Рекомендации педагога-психолога. Как наладить дисциплину в классе и правильно установить отношения с учениками.

Как наладить дисциплину в классе и правильно установить
отношения с учениками?
Рекомендации педагога-психолога для учителей

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда учитель – «молодой специалист», а преподаёт он в среднем школьном звене. Ученики, находясь в переходном возрасте, сложно поддаются общим методикам воспитания:
-они стремятся к самовыражению;
- быстро теряют интерес к занятиям;
- склонны высказывать своё мнение;
- демонстрировать личную позицию, и свою «взрослость».
При этом, установить правильные отношения с учениками очень важно, ведь только так можно проводить обучение достаточно эффективно.
Учителю, необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, прежде всего – уметь поддерживать здоровую обстановку на уроках.
Учитель должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Для этого следует избегать авторитарного стиля преподавания, которому присуще – подавление, оценка личности, пренебрежительный тон, отрицательные комментарии в адрес учеников и др.
Учителю следует держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Стоит предполагать товарищеский тон и корректность, но одновременно и строгость.
Так же, следует помнить, что в общении с учениками, по отношению к их поведению необходимо использовать технику «Я – высказыание. Это позволяет выразить эмоции и чувства в настоящий момент, объективно описывать события. Описать свою эмоциональную реакцию следует, используя такие выражения как: « Я огорчаюсь, я не знаю, как реагировать, я раздражаюсь, мне страшно от того, что и т.п.»
Например: «Лена, когда ты шепчешься с соседкой по парте во время опроса, я чувствую сильное раздражение, поэтому я теряю мысль, просьба к тебе – «пошептаться» после урока ». Тем самым, передается предпочитаемый исход событий – «Я чувствую, мне хотелось бы», не затрагивая личность ученика

Есть немало способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия.
«Охватывать» на уроке всех учеников.
Использовать различные средства и методы обучения на уроках
Постараться сделать уроки увлекательными, захватывающими. (Если урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче).
можно использовать иллюстрации, музыкальные фрагменты;
создавать презентации;
выводить учеников на экскурсию, связанную с темой урока;
проводить уроки в нестандартном формате: урок-диспут,
·
урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие;
проводить мини-соревнования между учениками и др.
4. Очень важно следить за своим психологическим состоянием, тщательно его контролировать, не позволять эмоциям брать верх.
5. К проведению уроков необходимо настроиться позитивно. Очень важно, действительно любить свою работу и детей.
Временные сложности бывают у многих, но преодолеть их быстро и результативно поможет правильный внутренний настрой ( раздражаться, расстраиваться, паниковать – не следует, необходимо сохранять самообладание). 6. Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость.
Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же.
(Необходимо проявить сдержанность, деликатность, корректность, настойчивость, уравновешанность). Так как, агрессия вызывает агрессию!
Приемы педагогического воздействия при нарушении дисциплины:
Если ученики нарушают дисциплину, не стоит терять контроль над собой. Необходимо вести себя спокойно, не нервничать. При нестихаемом шуме, лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем (если ученики не замечают вашего молчания), привлечь их внимание – сделать неожиданности, например:
- включить или выключить свет,
- изменить темп речи;
- легкий стук по столу ручкой, указкой и т.п.
( при всем этом, важно продемонстрировать уверенность и твёрдость).
Следующий возможный прием:
- подойти к доске или к двери (эти действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей);
- ещё один вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Наверняка, другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая наших дальнейших действий. После этого, достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую предстоит вместе с ними провести.
Стоит учесть то, что нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – мы трудимся вместе на уроках.
Но иногда бывают обстоятельства настолько серьёзные, где необходимы только экстренные меры и без вмешательства администрации школы, родителей – не обойтись. Следует помнить, что вместе – гораздо легче справиться с любой ситуацией.

Педагог-психолог РСПЦ, Мендаева Дания Джавитовна
15