Технологическая карта урока по истории Древнего Мира. Тема урока Древнейшая Греция. Греки и критяне.


Технологическая карта урока.
Предмет, класс. История Древнего мира, 5 класс.
Учитель. Сухова Ольга Викторовна – учитель истории и обществознания МОУ «Лицей №13».
Тема урока. Древнейшая Греция. Греки и критяне.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Цель урока. Формирование у учащихся целостного исторического представления о географическом положении и природных условиях Древней Греции.
Задачи урока.
Образовательные: познакомить учащихся с географическим положением и природными условиями Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков. Познакомить учащихся с мифом о Тесее и Минотавре, чтобы сформировать представление о том, как складывались отношения между материковой и островной территориями Греции.
Развивающие: продолжить развитие умения выделять главное, обобщать, делать выводы, строить причинно-следственные связи, работать с исторической картой, текстом, анализировать текст, высказывать предположения.
Воспитывающие: приобщение учащихся к ценностям мировой культуры, воспитание уважения к истории других народов.
Формируемые УУД.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, логическое установление причинно-следственных связей, умение выделять главное, выстраивать последовательность описываемых событий.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владение монологической формой речи.
Регулятивные: формирование умений самостоятельно определять цель урока, умений предполагать свои варианты ответа на вопросы, анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Личностные: понимание важности учебы и познания нового, понимание ценности других народов.
Планируемые результаты.
Предметные: умение работать с исторической картой, поиск и систематизация исторической информации, умение работать с мифом как с историческим источником.
Метапредметные: умение отбирать информацию, формулировать мысль, организовывать учебное сотрудничества и совместную работы с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в парах.
Личностные: овладение навыками осмысления опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Методы работы: словесный, наглядный.
Оборудование: учебник, историческая карта «Древнейшая Греция», презентация, раздаточный материал для работы в парах.
Ход урока.
Ход урока. Этапы. Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент Взаимное приветствие учителя и учащихся. Создание учителем положительного эмоционального фона, рабочего настроя. Проверка отсутствующих на уроке. Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места.   Личностные: умеют организовать свою
работу
Проверка домашнего задания Проведение тестирования. Сегодня домашнее задание будет проводиться в форме тестирования. После выполнения тестовых заданий, учитель говорит, что ученики будут сами проверять работы друг друга и выставлять оценки (в парах).  Ученики получают тестовые задания и начинают отвечать на них самостоятельно. После выполнения, проверяют работы друг друга, выставляют оценки. Систематизация исторической иформацииРегулятивные: формиро
вание навыков самостоятельной работы,
развитие критического
мышления и умения ана
лизировать, способность
давать оценку.
Постановка целей и задач урока. Актуализация новой темы. Сегодня на уроке мы познакомимся со страной, в которой один раз в 4 года можно было услышать такую радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победит сильнейший!» О какой стране и о каком событии идет речь? Греция – родина Олимпийских игр. Когда-то в этой стране, в 776 г.до н.э. произошло знаменательное событие – открытие Олимпийским игр. С рассмотрения каких вопросов , по вашему мнению, необходимо начать изучение этой страны? Что предстоит узнать. План.
1. Географическое положение Древней Греции
2. Природные и климатические условия .3. Миф о Тесее и Минотавре.
4. Гибель Криткого царства.  Учащиеся отвечают на вопросы.
Совместно с учителем составляют план урока. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить.  Регулятивные:самостоя
тельное опрделение целей
и задач урока.
Изучение новой темы. Рассказ учителя. Географическое положение. На юге Балканского полуострова находится Греция. Балканский п-в расположен на Юго-Востоке Европы. Показывает географическое положение на исторической карте. Какими морями омывается Балканский п-в? В древности Греция называлась Элладой, а ее жители называли себя эллинами. Территория Древней Греции состоит из материковой и островной частей. Со всех сторон, кроме северной, ее омывают моря. Назовите их (Средиземное, Эгейское, Ионическое).
