Конспект по ОБЖ для 6 класса «Как подготовиться к активному отдыху на природе»

Методическая разработка урока
по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 6 класс
МБОУ Перкинская СОШ
Преподаватель-организатор ОБЖ Швецова Надежда Павловна

Тема урока: Как подготовиться к активному отдыху на природе

Цель: воспитание культуры безопасного поведения в природной среде
Задачи урока:
- расширение знаний школьников о туризме и туристической подготовке;
- закрепление умений в подготовке и организации похода;
- формирование навыков безопасного поведения в экстремальной ситуации
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Определение целей урока совместно с уч-ся.
Рассказ «Как я ходил в поход»
В целях проведения выходных дней мы решили сходить в поход. По плану это был поход не на выживание, а поход для отдыха, развлечения и рыбалки. Добраться до пункта назначения можно только доехав на электричке и пройдя 15км лесом вдоль реки. По задумке нас набиралось 5 человек. Решили взять с собой 2-х местную резиновую лодку (поставить сеть), 2-х местную палатку (на всякий случай, все равно спать никто не будет), минимум еды ("... т.к. там много рыбы") и 2 пневматические винтовки. Ну и теплые вещи и т.п. Добравшись до нужной станции мы пошли в сторону предполагаемого рыбного места. Единственное, что отягчало наше путешествие - лодка, которая весила 20 кг и которую надо тоже тащить... Решили вручить ее Дмитрию, т.к. у него было минимум вещей: пуховик и зонтик. Он же и был у нас проводником. Первый час ходьбы прошел с шутками и приколами, которые потом постепенно начали прекращаться. По ходу продвижения нам рассказывались истории и комментарии по проходимым местам: что тут клюет, как народ тут ходил раньше и т.п. На 2-м часу ходьбы мы дошли до места, где наш проводник и ловил "много рыбы". Но так как-то озеро заметно усохло с тех пор, мы решили пойти дальше. Через 45 минут мы дошли до тупика: слева река, справа озера, впереди - болото. Начали ставить палатку, разводить костер и надувать лодку, чтобы поставить сети. Двое начали ставить сети, а двое - рубить дрова на ночь. Через 30 мин выяснилось, что сети безнадежно запутались и "... тут вообще рыбы нет", поэтому нам стоит вернуться назад примерно на 30 мин ходьбы "... т.к. там точно рыба будет ловиться". Смотав удочки, свернув палатку, затушив костер и собрав лодку, мы пошли назад. Пройдя 30 минут, мы поняли, что дальше мы просто не дойдем. Нашли ближайшее походящее место и начали раскладываться. Только вот палатку опять ставить не стали. Проведя инвентаризацию, поняли, что если мы не поймаем рыбы, то есть будет практически нечего. Виталий и Сергей, как рыболовов со стажем, мы отправили ставить сеть. Вот сеть поставлена, дрова нарублены, можно и отдохнуть, а главное и поесть. Из еды сделали салат и какое-то подобие супа, в который пошла вся оставшаяся еда, в т.ч. и огурец. Когда стемнело, суп был готов. Может из-за того, что было темно, а может из-за того, что все очень проголодались, суп был съеден с удовольствием. Проверка сетей показала, что, либо мы рыбаки не очень, либо рыба тут не водится. В общем, утром решили идти назад, на электричку. Трое легли спать, а мы решили поддерживать огонь в костре, чтобы не замерзнуть. Так прошла ночь... Утром мы растолкали спящих и отправили их проверять сети. Там снова оказался ... (ничего). Расписание электрички никто не знал, поэтому собрав вещи, мы выдвинулись в сторону станции. На подходах к станции, метрах в 400 мы увидели отправляющуюся электричку... Следующая была через 5 часов...  
Какие выводы вы сделали из рассказа, как бы вы поставили цель нашего урока?
Тема сегодняшнего урока «Как подготовиться к походу, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию».


Деление на 2 команды.
Презентация.


Игра 2 команд
Задание 1.
Обсудить , которые будут реализованы в походе.
Выбрать район похода и определить . движения.
Определить начальную и конечную точки маршрута, основные , через которые походит путь.
Произвести расчет движения по ..
Определить состав группы, чтобы не было..
Подготовить необходимое

(слишком слабых участников, ориентиры, снаряжение, цели и задачи, маршрут, карте)

Задание 2
Определить стороны горизонта по компасу (по 2 участника)

Задание 3
Сориентировать карту относительно сторон горизонта

Задание 4
Определить азимут (по карте)
Задание 5
Нарисовать топографический знак
Луг, грунтовая дорога, смешанный лес, дома и строения, мост, железная дорога.
Задание 6
Ориентирование по местным признакам
Смола сильнее выступает с ..
Муравейник располагается с стороны дерева
Мхи и лишайники обильнее покрывают дерево с стороны
Крона одиноко стоящего дерева гуще с стороны.
Цветы подсолнечника всегда поворачиваются за солнцем и никогда не смотрят на .
Перелетные птицы весной летят на .
В полдень тень самая короткая и направление тени показывает на
Ночью направление на .. укажет Полярная Звезда

Задание 7.
Место для бивака
Где нужно устраивать бивак?
Где можно разводить костер?

Физкультминутка
Задание 8
Сложить макет костра: шалаш, колодец, звездный.

Задание 9
Подумай и ответь
1. Почему верхняя одежда туриста должна быть по возможности яркой?
2. Почему нежелательно носить белье из синтетических материалов?
3. Почему разношенная обувь более удобна в походе, чем новая?
4. Зачем на лыжные ботинки надевают бахилы?

Подведение итогов игры

Задание в рабочей тетради стр. 15-17

Разбор заданий.

Подведение итогов урока. Что нового и полезного для себя вы сегодня узнали?
Ответы учащихся
Запишите домашнее задание в дневник
Выполнить задания в рабочей тетради к главе1, стр. 15-17
Урок окончен. До свидания, ребята!