Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для 1-4 классов «День белой трости»


Внеклассное мероприятие
по духовно-нравственному воспитанию для 1-4 классов
«День белой трости»
Цель проведения:
- Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества;
- Формирование представлений у школьников о существующих в жизни святых и их словах о добре, зле и ответственности человека за содеянное.
- Способствовать формированию у учащихся представлений о милосердии и любви к ближнему;
- Организовать ситуацию для развития доброты, умения сострадать, эмоциональной активности;
- Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних.
Форма: Беседа. 
Методы: Рассказ, диалог, использование мультимедийных технологий, сценка, просмотр видеосюжетов.
Ход мероприятия.
Ведущий 1:
Осенний парк... и ясная погода...
Сидит старик на лавке у пруда...
Он сердцем ощущает время года...
Слепому чувствами
увидеть нет труда...
Пусть он не знает краски и пейзажи...
Пусть на глазах сплошная пелена...
В нём зрит Душа... не сомневайтесь даже...
Она безвременна... беспечна и вольна...
Она жива... и, точно, многоцветна...
В ней солнце, море, звёзды и луна...
В ней чистота... и очень много Света...
Его Душа... блаженна и полна...
Его внимание блуждает не снаружи...
Познав в себе природы красоту,
Огромный мир он в сердце обнаружил...
За что сказал судьбе: "Благодарю"...
Я воротилась к лавке через время...
Я вижу суть... что боли лишена...
И старика... который тихо дремлет...
В его лице... покой и тишина...
Ведущий 2:
Слепые люди... Что мы знаем о них?
Человек получает 90% информации об окружающем мире через зрение. Только десять оставшихся отведено под прочие органы чувств. Но как
воспринимают мир люди незрячие?
Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен.
Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего».
Вот так видят мир слепые люди.
Ведущий 1:
Международный день белой трости, который отмечается 15 октября, это не праздник. Это своеобразный знак, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и солидарности с ними. Практически любая категория людей с нарушениями здоровья имеет свою знаковую систему, оповещающую прохожих, что перед ними тот, кто, возможно, нуждается в их помощи и поддержке. Для незрячих таким атрибутом, прежде всего, является белая трость.Трость не всегда являлась символом незрячего человека. История гласит: ослепший профессор Джемс Бигсс традиционно передвигался по улицам с тростью, однако вскоре он заметил, что не всегда прохожие понимают, что наличие у него таковой означает слепоту владельца. Потому он выкрасил ее в белый цвет –так она стала заметной на расстоянии, и, таким образом, заранее предупреждала всех о том, что владелец трости не видит. Новшество немедленно было подхвачено незрячими всего мира. В 1970 году 15 октября по инициативе Международной ассоциации слепых был установлен Международный день Белой трости.
Учитель: Ребята перед вами лежат ленточки, которые я попросила бы повязать на глаза. Давайте на несколько минут окунёмся в мир, который видят слепые люди.
(Просмотр видеоматериалов о слепых)
- А теперь снимите ленточки. Какие ощущения вы испытали? (Ответ детей: страх, потерянность, неуверенность и т.д.).
- А вы встречали когда-либо незрячих людей? Какие ощущения они вызывали у вас при встрече? (Ответы детей: жалость, отвращение, сострадание и т.д.).
- Как вы думаете, таких людей много? (Ответы учащихся: много, не знаем и т.д.) Как им живётся, не имея зрения? (Ответы учащихся: тяжело, они одиноки, неполноценны и т.д.)
Ведущий 2:
По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2015 году на нашей планете насчитывалось 39 миллионов слепых людей. Это те люди, которые просыпаются каждый день и смотрят на жизнь без помощи глаз. По правде говоря, у любого слепого человека есть за плечами удивительная история, но есть такие уникальные личности, с которыми происходят невероятные вещи.
Ведущий 1: Когда Марле Ранян было 9 лет, у неё развилась болезнь, которая в последствии привела к слепоте. Её карьера взлетела, когда она выиграла четыре золотые медали на летних Параолимпийских играх и на Параолимпийских играх в Атланте, где она взяла серебро в толкании
ядра и золото- в пятиборье. В качестве бегуна мирового класса она заняла восьмое место в 1500-метровом забеге в Сиднее в Олимпийских играх 2000 года, что сделало Ранян первой слепой спортсменкой, участвовавшей в Олимпийских играх с самыми высокими показателями для американок в этом забеге.
Ведущий 2:
Дерек Рабело это необычный сёрфингист. Даже очень необычный, учитывая, что он родился с врождённой глаукомой. Тем не менее, это не помешало 20
-летнему бразильцу научиться сёрфингу, когда ему было всего три года.
