России Смутному времени.

Заголовок 2 Заголовок 315