Конспект занятия Добрый и злой огонь


Конспект НОД по образовательным областям «Безопасность, «Коммуникация», «Познание» в старшей группе
«Добрый и злой огонь»

Воспитатель: Яковлева Н.М
Дата проведения - 18.03.2015г

Программное содержание:  
-формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. - показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную. - дать знания о причинах возникновения пожара.-закрепить знание правил пожарной безопасности.-сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара;- развивать все компоненты устной речи: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм, память, сообразительность, мышление, наблюдательность;- развивать изобразительные навыки и умения детей.
Ход занятия:
Дорогие ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте мы их поприветствуем. Тема нашей сегодняшней встречи спряталась в загадке, давайте попробуем его отгадать. Из этой встречи мы с вами узнаем много нового и интересного. Будьте внимательны и активны.Воспитатель: Рыжий зверь в печи сидит,Рыжий зверь на всех сердит.Он со злости ест дрова,Может час, а может два,Ты рукой его не тронь, Искусает он ладонь. (Огонь)В., Почему вы так думаете? (Огонь рыжий и в печи горит. Дрова горят в огне. Огонь нельзя трогать руками). Потому, что он горячий, но он может быть добрым и злым. 
Раздается в стук дверь
Ребята, кто это к нам пришел?Появляется Машенька из сказки .Маша. Здравствуйте, ребята.Воспитатель. Маша, что с тобой случилось? Почему у тебя рука забинтована? Маша. Я решила поиграть в пожарных. Взяла спички, хотела развести маленький костер, а потом потушить.Воспитатель. Ой, Маша ты меня пугаешь! Ребята, разве можно играть в такую игру? Это может закончиться печально.Маша. Да, ребята, вы правы. Вот я и обожгла руку. Хорошо, что доктор Айболит оказался рядом! Он огонь потушить помог, руку обожженную забинтовал. Зачем этот огонь нужен? И как мне обращаться с ним? Я не понимаю.
 Воспитатель. Оставайся с нами, Машенька, наши ребята расскажут тебе об огне и о правилах поведения при пожаре (садятся). Кто хочет загадать загадку?Дети. Я хочу загадать детям загадкуЭто тесный-тесный дом:Сто сестричек жмутся в нем,И любая из сестерМожет вспыхнуть, как костер!Не шути с сестричками -Тоненькими… (спичками) Воспитатель. А для чего нужны спички?Дети. Я думаю, чтобы зажигать огонь.Воспитатель. Ребята, кто хочет рассказать о спичках?Дети. Много лет назад люди изобрели спички: удобные, легкие зажигательные палочки. Спички используют, когда разжигают огонь на печке, на природе. Но детям нельзя пользоваться спичкой.Воспитатель. Как служит огонь людям, как вы считаете, ребята? Слайд2Дети. Я считаю, что огонь помогает людям готовить еду - и в деревенской печке, на пикнике, на рыбалке у реки. Огонь согревает насВоспитатель. Я с вами согласна. Без света человеку не уютно, без тепла человек не сможет прожить. А без огня мы не сможем себе приготовить еду, а без пищи не можем прожить и дня. Слайд3Дети. А я думаю, что еще есть огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дома. На заводах еще есть печи, где делают трубы и станки, машины и самолеты.Воспитатель. Молодцы, ребята! Огонь трудился для людей раньше, трудится и теперь. Вот видишь, Машенька, огонь является другом человека. Послушай вместе с ребятами стихотворение о добром огне. Слайд4Дети. Нам без доброго огня. Обойтись нельзя ни дня.Он надежно дружит с нами,Гонит холод, гасит мрак.Он приветливое пламяПоднимает, будто флаг.Нам огонь хороший нужен.И за то ему почет,Что ребятам греет ужин,Режет сталь, и хлеб печет. Маша. Да, такой огонь мне нравится.