Ведущий 1:
История полна интересных случаев раскрытия творческих способностей незрячих, их активного участия в современном шоу-бизнесе и общественной жизни. Диана Гурцкая, незрячая от рождения... В 1995 году девочка дебютировала на большой сцене в Ялте и взорвала зал своим необыкновенным голосом и трогательной манерой исполнения. Диана
Гурцкая была последним ребёнком в семье шахтёра из Западной Грузии. Её мать умерла, когда она была очень маленькой, и все заботы о незрячей девочке взяли на себя её старшие братья и сестра. Далее последовал интернат для слепых детей, где Диана тосковала по своей семье и пела постоянно
любимые мамины произведения. Девочка, незрячая от рождения, обладала абсолютным слухом, потрясающим "недетским" голосом, музыка была её путевой звездой уже с малых лет. Окружающие могли слушать ее часами.
Судьба благоволила Диане с самого начала, как будто компенсировала отсутствие зрения. Девушка гармонично влилась в ряды российского шоу-бизнеса. С 2009 года она стала почётным человеком, занимающимся популяризацией параолимпийских игр. Диана приложила огромные усилия, чтобы помочь спортсменам получить достойное обслуживание на «Сочинской Олимпиаде- 2014». Диана представляла Грузию в Белграде на международном конкурсе «Евровидение- 2008». Стала первой незрячей певицей из Восточной Европы, принявшей участие в Евровидении. Диана
Гурцкая член Общественного Совета при Председателе Совета Федерации России. С 2013 года – Указом Президента РФ Диана Гурцкая назначена членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.
Ведущий 2:
Слепые – особенные люди, которые благодаря своей воле не сдаются, стараются жить в мире зрячих. То, что некоторые знаменитые люди были слепыми, не все даже и знают. Но эти люди своими действиями смогли изменить тот мир, который они и видеть то не могли. Хотя они и были
слепыми, они все равно смогли обладать истинным видением.
- Николай Лобачевский. Великий русский математик всю свою жизнь работал над неевклидовой геометрией. Свою последнюю работу, больной и ослепший ученый уже надиктовывал своим ученикам в 1855 году. При жизни работы математика не были поняты и приняты, зато через 10-12 лет после его смерти наступило торжество его идей.
- Галилео Галилей. Многие называют этого ученого отцом современной науки. Этот итальянский ученый был настоящим провидцем, хотя и обладал слабым зрением. Считается, что именно Галилей придумал современный телескоп, компас и термометр. Галилей и практически ослеп и был прикован к своему дому, он все равно продолжал учиться и изобретать.
- Гомер. Слепой старец является самым знаменитым незрячим древности. Именно этому поэту-сказителю и приписывают создание «Илиады» и «Одиссеи». Примеры знаменитых людей говорит о том, что слепота не приговор, слепота – ограничение возможностей.
Ведущий 1:
В 1885 году селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, что расположено километрах в 20-ти от знаменитого Куликова поля жила бедная семья - родители и трое детей, где родиля четвертый ребёнок – девочка Матрона. Однако, ещё до того, как Матрона родилась, приснился матери удивительный сон: вьётся над ней большая птица с человеческим лицом, перья у птицы белые, блестящие, сверкают-переливаются, а глаза – закрыты. Покружила, покружила чудесная птица и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать свою дочку в приют. Матрона родилась не просто слепой – она вовсе не имела глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что привиделась её матери во сне.
Ведущий 2:
С детских лет полюбила Матронушка в церковь ходить. Придёт и встанет в свой уголок за дверью. Стоит тихо, неподвижно – так всю службу и молится. Хоть ничего Матронушка не видела, но слушала очень внимательно и певчим любилаподпевать. За усердие господь наградил Матронушку чудесным даром. Она знала, у кого горе на душе, болезнь, а у кого душа чистая и легкая, как птичка. Мысли человека могла читать. А ещё она чувствовала приближение опасности, могла предсказать пожар или другую беду. По её молитве люди стали получать утешение в скорби и исцеление от болезней. 2 мая 1999 года блаженная старица Матрона Московская была прославлена в лике святых.
Учитель: Жизнь многих незрячих полна впечатлений, насыщена радостями, заботами и бедами. «Инвалиды по зрению» - внешне, они мало отличаются от нас с вами. Но им живется намного сложнее, чем нам, ведь они не видят окружающих нас предметов, различные ориентиры на дороге и дома. К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Некоторые люди думают, что существует два мира – «Мир зрячих» и «Мир незрячих». Но мы живем в одном мире, на одной планете. От нашего участия и чуткого отношения к слепым и слабовидящим людям вне дома, на улице зависит их жизненная безопасность.
Показ притчи о слепом.
Учитель: «Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.
К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:
— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.
Он улыбнулся и ушёл.
Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».
- Ребята, надеюсь, что то, о чем мы сегодня говорили, не будет впустую, и вы сделаете для себя какие-то выводы. Я хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения.