Конспект урока по русскому языку на тему Безличные предложения


Тема: « Безличные предложения»
Цели: дать понятие о безличных предложениях, их грамматических особенностях: учить отличать безличные предложения от других видов односоставных предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
 Сообщение темы и цели урока.
П. Подготовка к объяснению нового материала.
1 .  Проверка домашнего задания.
-        Расскажите, как вы поняли, чем различаются определенно-личные и неопределенно-личные предложения. А в чем особенностьпредложений с обобщенным значением?
2.Распределительный диктат.
-        Распределите в два столбика предложения, которые ябуду читать:
Определенно-личные        Неопределенно-личныепредложения         предложения с обобщенным
значением
I) Постоим еще, Гриша. 2) Вижу горы и долины. 3) Без труда не вытянешь рыбку т пруда. 4) Вас просят к телефону. 5) Останешься с нами? 6) Стемнело.
Прочитайте предложения 1 -го столбика, 2-го столбика.
Какое предложение вы никуда не записали? Почему?
III. Объяснение нового материала.
-        Последнее предложение (Стемнело} вызвало у вас затруд-нения. В какую группу его следует определить? Рассуждайте. Нач ните с грамматической формы сказуемого, определите ее. (Про шедшее время, ед. ч., ср. р.)
Бывает ли такая грамматическая форма в определенно-личных или неопределенно-личных предложениях? (Нет.)
Что вы можете сказать о действии и лице, его совершив шем? (Такого лица нет, это действие совершается само по себе.)
Такие предложения, в которых действующего лица нет ибыть не может, действие совершается само по себе, называют
без личными.
— Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях? Что могут обозначать безличные предложения? Об этом вы узнаете из § 183, с. 234 в учебнике «Теория».
Особенно тщательно анализируется таблица.
-        Сформулируйте особенности безличных предложений.1 .         Работа с учебником.
Устное выполнение   упражнения 217, с. 92, учебник«Практика».
Письменное выполнение упражнения 225. Один из учащихсявыполняет его, комментируя, на доске, а остальные ученики
- в тетрадях.
2.Объяснительный диктант.
-        Запишите предложения и определите в них способ выражениясказуемого.
1) Больше всего мне (не) хотелось сейчас расспросов. (Г, Бакланов) 2) Двенадцать лет назад нам так нравилось здесь. (Г. Бакланов.) 3)Нам непросто смотреть друг другу в глаза. (Г. Бакланов.) 4) Нет дороги н.. вперед и н.. назад. (А. Твардовский.) 5) Вальдшнепа н..где
не видно. (Г. Скребицкий.) 6) Сердца жаркого (не) залить вином, думу черную (не) запотчевать. (М. Лермонтов?) 7) Мне было весело вдохнуть в мою измуче(н, нн)ую грудь ночную свежесть тех лесов.(М. Лермонтов.) 8) Савельича со мною (не) было. (А. Пушкин.)
-        Расскажите о правописании наречий с не и ни, приведитепримеры.
3. «Веселое» задание.
Упражнение в определении отличий безличных предложений от предложений других видов. Учащиеся хлопком в ладоши ин формируют о наличии безличного предложения.
Учитель диктует предложения:
I) В воздухе запахло свежей зеленью и прохладой. 2) Сегодня рисуем пейзаж. 3) Любишь кататься, люби и саночки возить. 4)Несмотря на поздний час, в комнате было совершенно светло. 5) У меня нет времени на пустые разговоры. 6) В часовой мастер ской отлично отрегулировали старинные часы. 7) Хорошо в жар кий день растянуться на зеленой травке у ручья. 8) Мне опять не здоровится.
IV. Подведение итога урока.
Какие предложения называются безличными?
Чем могут быть выражены сказуемые в безличных предло жениях?
Домашнее задание: § 183, упражнение 220 - устно; упраж нение 219. Принести учебник «Развитие речи».