Стресс. Способы борьбы со стрессом.(для старшей школы)


Урок занимательной психологии
Тема: Стресс. Способы борьбы со стрессом.Цель: Научить планировать свою деятельность в период повышения нагрузок, владеть техниками быстрого снятия стресса; Противостоять интеллектуальным перегрузкам.
Задачи: Сформировать убеждения о способности человека к адаптации в сложных жизненных ситуациям; Научить эффективно противостоять стрессу.
Ход занятияВводная часть. Актуализация знания учащихся о способности человека к адаптации. Предлагается загадка «Три криминалиста»
Шерлок Холмс, Джеймс Бонд и майор Пронин поспорили: кто из них быстрее поймает грабителя, который безлунной ночью должен проникнуть в неосвещённый королевский сад. В ожидании 12 часов криминалисты занимались каждый своим делом: Ш. Холмс читал, Бонд смотрел телевизор, а Пронин отправился в соседнюю комнату, включил свет и о чём-то задумался. В 12 часов грабитель проник в сад, криминалисты выбежали на улицу, а майор Пронин первым схватил его. Почему он был первым?Основная часть. Формируются и уточняются представления о стрессе, в том числе положительном, вынуждающем человека приспосабливаться Учащиеся работают с анкетой «Умеете ли вы справляться со стрессом?» (анкета прилагается)
Заключительная часть.
Освоение эффективных способов адаптации к стрессу:
научиться по-новому смотреть на жизнь;
регулярно заниматься физическими упражнениями;
учиться радоваться жизни;
правильно питаться;
не капаться в своём прошлом;
Способы быстрого снятия стресса:
Физические упражнения.
Глубокое дыхание.
Расслабление.
Отрыв от повседневности.
Массаж.
Пересмотр жизненных позиций.
Глубокое дыхание для снятия стресса:
1. Примите удобную позу. Закройте глаза. Если вы сидите, то держите спину прямо, чтобы можно было свободно дышать.
Медленно и глубоко вдохните через нос. Дышите грудью и диафрагмой одновременно.
Медленно и полностью выдохните через рот.
Во время дыхания при каждом медленном вдохе говорите про себя: «Я», а при выдохе: «Расслабляюсь».
Повторите упражнение несколько раз.
В течение нескольких последующих минут посидите спокойно и дышите нормально, радуясь ощущению полного расслабления.
Отработка личной стратегии борьбы со стрессом. Класс делится на 2 группы. Упражнение «Консилиум»:
Учащиеся становятся участниками консилиума по стрессу. Первая группа - специалисты по стрессам, связанных с учёбой; Вторая - по стрессам, не связанных с учёбой. Задача - рассказать о наиболее типичных стрессовых ситуациях, особенностях их реакций, способах помощи.
« Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Утверждение Часто Редко Никогда
1. Я чувствую себя счастливым
2. Я сам могу сделать себя счастливым
3. Меня охватывает чувство безнадежности
4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю или успокоительным таблеткам
5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью специалисту
6. Я склонен к грусти
7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим
8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте
9. Я легко расстраиваюсь 0
0
2
0
0
2
2
2
2 1
1
1
1
1
1
1
1
1 2
2
0
2
2
0
0
0
0
Интерпретация.
0-3 очка: вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.
4-7 очков: ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам очень полезно взять на вооружение некоторые примеры, помогающие справляться со стрессом.
8 и более очков: вам трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы не начнете использовать более эффективные методы борьбы со стрессом, у вас могут быть серьезные проблемы со здоровьем.