Классные часы для 8-9 классов на тему: Выбор профессии


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 9»
Круглый стол «Как выбрать профессию».
Сценарий классного часа в 8-9 классе.
Разработал: педагог-организатор Смирнова Ольга Юрьевна
Миасс, 2016 г.
Аннотация
Мне интересна эта тема т.к. я вела предмет «Мой выбор» в 9 классах с 2013 уч.г. по 2015 уч.г. Причём, разговаривать и готовить детей нужно, когда они в процессе выбора: остаться ли в 10 классе или уйти после 9. Но куда? Как правило, факультатив «Мой выбор» ставят во 2 полугодии, а как показывает практика, это уже поздно т.к. многие уже давно задумались и сделали свой выбор, хотя он может оказаться ошибочным.
Во время проведения важно обсудить, во-первых, основные правила выбора профессии с учётом существенных факторов; во-вторых, акцентировать внимание на необходимости осознанного подхода к ситуации выбора, на принятие ответственности за результаты выбора, в-третьих, показать необходимость самопознания, чтобы выбранная профессия (специальность, сфера деятельности) соответствовала индивидуальным особенностям человека.
Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что в ближайшем будущем, когда сегодняшние подростки начнут свой профессиональный путь, очень большое значение приобретут такие черты личности, как, например, готовность учиться, постоянно получать новые знания и умения, навыки общения, готовность трудиться, направленность на достижение результата, самостоятельность, ответственность и т.д.
Круглый стол, посвященный проблеме осознанного выбора профессии. В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача – помочь ребятам найти востребованную специальность. В процессе общения за круглым столом учитель объясняет детям новое, ранее им не изученное, затем обсуждение, выводы.
ЦЕЛИ: расширить представления детей о различных профессиях, формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, побуждать детей к поиску информации о профессиях, осознанному профессиональному выбору.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: час общения в виде «круглого стола»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ: предложить ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста – в сценарии).
ОФОРМЛЕНИЕ: презентация в виде слайдов.
ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА:
1.Интерактивная беседа по теме « Профессиональная характеристика».
2. Игра «Визитка».
3.Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
4. Проблемная ситуация «Чей это выбор».
5. Мини-лекция «Формула профессии».
6. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор».
7. Тестирование.
8. Заключительное слово.
9. Подведение итогов (рефлексия).
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Слайд 1.Классный руководитель. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие  между этими словами? (дети дают ответы).
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Слайд 2.
Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность – это место, которое занимает человек в организации. Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Слайд 3.
Игра «Визитка» 
Ребята, у меня есть визитки, на которых кроме ,имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На слайдах записаны профессиональные характеристики , взятые из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность  в каждой характеристике.(Учитель читает характеристики, дети дают ответы). В наше время квалификация определяется не только категориями  и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле».
Слайд 4.
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
    Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.д. (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…)  Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация- это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени  одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы. Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии». Вторая группа- «Самые забытые профессии». Третья группа- «Профессии, которые всегда нужны». Четвертая- «Самые отважные профессии». (Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки). Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, топ-модель, телеведущий, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург, и т.д. Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т.д. Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер…Самые отважные:   пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный…
Конечно, мы здесь перечислили не все профессии. Их  в мире, как я уже говорила, около 50 тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
4.Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий(!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?                                  
Примерные ответы детей: «давят»  родители, идут за модой, ничего не знают о профессии, которую выбрали, выбирают «за компанию», не имеют способностей и наклонностей к этой профессии, подражают героям кино и сериалов.
Классный руководитель:  Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой,  переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
5.Мини-лекция «Формула профессии»
Слайд 5.
Классный руководитель: Скажите пожалуйста, что получится, если длину классной комнаты умножить на ширину? (площадь классной комнаты)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу», и «надо»? (Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)  Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.(Учитель дописывает на доске после трех слов названия классного часа: = осознанный выбор профессии».) Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
-ХОЧУ- это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
-МОГУ- это все, что мне по силам, по способностям
-НАДО- это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
6. Демонстрация осознанного выбора профессии « Это мой выбор!»
Классный руководитель: Как же работает формула осознанного выбора профессии? Сейчас  вы увидите это в исполнении (имена, фамилии). (К доске выходят ученики, читают или произносят тексты).
СМОТРИМ ПРИЛОЖЕНИЕ
Классный руководитель: Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии? (Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора профессии.) Соотношение между «хочу» и «могу» в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои  способности и недостатки.
7. Тестирование.
Классный руководитель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения- 30 сек. (Дети рисуют фигурки)
Теперь подсчитайте количество треугольников.(Дети считают) А теперь слушайте ключ к тесту (читает). СМОТРИМ ПРИЛОЖЕНИЕ
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Слайд 6.
Заключительное слово. Выбор профессии- это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали,  вам всегда пригодятся знания, полученные  в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте,  набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Список использованных источников:
http://pedsovet.su/klass/519_klassnye_chasy_professiihttp://festival.1september.ru/articles/419335/http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/03/10/klassnyy-chas-vybor-professii-dlya-9-klassahttp://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/klasnye-chasy/klasnyi-chas-v-9-klase-na-temu-vybor-profesi.htmlhttps://infourok.ru/razrabotka-klassnogo-chasa-vibor-professii-819759.htmlПриложение
Демонстрация осознанного выбора профессии « Это мой выбор!»
Ученица 1: Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3: Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь- стану репортером.
Ключ к тесту
Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях,  работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников . Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида  деятельности на другой.Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко  чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Перед круглым столом обязательно нужно провести классный час с детьми на тему: «ХОЧУ-МОГУ-НАДО».
