Планирование. Основы здорового образа жизни.


«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________/Семенкова О.М./
Протокол № 1
от «_____» августа 2015г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР
МОУ «СОШ с.Перекопное»
______________/Малянова Т.А./
«____» ________________2015г. «Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ с.Перекопное»
_______________/Подгорнова Е.В./
Приказ № _______________
от «_____» _______________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Семенковой Ольги Михайловны
учителя начальных классов
1 категории
по ОЗОЖ, 3 класс,
образовательная система «Школа 2100».
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №___________
от «____» ____________2015г.
2015-2016 учебный год
Программа «Основы здорового образа жизни»
I. Пояснительная записка 
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Приказ Министерства образования РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования»;
- Положения о составлении рабочих программ учителями МОУ «СОШ с.Перекопное»;
- Базисного учебного плана;
- «Примерных программ начального общего образования»;
- Региональная образовательная программа, утверждённая Министерством образования Саратовской области, Министерством здравоохранения Саратовской области.
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» - Саратов, издательство «Добродея», 2011. Авторский коллектив: Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования.
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Задачи:
Программа предусматривает:
-получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование навыков гигиены и профилактики заболеваний;
- формирование навыков ухода за больными;
- формирование навыков рационального питания и других способов самосовершенствования.
Необходимость введения в курс образования основ здорового образа жизни продиктована многими причинами. Прежде всего-это ухудшение здоровья нации: как физического, так и психического. Растёт число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и токсических веществ.
Одной из наиболее уязвимых категорий населения являются дети, подростки и молодёжь.С учётом теоретических подходов к проблеме, а также на основе исследований и практического опыта работы в области здорового образа жизни специалистами Саратовского областного центра планирования семьи и кафедры валеологии Саратовского института повышения квалификации работников просвещения была разработана программа «Основы здорового образа жизни».
Цели и задачи:
Формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно.
Формирование личности творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции.
Формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми.
Получение знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей.
Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными.
Формирование навыков рационального питания, закаливания, физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья.
Содержание программы предусматривает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии, гигиены, сексологии в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Формы занятий: лекции, беседы дискуссии практические занятия, игровое моделирование, видеоуроки и домашние задания. Предполагается широкое использование технических средств, наглядных пособий. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и проявлений сензитивности к усвоению определённых знаний на каждом уровне развития.
В программе соблюдается последовательное усложнение и расширение изучаемых понятий по мере взросления ребёнка.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 3-го класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю, всего в год -34 часа.
На основании примерной программы, содержащих требования к минимальному объему содержания по ОЗОЖ в 3-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся.
Раздел программы, изучаемый в 3 классе называется: «Во имя общего блага».
II.Содержание тем учебного курса
Основы здорового образа жизни 3 класс - 34 часа (1 час в неделю)
«Во имя общего блага»
Этический блок (4 ч). Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Спор и ссора. Умение вести дискуссию. Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моем городе, в моей школе.
Психологический блок (12 ч). Этот странный взрослый мир. Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких. Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность. Кто «Я» такой.
Правовой блок (7 ч). Правила в жизни человека. Проявление милосердия, терпимости. Ответственность за жестокое поведение. Правила поведения в школе и на улице. Опасные ситуации. Стихийные бедствия. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Семьеведческий блок (4 ч). Что такое труд. Трудом славен человек! Труд в моей семье. Что я больше всего люблю делать.
Медико-гигиенический блок (7 ч). Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. Полезные и вредные привычки. Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.
III.Основные требования к уровню подготовки обучающихся третьего класса.
К концу третьего класса у обучающихся должны быть сформированы мотивационные сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.
Обучающиеся научатся рассказывать:
о роли кожи, костей, мышц, органов дыхательной системы, кровообращения и пищеварения для детей;
основные факторы, которые отрицательно воздействуют на состояние здоровья;
о важности соблюдения режима дня, утренней зарядки, закаливания;
о необходимости активного отдыха ( подвижные игры, занятия физкультурой и спортом) для сохранения здоровья;
о режиме питания;
о стрессовых ситуациях;
Обучающиеся получат возможность научиться:
придерживаться режима питания;
отказываться от предложений попробовать спиртное, табак, наркотики;
проводить утреннюю гимнастику без помощи взрослых;
организовать рабочее место, проветривание помещений, работу за столом, сохранение зрения;
организовать несколько подвижных игр с ровесниками.


