Урок математики в 4-м классе по теме Деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули .



Урок математики в 4-м классе по теме
"Деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули ".
Урок проведен в технологии деятельностного метода.
Основные цели урока:
Сформировать способность к делению многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули; вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули, выполняя краткую запись.
Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком.
Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.
Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: аналогия, анализ, синтез, обобщение.
Демонстрационный материал: компьютерная презентация, алгоритм деления, карточки.

Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности. Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока.
Цели:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики.
Определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!

– Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Проверьте, все ли готовы к уроку: у всех на столе лежат учебники, тетради, ручки, карандаши? Молодцы.
Руки на живот, глубокий вдох, выдох. Успокоились , настроились на урок.
-На сегодняшний урок выбрала такой девиз:
“Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит”.
Михаил Васильевич Ломоносов,
русский ученый - энциклопедист, поэт.
- Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, приводить “ум в порядок”).
- Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем.
-Значит, мы с вами будем заниматься учебной деятельностью. Находясь в учебной деятельности, мы выполним три шага учебной деятельности: Что я знаю по этой теме? Что я не знаю? Сам найду способ!

Назовите тему, которую мы изучаем. (деление многозначных чисел).

- Очень многое узнали. Как думаете все ли “полочки” заполнили знаниями?
- Да, есть еще кое-что. Хотите узнать, что?
- Чтобы узнать что-то новое, сначала, что надо сделать? (Повторить старое).
Ребята, вы узнали этого героя. Ему нужна наша помощь. Дело в том, что Дядя Федор хочет поехать в гости в Простоквашино, но родители не разрешают ехать, пока он не позанимается математикой, поможем ему?
- Вы готовы к работе? Тогда начали.


2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цели:
актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением (а : в = с, с * в = а);
алгоритм деления с остатком;
тренировать вычислительные навыки.
тест:
- Проверим ваши знания 1. Какое из утверждений является верным? Указать истинность или ложность высказываний. а) Число, которое делят, называется делителем; б) Число, на которое делят, называется делителем; в) Число, которое получается в результате деления, называется делителем. 2. Делимое находится так: а) к частному прибавить делитель; б) частное разделить на делитель; в) частное умножить на делитель.
3. При делении с остатком остаток должен быть
А) больше делителя
Б) меньше делителя
В) равен делителю
4. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо:
А) длину умножить на ширину
Б) все стороны сложить
В) сложить длину и ширину
5. Укажите количество цифр в записи частного выражении: 254105:5
А) 6
Б) 4
В) 5


Устный счет – тренажер «Умножение двузначных чисел на однозначное число»
87 * 8=
60 * 7=
77 * 6 =
78 * 3=
67 * 4=
67 * 5=
30 * 5=
25 * 8=
25 * 9=
48 * 2=
ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:

В деревне Простоквашино на скамейке перед домом будут сидеть дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий крайний слева, сядет между Матроскиным и дядей Федором, то Федор окажется крайним слева. Кто где будет сидеть?

БЛИЦ – ТУРНИР.
- Похоже, что здесь тоже порядок нужен:
1. Дядя Федор взял с собой 3 коробки конфет по 50 штук в каждой. Сколько конфет взял с собой в подарок?
2. Дядя Федор взял с собой 210 тетрадей, это в 7 раз больше, чем блокнотов. Сколько взял блокнотов?
3. Машина дяди Федора пройдет расстояние 80 км за 2 часа. Сколько километров в час шла машина?

Все повторили и мы, дядя Федор позанимался математикой, повторил и закрепил имеющиеся знания. Теперь ему разрешили ехать в Простоквашино. Давайте и мы отправимся вместе с ним . вдруг ему нужна будет наша помощь.
Посмотрите. Кто нас встречает? Оказывается он до сих пор не отдал посылку. Любит во всем порядок. Давайте соблюдать его правила и выполнять его задание, тогда он отдаст нам посылку.

-Какую величину нашли? Как?



ПРАВИЛА ПОЧТАЛЬОНА ПЕЧКИНА
Постановка проблемы и открытие новых знаний.
Цели:
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа деления.
Согласовать тему и цель урока.


- Какую тему рассматривали на прошлом уроке? (Делили многозначное число на однозначное число).
- Какой момент при делении, если его упустить, может вызвать затруднение, и получится неверный ответ? (если не показать дугой первое неполное делимое и не обратить внимание на количество цифр в частном)
Давайте разделим 63210:7 Повторите алгоритм деления. Комментирует ученик.
Проблема!
– Давайте будем думать. Может запись можно изменить? - Есть другая форма записи? Может можно как-то сэкономить время?

(Предположения детей)
Хорошо. Давайте решим этот же пример и запишем кратко!
Сравните, чем похожи, чем отличаются решения Подробную запись заменили краткой?
- Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко! И деление хорошо усвоили. Да, “чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать” (Станислав Лем, польский писатель. философ)

- Уверены ли вы, что мы все правильно сделали? Как проверить? (Умножение – обратное действие деления).
Какой способ самый рациональный и экономит время?

Проектирование и фиксация нового знания.
Цели:
Организовать коммуникативное взаимодействие для выявления нового способа деления.
Зафиксировать новый способ деления в знаковой форме.


– Итак, сегодня на уроке мы изучили новый алгоритм деления многозначного числа в столбик. Еще раз посмотрите внимательно на пример. Скажите, чем отличается записи ? ( подробная запись и краткая запись деления многозначного числа на однозначное.)
Теперь сможем побыстрее решать примеры. Это важный материал.