Цель: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
Задачи:
Выявить уровень сформированности личных профессиональных планов, степень профессиональной готовности.
Ознакомить с правилами выбора профессии с учетом личностных особенностей и требований рынка труда.
Предоставить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Технические требования: возможно использовать мультимедийное сопровождение в виде презентации .Во время входа учащихся в класс на экране стоит первый слайд презентации с названием темы: “Как выбрать профессию”.
I. Информационная часть.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Начать классный час можно со следующего:
Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем говорить о профессиях.
Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.
Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" - официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.
Зачастую проблема выбора профессии возникает в жизни не один раз. Наиболее рано профессиональное самоопределение происходит в искусстве, наиболее поздно - в сфере политики и науке.
Требования, предъявляемые профессиями к человеку.
Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию.
Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний.
Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли.
Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.
Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".
"Хочу" - (интересы и склонности).
Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.
Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.
"Могу" - (способности, состояние здоровья).
Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.
"Надо" - (потребности общества в кадрах).
Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.
Общая структура профессионального образования в области
Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от того, кокой уровень профессионального образования вы выбираете:
Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.
Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.
Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.
При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.
Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.
Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях.
Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить:
в справочниках для поступающих в учебные заведения;
в телефонных справочниках;
в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET;
в рекламных объявлениях;
в библиотеках;
в ОППК;
в районных центрах занятости;
в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;
при встречах с учащимися и выпускниками;
при личных посещениях учебных заведений.
II. Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана.
Проведение группового тестирования по методике мини-Голланда.
Интерпретация результатов, беседа о типологии личности и сфер деятельности по Дж. Голланду.
Описание типов личности в теории ДЖ. ГолландаРеалистический тип (R) – предпочитает реалистические карьеры, работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более чем с людьми. Обладает механическими и инженерными способностями, любит работать с инструментами и машинами, получает удовлетворение от конкретных результатов своего труда. Управленческие навыки и навыки общения с людьми, как правило, низки. Испытывает трудности в выражении себя, донесения своих чувств и мыслей до других.
Исследовательский тип (I) – ориентирован на науку и научную активность. Обладает математическими и исследовательскими способностями. Получает больше удовлетворения от решения абстрактных проблем, чем перевода их в практическое действие. Предпочитает больше работать с идеями, чем с людьми и предметами. Не расположен к лидерству, избегает монотонных физических или иных действий. Не ощущает дискомфорта в ситуации неопределённости и не любит строго структурированную деятельность с множеством правил.
Артистический тип (А) – предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Проявляют незначительный интерес к проблемам, которые требуют серьезной организационной подготовки для их решения, или применения значительных усилий, предпочитая те, которые могут быть решены через самовыражение в артистической сфере. Наслаждается созданием творческих работ, имеет хорошее воображение, творческие способности.
Социальный тип (S) – предпочитает социальные карьеры, ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы. Хорошо самовыражается и выражает себя с другими, любит внимание и ищет ситуации, позволяющие ему быть в центре внимания группы. Избегает деятельности, где нужны механические повторяющиеся действия.
Предпринимательский тип (Е) – деятельность, связанная с влиянием на людей, организация их на решение определённых задач. Обладают лидерскими и ораторскими речевыми способностями. Ориентированы на соперничество, часто демонстрируют словесную агрессию. Получают удовлетворение от возможности быть в центре внимания, событий, убеждать других в своей точке зрения. Высокие притязания на власть и материальное богатство. Весьма ценят лидерские и экономические способности, деловые качества, эстетически слабо развиты.
Традиционный тип (Е) – предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации. Склонен к порядку, стремится упорядочить и структурировать окружающую действительность. Избегает сфер деятельности, связанных с убеждением людей. Чувствует себя комфортно, принимая роль участника определенной структуры. Обладает счётными и конторскими способностями.
3. Беседа о типичных ошибках при выборе профессии.
Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно. Существует два типа ошибок:
следование чужим советам, выбор за компанию;
выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;
отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.
III. Профориентационные игры и упражнения, направленные на активизацию построения личного профессионального плана.
1. Упражнение “Плюс — минус - интересно”.
Упражнение на развитие умений, необходимых при выборе профессии (анализ, разностороннее рассмотрение, расширение представлений о профессиях). Каждый участник должен начертить табличку и описать ситуацию, когда он получил профессию и стал по ней работать, следующим образом:
в первой колонке записать как можно больше положительных моментов (плюсов) этой ситуации;
во второй колонке - как можно больше минусов этой ситуации;
в третью колонку записать как можно больше интересного для себя, связанного с ней.
На упражнение дается 10-15 минут, результаты озвучиваются и обсуждаются.
Заключительное слово
Классный руководитель. Что от нас требуется? Быть нормальными людьми. Надежными и верными людьми, на которых можно положиться. Тогда и любая профессия станет нам интересна. А об эффективной личности говорил еще великий русский педагог К. Ушинский: «Только внутренняя духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».
Доброта, честность, ответственность - пригодится ли это вам при выборе профессии?
Список использованных источников:
1.http://pedsovet.su/klass/519_klassnye_chasy_professii2.http://festival.1september.ru/articles/419335/3.http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/03/10/klassnyy-chas-vybor-professii-dlya-9-klassa4.http://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/klasnye-chasy/klasnyi-chas-v-9-klase-na-temu-vybor-profesi.html5.https://infourok.ru/razrabotka-klassnogo-chasa-vibor-professii-819759.html