Природные и климатические условия. По своим природным условиям материковая Древняя Греция делилась на 3 части. Посмотрите внимательно на карту и назовите их (Северная Греция, Средняя Греция, Южная Греция). Северная Греция – это суровый горный край. Здесь часто бывают дожди и снежные метели. Самая высокая гора Олимп (высота ее 3000 м). Найдите ее на карте. Ее вершина всегда покрыта снегом. Древние Греки верили, что на Олимпе живут боги. В Средней Греции много широких долин и удобных пастбищ для скота. Здесь древние греки выращивали рожь, пшеницу и виноград. В Южной Греции находятся две плодородные области. Каким условным значком они обозначены? (Красной линией). Назовите их (Мессения и Лакония). Южной Грецией называют п-ов Пелопоннес. В те далекие времена в Греции существовали независимые города. Каким значком они обозначены на карте? Назовите некоторые из них. Обратите внимание, почти все крупные города стоят у моря. Какие о-ва включала в себя островная часть Греции? Назовите их. Назовите самый большой остров в Средиземном море. (О-в Крит). С Крита начинается яркая страница греческой истории. Города Крита стояли на самом берегу моря. У них не было толстых стен, потому что их жители считали себя хозяевами моря и никого не боялись. Крит был мощной морской державой и имел большой флот. Посмотрите внимательно на карту. В чем отличие древневосточных государств, которые мы уже изучили, и греческих? (Отсутствие полноводных рек, близость моря, возвышенности). Предположите какие главные занятия были у древних греков? (Рыбная ловля, морская торговля, посколько полей пригодных для ведения с\х было мало). Критяне торговали с Египтом, Месопотамией (Двуречьем) и др. странами. Самостоятельно заполнить контурную карту в рабочей тетради на печатной основе. Взаимопроверка.
Физкультминутка.
Миф о Тесее и Минотавре. Отношения между материковой (Балканской) Древней Греции и островной (о-в Крит) складывались не просто. Цари Крита обладали сильнейшим флотом и владычествовали на Эгейском море. Об отношениях между греками и критянами рассказывают древние сказания –мифы. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре, с которым мы сейчас с Вами познакомимся. Ознакомьтесь с мифом на с. учебника 116-118. Работая в парах, заполните таблицу, которая находится на ваших партах. (Приложение 2). Взаимопроверка по эталону на слайде. Проверим, что у вас получилось. Пересказ. Подумайте, что сказочного в мифе о Тесее и Минотавре.
Цари Крита создали сильнейший военный флот и стали властвовать на всем Эгейском море. Но 15 веке до.н.э., которая привела к гибели Критского царства. Найдите в тексте учебника, что же произошло?  Работа с исторической картой по алгоритму. (Приложение 1).
Сравнение. Самостоятельная работа – заполнение контурной карты в рабочей тетради на печатной основе. Работа в парах. Самостоятельная работа с текстом учебника.
Пересказ.
Умение извлекать информацию из исторической карты. Работа с мифом как историческим источником.
 Познавательные: поиск и
выделение необходимой информации, установление
причинно-следственных
связей, умение выделять
главное, выстраивать последовательность, описываемых событий.
Коммуникативные:
работать в парах, участвовать в диалоге, слушать и
понимать соседа по парте,
владение монологической
формой речи.
Закрепление. Подведение итогов.  Для закрепления открываем рабочие тетради на печатной основе и выполняем задание 1,2,3.Взаимопроверка по эталону на слайде. Оценивание по итогам выполнения 3-х заданий (к/к, заполнение таблицы, задания 1,2,3.) Выполнено без ошибок или с 1ошибкой –«5», 2или 3 ошибки –«4», более 4 ошибок» - «3». Выставление оценок. Давайте подведем итог урока. Что мы выяснили с Вами сегодня на уроке? Что Вам больше всего понравилось на уроке? Что вызвало наибольшие трудности? Саморефлексия. Оцените работу всего класса и свою работу, воспользовавшись раздаточным материалом в виде цветной бумаги. Желтый цвет – радостное настроение, синий – унылое. Учитель подводит итоги. Благодарит за работу на уроке.  
Учащиеся совместно с учителем подводят итоги урока.
Учащиеся выбирают полоски цветной бумаги. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить.  Познавательные: умение
осуществлять самоанализ и
самоконтроль результатов
своей деятельности.
Личностные: воспитание интереса к истории как кнауки.
Домашнее задание.  П. 24, «Проверь себя» (у), р.т. задание 6,7.  Запись дом. задания в дневник.    
Приложение 1.
Алгоритм чтения исторической карты: (выводится на слайд презентации)
Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.); в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
Приложение 2.
Вопросы: Ответы:
1. Кто такой Минотавр? 2. Кто такой Эгей? 3. А как звали сына царя Эгея? 4. Какой подвиг совершил Тесей? 5. Что такое лабиринт? 6. Кто такой Минос? 7. Кто помог Тесею выбраться из лабиринта? 8. К кому за помощью обратилась девушка?