Разработка урока по литературному чтению с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием компьютерных медиаресурсов

Разработка урока по литературному чтению с применением технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
с использованием компьютерных медиаресурсов

Тема: Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок»
Программа: «Школа России»
Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России»
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Издательство «Просвещение» 2012.
Время реализации урока: 40 минут
Учебная нагрузка: 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Цель урока: развитие коммуникативных качеств личности.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с творчеством поэтессы Е. Благининой, интересными фактами биографии,
пополнение знаний об окружающем мире.
Развивающие:
развивать внимание, память, мышление, фантазию;
развивать умение высказывать своё мнение, слушать и слышать собеседника;
развивать навык выразительного чтения, правильно оценивать работу свою и товарищей.
Воспитательные:
воспитание познавательной активности и самостоятельности, настойчивости;
воспитание интереса к предмету, к учению;
воспитание чувства сопереживания, чувства ответственности за себя и команду;
воспитание аккуратности и дисциплины труда.
Здоровьесберегающий аспект:
работа по сохранению здоровья обучающихся: зрения, осанки;
выработка правильного дыхания;
индивидуальный подход к обучающимся;
рациональная смена различных видов деятельности для предупреждения утомляемости.
Оборудование для учителя:
компьютер, проектор, экран, учебник «Родная речь» 3 класс, 2 часть. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Издательство «Просвещение» 2012.
Авторский медиапродукт: слайдовая презентация
1.Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word Power Point.
2.Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала (20 слайдов)
3.Структура медиапродукта для учителя: последовательные кадры презентации.





Оборудование для учащихся: учебник «Родная речь» 3 класс, 2 часть. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Издательство «Просвещение» 2012; «Кубики» с вопросами для работы в группах.
Техническое обеспечение урока:
компьютер, проектор, экран - для просмотра презентации к уроку.
Целесообразность использования медиапродукта на уроке:
Повышение эффективности усвоения материала за счет показа демонстрационных фрагментов.
Повышение мотивации и развитие наглядно-образного мышления детей с проблемами в развитии за счёт использования эффектов анимации.
Формирование информационной культуры и компетентности школьников.
Создание необходимого эмоционального фона.
Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.



Комментарий
хода урока
Время
(мин.)

слайда
Развитие личностных качеств и психических процессов




Репродуктивные формы деятельности
Продуктивные формы деятельности

Организационный момент Эмоциональный настрой занятия
1 мин
1
Внимание.
Организованность.


Речевая разминка
3 мин.
2
Внимание, память
Восприятие, мышление
Организованность, активность

Проверка домашнего задания
5 мин.

Внимание
Любознательность, самостоятельность

Вызов
2 мин.
4-12
Точность речи, внимание, опора на жизненный опыт
Активность, самостоятельность

Минутка отдыха
1 мин.

Внимание
Рефлексивность

Осмысление
15 мин.
13-21
Понимание, мышление
Самостоятельность, культура эмоций. Рефлексивность, любознательность,
аргументированность

Минутка отдыха для глаз
1 мин.

Внимание
Рефлексивность

Рефлексия
10 мин.

Внимание, точность речи,
Мышление, логичность
Любознательность, культура эмоций, активность, самостоятельность.
глубина рассуждений,
коммуникативная культура

Итог урока
1 мин.
22
Мышление, логичность
Рефлексивность, активность, аргументированность,
коммуникативная культура

Д/З

1 мин.
23
Внимание, память
Аргументированность, самостоятельность


Приблизительные ответы обучающихся выделены курсивом
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Формируемые
УУД

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
(слайд №1)

Долгожданный дан звонок!
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок!
(дети настраиваются на плодотворную работу)
Способность регулировать собственную деятельность; готовность слушать собеседника

II.Речевая разминка



2.1Артикуляционные упражнения
(слайд № 2)

Упражнение «Колечко» (5 раз)
Загни язык назад так, чтобы он был похож на колечко. Уздечка под языком должна быть натянута. Верни язык в обычное положение.
Упражнение «Жало» (3-5 раз)
Представь себе, что ты змея и во рту у тебя не язык, а жало. Высунь напряжённый язык с острым кончиком вверх как можно дальше.
Упражнение «Хоботок» (5 раз)
Изо всех сил сожми губы в маленький кружок и вытяни их вперёд. Подвигай этим «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз, а потом по кругу слева направо и справа налево.
(обучающиеся вместе с учителем выполняют предлагаемые упражнения)

Способность регулировать собственную деятельность


2.2 Работа над скороговоркой
(слайд № 3)

Слушала сторушка, как куковала кукюшка.
-Исправьте ошибки!
-Какое слово читается одинаково?
-Проговариваем скороговорку медленно!
-Проговариваем скороговорку быстро!

