Конспект занятия по коррекции агрессивного поведения детей 5–7 лет «Злой король»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение :
детский сад № 16 комбинированного вида
Конспект занятия по коррекции агрессивного поведения детей 5–7 лет
«Злой король»
Цели:
- учить детей различать эмоциональные состояния друг друга;
- дать детям представление о саморегуляции поведения в критических ситуациях;
- познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций в приемлемой форме и управления ими.
Материалы:
- аудиозапись спокойной музыки;
- аудиозапись маршевой музыки;
- корона;
- платки по количеству детей.
Ход занятия:
1. Приветствие. Игра «Делай, как я»
Психолог: «Давайте начнем наше занятие вот с чего. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову своё имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все стоящие в круге смогли повторить ваши действия. Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной… Отлично! Продолжит тот, кто справа от меня» и т. д.
2. Беседа с детьми (диагностика агрессивности)
Все садятся в круг на ковер.
Психолог обращается к детям с вопросами:
- Вам приходилось в жизни злиться?
- Из-за чего вы злитесь?
- Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ответы типа: ударить, толкнуть, накричать – свидетельствуют об агрессивных тенденциях.)
- Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? (С помощью этого вопроса взрослый может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением.)
3. Психолог: «Сейчас я научу вас, как справляться со своим гневом и злостью. Как только вы почувствуете, что забеспокоились, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди – это поза выдержанного человека. Но если вы еще не такие сильные и не можете удержать в себе гнев, то вам помогут физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека. Например – потопать ногами, побегать, попрыгать на скакалке или поработать с боксерской грушей.
А можно поиграть в игру «Злые мыльные пузыри». Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей. (Дети подносят ладони к губам, имитируя соломинку.) Медленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью. Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделайте другой „злой" пузырь и подождите, пока он исчезнет в воздухе или лопнет. Пускайте пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела. Затем можно открыть глаза». Когда все дети откроют глаза, психолог продолжает: «А сейчас подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были у нас в группе».
4. Психолог: «Теперь вы знаете, как помочь себе улучшить самочувствие и я предлагаю вам отправиться в королевство, которым правит злой король, чтобы поделиться с ним своими знаниями. Когда король бывает в гневе, он запрещает всем жителям королевства радоваться, смеяться и даже улыбаться, и к несчастью жителей король злится очень часто. Сейчас мы с вами скажем волшебный пароль и окажемся в этом королевстве».
Игра «Парам-парэйро»
Психолог произносит: «Парам-парэйро! »
Дети отвечают хором: «Хэй! »
Психолог: «Парам-парэйро! »
Дети: «Хэй! »
Психолог: «Парам-парэйро! »
Дети: «Хэй! Хэй! Хэй! »
5. Психолог: «Давайте представим, что (имя ребенка) - король, а мы все жители королевства».
Игра «Как общаться с королем»
Один из участников игры — король или королева — сидит на высоком стуле. Все остальные участники — жители страны — проходят мимо него (нее) в одном направлении несколько раз. Если король сидит с серьезным лицом, все делают серьезные лица, маршируют и отдают честь, как солдаты. Если король улыбается, все жители страны, проходя мимо него, тоже улыбаются и машут ему рукой. Король меняет выражение лица несколько раз, после чего он выбирает на престол любого жителя города, кто достойно общался с ним. Игру можно проводить под маршевую музыку.
6. Упражнение-тренинг.
Психолог: «В королевстве есть зеркальная комната, король приходит туда, чтобы полюбоваться своим величием, но видит лишь отражение сердитого человека».
Ребенок, выполняющий роль короля, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). Все остальные дети представляют себя зеркалами и повторяют движения и мимику сердитого короля. По окончании упражнения психолог обращается к детям:
— Что чувствует сердитый король? (Злость, гнев, обиду.)
— Что ему хочется сделать?
— Как можно избавиться от злости, не причинив боли, вреда окружающим людям? (ответы детей) .
Психолог: «А еще я знаю заклинание против плохого настроения, обид и огорчений. Сейчас вы начнете ходить по комнате, не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите: "Тух-тиби-дух". Затем снова продолжайте ходить по комнате. Затем снова остановитесь перед кем-нибудь и произнесите то же самое и т. д. Говорить надо обязательно сердито и глядя в глаза. Давайте пригласим нашего короля, пусть он поучится».
Игру можно закончить тогда, когда дети начнут смеяться.
По окончании игры детям предлагается обсудить, что они чувствуют.
7. Психолог: «Научили мы короля избавляться от злости, не причинив боли, вреда окружающим людям! А теперь пора возвращаться в детский сад».
Игра на релаксацию «Танец волшебных лепестков»
Психолог собирает все платки в одну руку и говорит детям, что это большой волшебный цветок, который поможет им вернуться, нужно только взять каждому по лепестку и лететь по ветру. С этими словами психолог раздает каждому ребенку по платку, включает спокойную негромкую музыку и предлагает детям пофантазировать, как летали волшебные лепестки: вверх, вниз, в стороны. Дети также могут подбрасывать платки и ловить их, передвигаться с платками по комнате, кружиться и т. д. Перед окончанием музыки психолог говорит детям, что ветер стихает и лепестки ложатся на землю. Дети садятся либо на стулья, либо на пол, опускают платки, расслабляют мышцы тела и замирают.
8. Прощание «Мы очень хорошие друзья».
Психолог предлагает детям встать в круг, взяться за руки и произнести фразу: «Мы очень хорошие друзья». Сначала шепотом, как будто это секрет, потом громче и наконец прокричать, чтобы все услышали.