Календарно – тематическое планирование по ОЗОЖ

п/п Тема урока Тип урока Планируемые
результаты
УУД
Дата
план факт
Этический блок. 4ч.
1 Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Открытие новых знаний Научиться:
«правильно» общаться с природой, друг с другом. 2 Спор и ссора. Умение вести дискуссию. Открытие новых знаний Научиться:
различать спор и ссору. 3 Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Открытие новых знаний Научиться:
различать понятия: забота и ответственность в окружающем мире. 4 Проявление заботы в моем городе, в моей школе. Повторение изученного Закрепить понятия: забота и ответственность в окружающем мире Психологический блок. 12ч.
5 Этот странный взрослый мир. Открытие новых знаний Научиться:
противостоять трудностям взрослого мира;
воспитывать в себе самокритичность. 6 Кто я такой? Какой я? Каким я хочу быть? Повторение изученного Отыскивать в себе способности противостоять трудностям взрослого мира;
воспитывать в себе самокритичность. 7 Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких. Открытие новых знаний Научиться:
находить понимание с близкими людьми. 8 Как развить хорошую память. Открытие новых знаний Научиться:
тренировать свою память. 9 Внимание человека или как научиться быть внимательным? Повторение изученного Научиться:
воспитывать в себе внимательного человека. 10 Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. Открытие новых знаний Научиться:
пользоваться языком жестов и движений. 11 Что такое мой характер? Открытие новых знаний Научиться:
сдерживать свой характер в различных ситуациях. 12 Мир моих способностей. Открытие новых знаний Научиться:
отыскивать в себе способности. 13 С чем могут быть связаны проблемы общения? Открытие новых знаний Научиться:
сглаживать проблемы в общении. 14 Леворукость и праворукость: что это такое? Открытие новых знаний Научиться:
отыскивать в себе способности. 15 Конфликтный человек: какой он? Открытие новых знаний Научиться:
урегулировать конфликтные ситуации.
16 Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность. Открытие новых знаний Научиться:
различать понятия застенчивость и агрессия, пассивность и гиперактивность. Правовой блок.7ч.
17 Правила в жизни человека. Открытие новых знаний Научиться:
соблюдать правила поведения. 18 Проявление милосердия и терпимости Открытие новых знаний Научиться:
быть милосердным и терпеливым. 19 Ответственность за жестокое поведение. Открытие новых знаний Научиться:
противостоять жестокости. 20 Правила поведения в школе и на улице. Открытие новых знаний Научиться:
выполнять правила поведения в школе и на улице. 21 Опасные ситуации. Как не стать жертвой преступления. Повторение изученного Научиться:
противостоять жестокости;
выполнять правила поведения в школе и на улице;
противостоять опасным ситуациям в жизни. 22 Стихийные бедствия. Открытие новых знаний Научиться:
сохранять спокойствие при стихийных бедствиях и правильно себя вести;
вежливо общаться с окружающими. 23 Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Повторение изученного Научиться:
сохранять спокойствие при стихийных бедствиях и правильно себя вести;
вежливо общаться с окружающими. Семьеведческий блок. 4ч.
24 Что такое семья? Всем нужен дом! Открытие новых знаний Научиться:
понимать смысл слов семья и дом.
25 Что такое труд? Трудом славен человек! Открытие новых знаний Научиться:
правильно распоряжаться своим свободным временем. 26 Труд в моей семье. Кем я хочу стать? Повторение изученного Научиться:
понимать смысл слов семья и дом;
правильно распоряжаться своим свободным временем;
планировать свое будущее занятие;
выполнять обязанности в семье 27 Что я больше всего люблю делать. Мужские и женские обязанности. Открытие новых знаний Научиться:
выполнять обязанности в семье Медико-гигиенический блок. 8ч.
28 Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. Открытие новых знаний Научиться:
правильно сохранять свое здоровье 29 Полезные и вредные привычки. Открытие новых знаний Научиться:
правильно сохранять свое здоровье;
противостоять вредным привычкам. 30 Вред применения наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. Повторение изученного Научиться:
правильно сохранять свое здоровье;
противостоять вредным привычкам. 31 Режим дня в жизни школьника. Открытие новых знаний Научиться:
правильно сохранять свое здоровье;
соблюдать режим дня. 32 Что мы едим, пьем, чем лакомимся? Открытие новых знаний Научиться:
правильно сохранять свое здоровье, правильно и рационально питаться. 33 Золотые правила питания. Повторение изученного Научиться:
правильно сохранять свое здоровье, правильно и рационально питаться. 34 «Витаминка и её друзья». Театрализованная игровая программа. Систематизация и обобщение знаний Научиться:
правильно сохранять свое здоровье;
противостоять вредным привычкам;
соблюдать режим дня, правильно и рационально питаться. IV. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. – 88 с.
2. Журнал «Начальная школа плюс До и После», ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. Министерство образования РФ, Российская Академия образования, Московский психолого – социальный институт, ООО «Баласс»
3. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко «Новые 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО»,2011г. 4. «Основы здорового образа жизни» региональная образовательная программа. Издание второе, доп. и перераб. – Саратов, издательство «Добродея»,2010. Авторский коллектив: Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.
5.Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А.,Гришанова О.С., Серякина А.В. - Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» - Саратов, 2009. 128 с.
6.Основы здорового образа жизни: Региональная образовательная программа - Саратов, Добродея, 2008.- 34 с.Барыльник Ю.Б.,  Дмитриева Н.В.,  Елисеев Ю.Ю.,  Клещина Ю.В.,  Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.
7.Желая изменить мир, начну с себя: рабочая тетрадь для учащихся 1 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009. – 48 с.Павлова М.А.,Серякина А.В., Гусева Е.В.
8.Красота спасет мир: рабочая тетрадь для учащихся 2 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009. – 48 с. Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В.
9.Во имя общего блага: рабочая тетрадь для учащихся 3 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009. – 48 с. Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В.
10.Святость жизни: рабочая тетрадь для учащихся 4 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009. – 48 с. Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В.