Открытый урок Фонетика. Гласные и согласные звуки


Южно-Казахстанская область Сайрамский район Малокомплектная общесредняя школа №71 имени Карасай батыра
Учитель русского языка и литературы Бураева Ляйля Кожахановна
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Цель:

Дать понятие об образовании гласных и согласных звуках
Оборудование: Интерактивная доска, слайд,плакаты,карточки,стикеры,рефлексивное дерево.
Ход урока
I. Оргмомент.
Психологический настрой
-Ребята,сегодня наш урок необычный,Давайте встанем в круг и пожелаем друг другу удачи.
( ученики становятся в круг ,говорят друг другу свои пожелания)
-Ну а теперь, я прошу выйти в середину учеников ,которые самые младшие в семье,(выходят три ученика и на формате А4 пишут ласкательные слова которыми балуют мамы,ученики читают поочередно и делятся в группы «Золотая», «Миленькая», «Хорошенькая»),ученики выбирают в группе лидера.
2 Проверка домашнего задания
ИГРА «Подарок»(ученикам раздаю свертки бумаги в которых лежат вопросы,,а в некоторых конфеты.Ученики кому попали вопросы читают и отвечают на них)
1.Сколько букв в алфавите.?
2Сколько гласных в русском алфавите?
3 Какое различие между казахским и русским алфавитом?
4 Какие две буквы не подают звука?
5 СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ?
6 Назовите буквы которые подают два звука(е,е ,ю,я)

Задание 1Каждой группе раздаю грамматические сказки о звуках и буквах,вместе читают,разбирают и на плакатах рисуют все что поняли. С каждой группы выходит ученик выступает и защищает свою работу. «В стране звуков»(Слайд 1)
Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.
   А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е.  
   Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.
  Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
  Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить
«Как звуки научились превращаться в буквы»(Слайд 2)
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
    Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее,  или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились «Всегда вместе»(Слайд 3)
Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - , и никак
Кашлянули:
-Кх!
Чихнули:
Пчх!
Зачем то позвали кошку:
-Кс, кс, кс!
И заскучали.
Вдруг:
-Тсс!
Показалось им, что кто –то где-то рыдает Прислушались.
-А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные.
Они плакали, как малые дети:
-Уа! Уа!
Аукали:
-Ау! Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
-БДМ  ВСГД  ВМСТ!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
-У-Е-Е-А-Е-Е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор больше никогда не разлучались.

Задание 2 «Запутанные буквы» Слайд 4
На интерактивной доске Буквы алфавита нужно быстро их расставить по порядку

Задание 3 Написать 20 слов за 2 минуты по темам «Родина» ,« Республика», « Школа», чтобы в каждом из них было не меньше двух гласных (ученики в группе пишут слов а по данным темам)
Задание 4
Сом- дом зайка-чайка, соль- ноль
Ром шайка боль
Лом лайка моль
том, гайка
Задание 5. -Ребята вот следующее заданиеЯ зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных.(Ребята в группах выполняют задание)
1 В ес рдлсь очк 2.-и-о и – е-о- --- о- ю
,Злн бл - - е-у о-а -о--а.
- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему?  - Сможем мы без них спеть эту песенку? 
VI. Работа с учебником.
- А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. 31Прочитаем текст русской народной песни «Береза», списать первый куплет подчеркнуть гласные
.
VII. Итог урока
1Самооценивание (ученики оценивают дру г д руга смайликами)
2 На стикерах пишут рефлексию,отзывы о пройденном уроке и вешают на рефлексивное дерево.


















Заголовок 115