Тогда сформулируйте тему урока. ( Деление многозначного числа на однозначное число, когда в записи частного есть нули )
– Итак, кто сможет сформулировать по другому? (сокращенное деление многозначного числа на однозначное, когда в частное выносится нуль.)
– Совершенно верно. Почему вы так решили? (Потому что мы до этого урока решали подробной записью)
- Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый рациональный способ. )


Какие моменты мы должны учитывать?:
- Что нужно сделать в 1 очередь? и т. д.
1. Найти первое неполное делимое
2. Определить число цифр в частном
3. Найти цифры в каждом разряде частного

1.Если цифра неполного делимого меньше делителя, то в частном пишем 0.
2. Если новым неполным делимым является 0,то его переписываем в частное.
Вот такие правила Печкина. Теперь он отдает посылку, и знаете, что там – алгоритм. Но это еще не все.

ФИЗМИНУТКА


УВЛЕЧЕНИЕ ШАРИКА
Первичное закрепление.
Цель:
Зафиксировать краткий способ действия при делении многозначного числа на однозначное.
Тренировать способность к выполнению деления “уголком”
Комментирование в громкой речи.
- Давайте закрепим наши знания .
Какое увлечение было у Шарика?
- Давайте попробуем вспомнить алгоритм действий; четко по алгоритму попробуем поделить “уголком” предложенные примеры. Сначала рассмотрим:
№436 1824:3
29650:5
36800:8
4501:7
Выберите буквы, которые соответствуют нашим ответам и вы узнаете, кого еще сфотографировалШарик.
600 И
608 З
5930 А
100 В
4600 Я
643 Ц
5000 О


Работа в паре на карточке
№440(1 столбик) с.85.

- Поработайте в паре, помогите друг другу, если одному еще трудно, то вдвоем легче.
- Уверены ли вы, что правильно сделали деление. Как узнать? Сделайте проверку.
групповая работа

№441

Самоконтроль с самопроверкой по эталону. Самостоятельная работа.
Цели:
Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
Проверить способность к делению многозначного числа на однозначное


- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
Самостоятельная работа на карточках. Проверка по эталону.
Эталон для самопроверки
7380:9=
3010:5=
56014:7 =

Кто закончит № 437 с. 85 устно.


ВСТРЕЧА С МАТРОСКИНЫМ.
Включение в систему знаний и повторение.
Цели:
Закрепить умение решать текстовые задачи на пропорциональное деление; решать уравнения;
Тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;
Развивать творческие способности учащихся.


№438 с 85

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Решение уравнения
(11+Х)+23=22*2


Домашнее задание:

Цели:
Оценить результаты собственной деятельности
Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: деление многозначных чисел на однозначное число
№ 439 с.85

Рефлекия учебной деятельности. (Слайд14).

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
- Наш урок подходит к концу. Вспомните, с каких слов мы начали урок?
- Довольны ли вы своей работой?
–Чему вы научились на уроке?
-Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку:
Научились находить первое неполное делимое?
Научились определять количество цифр в частном?
Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?

– В чем заключается сложность этого вида деления? (В том, что если единица десятков не делится на число, в ответе нужно писать 0, а затем сносить следующую цифру.)
– Молодцы. Где вы будете применять полученные знания? (Рассуждения учащихся. Учитель внимательно выслушивает рассуждения учащихся, обобщает их и помогает делать выводы.)
– Как вы оцениваете свою работу на уроке? Все ли цели достигнуты? Что еще необходимо для лучшего результата? (Ответы учащихся)
- Вы поняли, что надо потренировать дома? Помните, “что старанье и труд все перетрут”.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ

Доволен дядя Федор. Помогли ему увидеться с друзьями.
“Чтобы поверить в добро, надо начать делать его” (Лев Толстой).
А вы помогаете своим близким.
Как?

- Спасибо за урок. Вот еще, что было в посылке. (конфеты)














АЛГОРИТМ ДЕЛЕНИЯ

- Что нужно сделать в 1 очередь? и т. д.
1. Найти первое неполное делимое
2. Определить число цифр в частном
3. Найти цифры в каждом разряде частного

1.Если цифра неполного делимого меньше делителя, то в частном пишем 0.
2. Если новым неполным делимым является 0,то его переписываем в частное.



АЛГОРИТМ ДЕЛЕНИЯ


- Что нужно сделать в 1 очередь? и т. д.
1. Найти первое неполное делимое
2. Определить число цифр в частном
3. Найти цифры в каждом разряде частного

1.Если цифра неполного делимого меньше делителя, то в частном пишем 0.
2. Если новым неполным делимым является 0,то его переписываем в частное.



АЛГОРИТМ ДЕЛЕНИЯ


- Что нужно сделать в 1 очередь? и т. д.
1. Найти первое неполное делимое
2. Определить число цифр в частном
3. Найти цифры в каждом разряде частного

1.Если цифра неполного делимого меньше делителя, то в частном пишем 0.
2. Если новым неполным делимым является 0,то его переписываем в частное.


АЛГОРИТМ ДЕЛЕНИЯ


- Что нужно сделать в 1 очередь? и т. д.
1. Найти первое неполное делимое
2. Определить число цифр в частном
3. Найти цифры в каждом разряде частного

1.Если цифра неполного делимого меньше делителя, то в частном пишем 0.
2. Если новым неполным делимым является 0,то его переписываем в частное.