Если вы устали, у вас плохое настроение, попросите своих родителей зажечь свечу, посмотрите на ее пламя и силы вновь вернутся к вам. Воспитатель. Вот одной из таких палочек я зажгу свечу. Сейчас мы тоже посмотрим на пламя и отдохнем.Дети наблюдают за огнём.Воспитатель. Что вы испытываете, глядя на пламя? (Становится спокойно, уютно) Физминутка (этюд «Свеча»)
Дети, давайте превратимся в свечу. Наше тело будет играть роль свечи и поэтому останется неподвижным, а руки будут играть роль зажженного огня.
(стоя прямо, дети поднимают руки, вверх соединяя ладони, образуя конус, а затем разъединяют ладони и плавно двигают ими из стороны в сторону)
Воспитатель. Ребята, сила у друга огня большая-пребольшая. Но если с огнем обращаться неумело и неосторожно, то он может стать страшным, коварным, злым врагом. Послушайте стихотворение про злой огонь. Слайды5-7Дети. Вот на спичке, как на ветке,Голубой дрожит листок.Вот, ломая прутья клетки, хищный делает бросок!...Да, огонь бывает разный:Бледно-желтый, ярко-красный, синий или золотой, Очень добрый, очень злой.Злой огонь – огнь пожара,Злой огонь – войны!Жители земного шара, Граждане любой страны,Злой огонь гасить должны! Воспитатель. Посмотрите на руку Маши и запомните, что огонь всегда таит опасность. Огонь может натворить много бед. Чем опасен огонь?Дети. Я думаю, что огонь опасен пожарами. Могут гореть магазины, больницы, школы, дома, поля. Дети. А самое страшное, что в пожарах могут погибнуть люди, и, конечно, дети.Воспитатель. Почему возникают пожары? (люди не соблюдают правила безопасности, дети играют со спичками, люди оставляют непотушенный костер, не выключенные электроприборы). Можно ли детям играть со спичками? (Нет) Давайте все об этом расскажем Маше! Слайд8Не играй, дружок, со спичкой,Помни ты, она мала,Но от спички-невеличкиМожет дом сгореть дотла.Младшим братьям и сестричкамДошколята говорят:«Крепко помните, что спички-Не игрушка для ребят!»Воспитатель. Чтобы огонь был всегда добрым, с ним нужно правильно обращаться. Но если случилась беда – пожар, что вы должны сделать (вызвать пожарных)? А как это сделать? По какому номеру нужно позвонить (01)? Давайте нарисуем красками номер 01 и подарим Машеньке и ее друзьям (дети подходят к столу и рисуют красной краской 01). Молодцы! Что означает этот знак? Все: Слайд9Если близко телефон,И тебе доступен он,Нужно 01 набрать,И быстрей пожарных звать.
Воспитатель. Правильно при появлении дыма или огня необходимо вызвать пожарную команду по номеру 01, который нужно запомнить. А что еще нужно сообщить по номеру 01Слайд10 (сообщить свой адрес, что и где горит)? Если пожар небольшой, что вы сами можете сделать (залить водой)? А вот электроприборы нельзя тушить водой. Если, например, у вас загорелся телевизор, что нужно сделать? (Нужно выдернуть шнур из розетки, а затем взять одеяло и набросить на огонь. Воздух не будет поступать, и пламя погаснет) Игра «Не ошибись»Воспитатель. Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны хлопать в ладоши, если нет – топать: пожарный, торт, пила, огнетушитель, карандаш, кисть, каска, пароход, пожарный рукав, ноты, огонь, игрушка, спички, 01, компьютер, тушить. Ребята давайте теперь закроем глаза и представим, что случился пожар. Что же делать (нужно покинуть помещение, а не прятаться под кровать, под одеяло, или убегать в другую комнату. Вызвать пожарных. Позвать на помощь взрослых)? А если в квартире уже много дыма (нужно низко пригнуться, прикрыть нос и рот мокрым полотенцем и двигаться к двери)? А представьте, что у нас в саду случился пожар, что мы должны делать (не суетиться, спокойно и быстро одеться и покинуть помещение)? Это называется – эвакуация.  Слайд11Воспитатель. Посмотрите, ребята, люди какой профессии тушат пожары (пожарные)? Какими качествами должны обладать пожарные(храбрым;- выносливым;- ловким;- сильным;- быстро принимать решения;- уметь оказать первую медицинскую помощь
Работа пожарных – очень опасная и рискованная профессия.
Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает им высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы. Иногда к делу подключаются и пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий.
Слайды12-13 Они одеты в специальные огнеупорные костюмы, а голову защищает стальная каска, на ногах — прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!
Пожарная машина оснащена высокой лестницей, баком с водой и шлангом. Давайте, еще раз вспомним, от чего происходят пожары (от неосторожного обращения с огнем)? Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками (потому что это опасно)? Чтобы не допустить пожара, как нужно обращаться с огнем (осторожно и правильно). Как вызвать пожарную машину, если случился пожар (набрать по телефону 01 и назвать свой адрес, покинуть помещение, дышать через влажную ткань)? Давайте еще раз расскажем Маше об этом.Дети.Знать обязан каждый гражданин-Телефон пожарных «01»Если что-то загорелось,На себя возьмите смелость:Срочно «01» звоните,Точно адрес назовите,Что горит, давно ли, где.Несколько минут промчится-К вам пожарная примчится И поможет вам в беде! Маша. Спасибо вам, ребята, теперь я знаю, как нужно обращаться с огнем. Я поняла, что огонь может быть и другом и врагом. Я никогда не буду играть со спичками и всех своих друзей научу правилам пожарной безопасности.
В. Давайте подарим наши рисунки Маше и ее друзьям и попрощаемся. Слайд 14
Ну, вот и подошла концу наша встреча. Я думаю, что мы многому научили Машеньке. А, что вам понравилось больше на занятии?
Дети. Правила пожарной безопасности, пожарная машина, добрый огонь, рисовать 01,Машеньки из сказки, помогать Маше.
Воспитатель. Да, мы с вами сегодня узнали много нового о том, какой бывает огонь, что он может быть добрым, а может быть и злым. Мы теперь знаем, как огонь помогает людям, мы сегодня помогали Маше познакомиться с правилами пожарной безопасности и правилами поведения при пожаре и нарисовали для нее и друзей номер 01.
Воспитатель. На память о сегодняшней встрече хочу подарить вам вот эти волшебные колокольчики, которые начинали бы так сильно звенеть в момент опасности и всегда напоминали бы вам об осторожности.

Литература
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, - М.: Москва – Синтез 2013 г.
Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт.-сост. О.В.Чермашенцева.- Волгоград: Учитель, 2008г.
сценарии мероприятий по пожарной безопасности. Старшая группа. /Авт.сост. Ж.М.Карисова,- Волгоград: ИТД «Корифей»

Памятка для родителей!
« Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»
Пожарная безопасность дома (в квартире)
1. Выучите и запишите на листке бумаги ваш адрес и телефон. Положите этот листок рядом с телефонным аппаратом.
2. Не играйте дома со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
3. Уходя из дома или комнаты, не забывайте выключить электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и т.д.
4. Не суши бельё над плитой. Оно может загореться.
5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверь. От выпавшего уголька может загореться дом.
6. Ни в коем случае не зажигай фейрверки, свечи или бенгальские огни без взрослых.
Газовая плита
1. Если вы почувствовали запах газа, не включайте свет и электроприборы, не зажигайте спички, а сразу же сообщите об этом  взрослым. Срочно проветри комнату.
2. При запахе газа звоните в газовую службу от соседей. Телефон газовой службы 04.
3.Не играй в кухне , особенно при включенной газовой плите.
4. Уходя из дома, проверьте, закрыты ли газовые  комфорки.
5. Никогда не висите на газовых трубах.
Электроприборы
1. Не пользуйтесь неисправными  электроприборами.
3. Не пользуйтесь электроприборами в ванной.
4. Не накрывайте лампы и светильники тканью или бумагой.
5. Не оставляйте включенными утюг и др. электроприборы.
Домашние вещи
1 не играйте со спичками, зажигалками, свечами, бенгальскими огнями, петардами.
2. Не играйте с аэрозольными баллончиками.
Пожарная безопасность в деревне
1. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить уголёк или искра и стать причиной пожара.
2. Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить серьёзные ожоги.
3. Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку.
Пожарная безопасность в лесу
1. Пожар- самая большая опасность в лесу, поэтому не разводи костёр без взрослых.
2. Никогда не балуйся со спичками и не разжигай костёр в сухую и жаркую погоду. Достаточно одной спички или искры от фейрверка, чтобы лес загорелся.
3. Не выжигай траву под деревьями, на прогалинах,на полях и лугах.
4. Не оставляй на полянах бутылки или осколки стекла.
5. Если вы оказались в лесу во время лесного пожара, определите направление ветра и направление распространения огня. Выходите из леса в сторону откуда дует ветер.
6. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.
При пожаре в квартире
1. Вызовите пожарную охрану по телефону 01.
2. немедленно покиньте помещение, закройте за собой дверь.
3. Двигайтесь к выходу ползком или пригнувшись.
4. Накройте голову плотной мокрой тканью.
5 Дышите через мокрый носовой платок.
6. Сообщите о пожаре соседям, завитее на помощь.
7. Не пользуйтесь лифтом.

Консультация для родителей: «Правила пожарной безопасности»
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей, как можно чаще беседуйте с малышами о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях.
Но главное: избегайте потенциальную опасность, например, опасность ПОЖАРА!
Не забывайте с детьми повторять правила пожарной безопасности!
Вопросы, на которые каждый ребёнок должен знать ответы:
1. Что нужно знать, если возник пожар в квартире?
2. Можно ли играть со спичками и зажигалками?
3. Чем можно тушить пожар
4. Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой?
5. Знать номер пожарной службы
6. Главное правило при любой опасности (не поддаваться панике)
7. Можно ли без взрослых пользоваться свечами?
8. Можно ли трогать приборы мокрыми руками?
В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА, ЕСЛИ ВЗРОСЛЫХ НЕТ ДОМА, ДЕТИ ДОЛЖНЫ ДЕЙСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
1. Если огонь небольшой можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды
2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из дома в безопасное место. И только после этого позвоните в пожарную охрану или попросите об этом соседей.
3. Если не можете убежать из горящей квартиры, сразу же позвоните, сообщите пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зовите из окна на помощь соседей или прохожих.
4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или подвигайтесь к выходу ползком: внизу дыма меньше.
5. Нельзя прятаться в ванну, под шкаф, нужно выбежать из квартиры
6. При пожаре никогда не садитесь в лифт. Он может отключиться, и вы задохнётесь
7. Ожидая приезда пожарных, не теряйте головы и не выпрыгивайте из окна
8. Когда приедут пожарные, во всём их слушайтесь и не бойтесь. Они лучше знают, как вас спасти.
Рекомендации родителям дошкольников по пожарной безопасности:
Когда речь идет о самых маленьких членах вашей семьи, помните: одна лишь любовь их не спасет. Их спасет применение мер пожарной безопасности.
• не храните в доме бензин, керосин, легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) ;• приобретите хотя бы один огнетушитель;
• не оставляйте без присмотра включенные электрические и газовые плиты, чайники, утюги, приёмники, телевизоры, обогреватели;
• следите за исправностью электропроводки, розеток;
• не включайте в одну розетку несколько бытовых электрических приборов (особенно большой мощности) ;• не разогревайте на открытом огне краски, лаки и т. п.
• Храните спички и зажигалки в недоступном и незаметном для детей месте, желательно в запертом на ключ ящике.
• Научите малышей говорить вам, когда они находят спичку или зажигалку.
• Когда ребенок проявляет любопытство к огню или играет с огнем, объясните ему спокойно и твёрдо, что спички и зажигалки - это предметы для взрослых, с которыми надо быть осторожными.
• Никогда не используйте спички или зажигалки для развлечения. Дети могут начать подражать вам.
Уважаемые родители! Помните!
Здоровье и безопасность детей в ваших руках!
Предупреждать детей об опасности – обязанность родителей.
Дошкольник выглядит совсем взрослым и сознательным, но и его могут подстерегать неожиданные опасности. Задача родителей – быть предусмотрительными и внимательными.