Читать вслух и про себя текст, понимать прочитанное; способность регулировать собственную деятельность

III. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения какого автора вы приготовили к сегодняшнему уроку?
- С.В. Михалкова
1.Выразительное чтение, чтение наизусть стихотворения «Если»
2.Чтение наизусть любого другого стихотворения С.В. Михалкова.
(обучающиеся демонстрируют выразительное чтение, подготовленное дома)
Способность регулировать собственную деятельность; готовность слушать собеседника

IV. Вызов



4.1 «Прогнозирование»
(слайд № 4)

- Выберите из представленного списка фамилию поэта, с которым, по- вашему мнению, мы ещё не знакомились
-Е.А. Благинина
-А как правильно называют женщину, которая пишет стихи?
-Поэтесса
Умение на основе анализа объектов делать выводы; готовность слушать собеседника

4.2 Собери слова»
(слайд № 5)

- Попробуйте собрать слова из букв, чтобы узнать названия стихотворений, автором которых является Е.А. Благинина А К Ш У К У К Н К Ё Т О К О
-Кукушка, Котёнок
- Какие ещё можно собрать слова из этих букв?
-Как, ток, кот, око,..
Умение на основе анализа объектов делать выводы; готовность слушать собеседника

4.3 Сообщение темы и задач урока
(слайд № 6)
-Познакомимся со стихотворениями Е. А.Благининой.
-Узнаем о жизни и творчестве поэтессы;
-Будем развивать внимание, память, мышление;
-Будем учиться высказывать, доказывать своё мнение.
Готовность слушать собеседника; способность регулировать собственную деятельность

4.4 Рассказ о биографии и творчестве поэтессы
(слайд № 7, 8)
учителем
Елена Александровна Благинина (1903 - 1989) - детская поэтесса, писатель, переводчик. Ее стихи, шутливые "дразнилки", считалки, песенки искрятся юмором . Публиковала стихи с 1921г. ей было всего 18 лет; в 1925 окончила Высший литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова в Москве. Посвятила свою жизнь детской поэзии. Её книги ( их более 40) пользовались и пользуются в настоящее время всеобщим признанием.
Способность регулировать собственную деятельность; готовность слушать собеседника

4.5 Рассказ учащихся о творчестве поэтессы
(слайд № 9. 10)
Заранее подготовленные обучающиеся рассказывают о жизни и творчестве поэтессы
Умение извлекать информацию из иллюстраций, готовность слушать собеседника

Минутка оздоровления

(выполнение коллективно комплекса упражнений)
способность регулировать собственную деятельность, необходимость заботы о своём здоровье

4.6 Выставка книг
(слайд № 11, 12)
- С какими из представленных произведений вы знакомы? Расскажите
(выказывания детей по желанию)
Формирование познавательной активности

V. Осмысление



5.1 Прогнозирование по иллюстрации
(слайд № 13)



- О ком или о чём пойдёт речь в стихотворении на с.
-О кукушке?
-Что вы знаете об этой птице?
(высказывания обучающихся с опорой на жизненный опыт по желанию)

Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение строить речевое высказывание

5.2 Подготовительная
словарная работа
(слайды № 14- 18)

- В тексте вам встретятся слова. Выясним их значения:
Смола
-Что значит сосновая смола?
-Смола на сосне
-Смола бывает густая. Подберите к слову густая синонимы
-Вязкая, тягучая
Блаженствовать
-Когда человек может блаженствовать?
(высказывания детей по желанию)
Простосердечный
Отзывный

Готовность расширять свой кругозор обогащать словарный запас

5.3 Чтение стихотворения «Кукушка» подготов. учащимся
-Послушайте стихотворение «Кукушка». Можно следить по учебнику
(читает заранее подготовленный учащийся)
Готовность слушать собеседника, расширять свой кругозор обогащать словарный запас

5.4 Обмен впечатлениями:

-Какие чувства возникли у вас во время чтения?
(высказывания детей по желанию)

Формирование умения слушать и слышать
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

5.5 Анализ текста


-Какой автор изобразил кукушку в стихотворении?
-Спокойная, никуда не торопится. Может целый день распевать свою песенку, её голос отзывается по всему лесу
-Найдите строчки, подтверждающие ваше мнение.
-Кукушки голос заунывный Под стать неяркому деньку – Простосердечный и отзывный, С утра до вечера: «Ку-ку !»
- Какое чувство испытывает автор?
-Очень приятно находиться в лесу
-Чувство радости
Чуть пахнет перегретой смолкой Лицо подставив ветерку, Лежу, блаженствую под ёлкой И слушаю: «Ку-ку, ку-ку !»
Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

5.6 Чтение стихотворения «Котёнок» со стопами по столбикам

-Ещё одно стихотворение Е.А Благининой прочту вам я. Во время чтения будем делать короткие остановки для обсуждения
Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
-Почему котёнок мяукал и дрожал?
-Замёрз, потерялся,
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
-А что ещё могло с ним случиться?
-Подбросили, испугали,..
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
-Как девочка может помочь котёнку?
-Взять домой, накормить , согреть
Я взяла его домой,
Накормила досыта...
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть - как бархат,
Хвост - трубой...
До чего ж хорош собой!
-Каким стал котёнок?
-Так что же случилось с котёнком на самом деле?
-Что вы думаете о девочке?
-Приходилось ли вам видеть подобную картину, какую увидела девочка?
- Как вы поступили в этой ситуации? Расскажите
(высказывания детей с опорой на жизненный опыт по желанию)
Умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формирование чувства сопереживания к попавшим в трудную жизненную ситуацию

5.7 Повторное чтение и выделение непонятных слов
-Прочитайте стихотворение ещё раз и отметьте непонятные слов
(самостоятельная индивидуальная работа обучающихся)

Умение самостоятельно анализировать, понимать прочитанное; способность регулировать собственную деятельность.

