Использование метода проектов в начальной школе как способ реализации системно-деятельностного подхода

Малышева Ольга Леонидовна
МБОУ Писцовская средняя общеобразовательная школа № 4

Использование метода проектов в начальной школе
как способ реализации системно-деятельностного подхода

Новые педагогические технологии направлены на реализацию личностно-деятельностного подхода в обучении, при этом ученик должен выступать активным субъектом образовательного процесса. Поэтому в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В последнее десятилетие большой интерес у учителей всех школьных дисциплин вызывает метод проектов. Проектная деятельность содержит огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности.
Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе.
Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:
личностно-ориентированный;
обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин.

Этапы работы над проектом соответствуют принципам «Пяти П»: Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Анализируя свою педагогическую деятельность, я столкнулась с рядом проблем в своей работе:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неспособность внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий,
- а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.
Обдумывая эти проблемы, я решила дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся. С этой целью мною и был выбран метод проектов. Данную методику я активно применяю уже 3 год, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Метод проектов помогает мне активизировать учеников,
у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить для решения поставленных в проекте задач.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Осуществляется преемственность со средним звеном, дети уже готовы для выполнения более сложных и долговременных проектов.

Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Дети учатся основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала я с детьми формулирую тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяем состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык. Проектная деятельность учащихся начальной школы усложняется от класса к классу, как по содержанию, так и по срокам исполнения.
В проектной технологии является ценным не только результат, но и сам процесс работы над проектом.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Я выделяю некоторые этапы работы над проектом:
Мотивационный.
Планирующий.
Информационно-презентационный.
Рефлексивно-оценочный.

В 3-4 классе с учащимися моего класса были организованы несколько проектов, названия которых представлены в таблице:
Название проектного задания
Предмет


·†°Вспомним их поимённо
Краеведение

Сам себе я помогу, я здоровье сберегу
Окружающий мир

Край, в котором я живу
Краеведение

Вместе весело живём
Внеклассные мероприятия

Весёлая математика
Математика

Милая моя мамочка!
Внеклассные мероприятия

Украсим наш класс
Внеклассные мероприятия

Литературно-художественный альманах
Литературное чтение

По дорогам сказок
Литературное чтение

Наш календарь
Математика

Бумажная сказка
Технология

Иллюстрированное пособие
«Словарные слова»
Русский язык

К нам осень пришла
Русский язык, чтение, музыка

Ёлочка, ёлка зелёная иголка
Окружающий мир, технология,
внеклассное мероприятие

Мой семейный альбом
Чтение, ИЗО, русский язык,
внеклассные мероприятия


В результате работы над проектными заданиями, наблюдая за учащимися, я убедилась, что
- проектное обучение даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей,
- является условием развития индивидуальных способностей учащихся,
- формирует у них навыки «всегда быть успешными», 
- развивает ключевые компетентности учащихся,
- готовит их к реальным условиям жизнедеятельности.

 Я провела анкетирование с учащимися 4 класса по введению метода проекта в образовательный процесс. Анализ показал, что:
92% школьников ответили, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя.
56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта; 20% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 24 % - презентацию.
По итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности.
Таким образом, мне удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Федеральные государственные стандарты второго поколения приоритетом начального общего образования ставят формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности и уровень освоения, что предполагает успешность обучения.
Я работаю по УМК «Школа России». Новые учебники, которые соответствуют стандартам второго поколения, предлагают в рамках учебного предмета выполнить различные мини-проекты. Это проекты по обучению грамоте, чтению, математике, окружающему миру, технологии.
При выполнении проектов на разных этапах урока используются парные и групповые формы работы, т.е. обучение в сотрудничестве.
Что очень ценно, в проектах участвуют также и родители, помогают в наглядном оформлении, в технических средствах, материально (бумага, экскурсии и т.д.). На одном из собраний в первом классе родители были ознакомлены с методикой организации проектной деятельности детей и совместными усилиями определили оптимальные формы их возможного участия: помощь советом, творческими идеями, информацией, проявление заинтересованности как важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности детей.
Дети и родители проявляют свой талант и мастерство. Продуктами проектов в 1 классе стали творческие работы, презентации, альбомы и классные книги, экскурсии, поделки, информационные стенды, совместные мероприятия родителей с детьми.
Да, организовать в начальной школе такой сложный вид деятельности, как выполнение проекта задача не простая, требующая от учителя сил, значительного времени, энтузиазма. Но грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и даёт ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием ребёнка.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. И как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. Проектная технология реализует личностный и системно--деятельностный подходы в обучении.
Опыт своей работы я обобщила и представила на педагогических чтениях «Технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода» в марте этого 2015 года, организованными Управлением образования администрации Шуйского муниципального района совместно с Шуйским государственным педагогическим университетом.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




15