Тренинг по подготовке к ГИА 9 класс — Стресс на экзамене


Тренинг по подготовке к ГИА (1 занятие на урок 45 минут)
«СТРЕСС НА ЭКЗМЕНЕ»
Цель - научить ребят владеть собой в стрессовых ситуациях на экзамене.
Задачи:
- создать свой «положительный якорь»;
- «обкатать» его при различных стрессорах на игровом экзамене;
- овладеть алгоритмом правильной работы на экзамене;
- смоделировать конкретные ситуации со стрессорами различного характера.
Материалы: магнитофон, карандаш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. «Дыхание истины»
Все садятся в круг на стульях, расслабляются под тихую приятную музыку.
а) дыхательная гимнастика: на 0-10 делаем медленный вдох, на 11-20 – выдох.
Так 3 раза. Полностью расслабляем тело, насыщаем кислородом и успокаиваемся.
Упражнение 2. «Визуализация»
Закрываем глаза, продолжая находиться в круге. Каждый вспоминает наиболее радостный момент из своей жизни. Вспоминает, какие цвета были тогда в окружающем пространстве, какие запахи, какие звуки, какие ощущения, на чем более всего хотелось бы зафиксировать свои переживания, свои мысли. Что отложилось в памяти как «фотография» того момента, как кинолента – конкретные самые приятные кадры.
Стараемся зафиксировать данные воспоминания, запечатлеть их в своей памяти – «увековечить в камне». И удерживать как можно дольше
Теперь подключаем нагрузку к закреплению «приятного якоря»:
-тихий голос;
-голос, нарастающий по силе звука;
-тихий стук карандаша по столу;
-стук карандаша по столу, нарастающий по силе звука;
-стук сразу громкий и резкий.
Обязательна обратная связь от ребят. Кого-то не смогла сбить ни одна помеха (таких учеников бывает мало), кого-то только громкий и резкий звук, а кого-то выводит из себя и тихий стук карандашом по столу.
Упражнение 3. «Тренируем экзамен»
Все выходят в коридор, ждут, как перед экзаменом. Затем психолог выходит из аудитории в коридор и приглашает всех зайти в класс тихонько по одному, рассаживаясь за столами.
Берем воображаемый лист с заданием, представляем, что мы его читаем – какие чувства, эмоции, вы при этом испытываете? Каким будет ваше сердцебиение, дыхание, степень сухости ладоней? Есть ли проблемы с четкостью и ясностью мышления?
Даем высказаться абсолютно всем желающим. Ведь ученик, проговоривший свое состояние вслух, уже становится его «хозяином», осознает свои проблемы, страхи, «слабые зоны» на испытательных пробах. И чем активнее все высказываются – тем лучше для всех членов группы.
Далее объясняем алгоритм действия на экзамене:
Алгоритм:
-Переворачиваем лист заданием вниз, чистым к себе – кладем на стол.
-Дышим, как на тренинге – успокаиваемся.
-Применяем свой «якорь» - визуализируем положительную картинку, не закрывая глаза – концентрируемся на тех положительных эмоциях, спокойствии и умиротворении, которые дает нам наш «положительный якорь».
-Берем опять лист, представляем, как читаем то же задание – с каким настроем, эмоциями, дыханием, сердцебиением это проходит уже теперь - снова все желающие высказываются о своих ощущениях, эмоциях, состоянии (оно уже гораздо лучше, чем при первом прочтении задания).
-Снова визуализируя положительную картинку-«якорь». Ждем, когда утихнет уже меньшее сердцебиение – теперь медленно читаем задание дробными мелкими порциями. Спокойно осмысливаем по частям (чем меньше порция - тем лучше), не охватывая сразу весь текст и не утопая в ужасе от количества и сложности предстоящих решений.
Ели это задание по русскому языку на свободное сочинение – составляем предложения простые или сложноподчиненные, в знании синтаксиса которых мы абсолютно уверены. Пишем только те слова, орфографию которых мы точно знаем и уверены в их написании.
Желательно повторение тренинга еще 1-2 раза с различной нагрузкой, моделируя различные ситуации на экзамене.
У ребят, прошедших тренинг, у всех получилось на пробном экзамене войти в нужное состояние и без проблеем начать выполнять задание.
Главное – создать нужную атмосферу на тренинге.