Минута отдыха для глаз

Дети под руководством учителя выполняют комплекс упражнений для релаксации органов зрения
способность регулировать собственную деятельность

5.8 Работа над значением непонятных слов
(слайды №19-21)

-Какие непонятные слова или выражения вам встретились в тексте?
(коллективная работа)
-А вот такое объяснение слов даётся в Толковом словаре русского языка Ушакова:
1. Бархат (слайд № 16)
2. Загляденье (слайд № 17)
3. Ненастный (слайд №818)
Умение использовать имеющиеся знания для получения новой информации

VI. Рефлексия

-А теперь предлагаю вам разделиться на две группы по вариантам и поработать с «Кубиком». Вам нужно подготовить ответы на все вопросы, записанные на кубике:
I группа готовит ответы на вопросы про котёнка
II группа готовит ответы на вопросы про кукушку
(дети в каждой группе готовят ответы на вопросы, описывая кукушку и котёнка)
(групповая творческая работа)
(от каждой группы заслушиваются ответы)

Умение распределять нагрузку в группе;
формирование чувства ответственности за себя и команду; умение осуществлять познавательную рефлексию; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение организовывать свое рабочее место; способность регулировать собственную деятельность

VII. Итог урока
(слайд №22)

-О чём стихотворения Е. Благининой?
(высказывания детей по желанию)
-Как выдумаете, почему она так много пишет о любви к животным?
(высказывания детей с опорой по желанию)
Умение слушать собеседника; способность регулировать собственную деятельность.

VIII. Домашнее задание
(слайд № 23)
Подготовить выразительное чтение стихотворений Е. Благининой на выбор. Постарайтесь передать чувства, которые переживали герои, по вашему мнению.

Способность регулировать собственную деятельность


Приложения

Приложение 1
Сообщение учителя
Елена Александровна Благинина (1903 - 1989) - детская поэтесса, писатель, переводчик. Ее стихи, шутливые "дразнилки", считалки, песенки искрятся юмором . Публиковала стихи с 1921г. ей было всего 18 лет; в 1925 окончила Высший литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова в Москве. Посвятила свою жизнь детской поэзии. Её книги ( их более 40) пользовались и пользуются в настоящее время всеобщим признанием.
Приложение 2
Сообщение первого ученика:
Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве (время было трудное ) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны

Приложение 3
Сообщение второго ученика:
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как С.Я. Маршак, А.Л. Барто, С.В. Михалков, появилось новое имя - Е.А. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи - замечательные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
Приложение 4
Минутка оздоровления
Шли по крыше три кота
Три кота Василия
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз И сказали три кота
Красота! Красота!
Приложение 5
Вопросы для работы с кубиком
1.Опиши внешний вид.
2.Сравни: на кого похож и чем отличается?
3. Интересные особенности животного
4.Как и где живёт?
5.Что вместе с ним можно делать?
6.Положительные и отрицательные повадки.
Приложение 6
Работа над значением непонятных слов
Смола – липкий пахучий твердеющий на воздухе сок, выделяемый некоторыми растениями
-Что значит сосновая смола?
-Смола на сосне
-Смола бывает густая. Подберите к слову густая синонимы (вязкая, тягучая)
Блаженствовать-наслаждаться, испытывать счастье
-Когда человек может блаженствовать? (высказывания детей по желанию)
Простосердечный- добродушный и простой, искренний и сердечный в обращении
Отзывный – звучащий как эхо.
Приложение 7
Кукушка
Кукушки голос заунывный Под стать неяркому деньку – Простосердечный и отзывный, С утра до вечера: «Ку-ку !» То близко, то далёко где-то Гуляет по всему леску ! - И тихо расцветает лето Под это милое «Ку-ку !» Чуть пахнет перегретой смолкой Лицо подставив ветерку, Лежу, блаженствую под ёлкой И слушаю: «Ку-ку, ку-ку !»
Список использованной литературы
1.Дни наук в начальной школе. Авторы-составители Г.И. Васильева, Н. И. Еременко, Н.А. Касаткина, М.М. Малахова, М.А. Иченская. Вогоград: Учитель, 2007 г.- 52 с.
2.Поурочные разработки по литературному чтению
3.Поурочные разработки по внеклассному чтению. Автор-составитель С.В. Кутявина. Москва. Вако 2006 г.- 45с.

Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






















12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

13

23

22

21

20

16

17

14

15

19

18



мђ Заголовок 1ќђ Заголовок 315