Статья «От идеи к результату: развитие этической культуры младших подростков»


А.Р. Ахмадуллина
«От идеи к результату: развитие этической культуры младших подростков»
Одним из самых серьезных дефицитов, которые испытывает наше общество, несмотря на все реализующиеся образовательные программы и проекты, является соблюдение норм культуры поведения. Современный человек всячески торопится быть успешным и сведущим, но зачастую забывает о нормах поведения в обществе и о моральных ценностях.
Сейчас, когда мы постоянно встречаем грубость и насилие как в повседневной жизни, так и в виртуальном пространстве, проблема формирования этической культуры школьников становится очень актуальной.
К данной проблеме обращались многие философы, педагоги и психологи, среди которых Аристотель, Сократ, Г.С. Сковорода, Ж.Ж. Руссо, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова.
Вопросам этики и этической культуры человека посвящено множество работ А.И. Шемшуриной, профессора, заведующей лабораторией воспитания нравственно-этической культуры государственного НИИ семьи и воспитания. Она сформулировала определение понятия этической культуры как «сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения в образе жизни личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу» [1, С.6].
Но, к сожалению, современной методической литературы в данной области крайне мало, а методы, используемые ранее, в связи с социальными изменениями теряют эффективность. И если раньше школа, общество и СМИ действовали вместе и направляли свои усилия на формирование духовно-нравственной личности, то сейчас происходит несоответствие моральных установок школьных программ и материалов СМИ. В современном мире большой объем информации школьники получают именно из каналов СМИ, телевидения и интернета, где зачастую понятия культуры, общепринятых норм и морали, как таковых, отсутствуют. На первый план выходит проблема противостояния негативным влияниям социума. Это обстоятельство и заставляет нас задуматься о развитии этической культуры школьников в общеобразовательном учреждении.
В поисках решения данной проблемы мы проанализировали работы разных авторов (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, Н.И. Болдырев, Ф.Ф. Королев и др. [2]), и выяснили, что отдельно взятые приемы и средства не приведут педагога к намеченной цели, здесь важным является гармонически организованная система, определенный методический комплекс.
Выделив, на наш взгляд, наиболее эффективные методы и формы работы (сюжетно-ролевые игры, ситуация свободного выбора, игры-путешествия, дебаты, КТД и т.д.) и объединив их в методический комплекс, мы разработали проект развития этической культуры младших подростков.
Проект этического воспитания младших подростков «Культурное поколение» был рассчитан на учащихся 6 класса, и деятельность по его реализации включала педагогов, учеников и родителей.
Целью проекта являлось создание условий для повышения уровня этической культуры младших подростков.
Задачи проекта:
Исследовательские
− диагностика уровня этической культуры учащихся;
− анализ используемых педагогом методических средств организации этического воспитания;
Образовательные (личностные):
− расширение культурного кругозора учащихся, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки;
− создание условий для формирования основ нравственного самосознания личности (способности ученика формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам);
Образовательные (метапредметные):
- формирование навыков общения, позволяющих конструктивно строить взаимодействие со сверстниками;
- формирование навыков соблюдения этикетных норм поведения.
Методические
− обоснование эффективности предложенного комплекса методических средств;
− создание рекомендаций педагогу по реализации проекта этического воспитания младших подростков;
− разработка и внедрение методического комплекса (план работы, цикл теоретических и практических занятий классного руководителя с учениками, диагностический материал, план работы с родителями) для формирования этических норм у младшего подростка.
Планируемый образовательный результат: в ходе реализации проекта будет успешно внедрен комплекс методических средств организации этического воспитания, при использовании которого произойдет:
− формирование навыков и привычек нравственного поведения;
− вооружение учащихся знаниями об этической культуре, морали, формирование этических норм;
− создание условий для повышения уровня этической культуры школьников;
С целью уточнения педагогических задач с учащимися была проведена первичная диагностика, в ходе которой мы с помощью анкетирования «Я в современном мире», анкеты С.В. Егоровой, наблюдения и интервью с педагогом постарались выявить и охарактеризовать уровень этической культуры учащихся 6 класса.
Полученные данные:
Практически все ребята назвали общепринятые правила, которые существуют в их в школе (носить школьную форму, здороваться с педагогами, не кричать и не бегать и т.д.), но вот только чуть больше половины класса (64% - 16 человек) их соблюдает. Это свидетельствует о том, что одних знаний недостаточно для того, чтобы ребята применяли их на практике.
Обработав результаты анкеты С.В.Егоровой, мы выяснили, что преимущественное большинство в теории знакомы с общепринятыми нормами, осталось лишь научиться применять данные знании в реальной жизни. Именно этому и был посвящен наш проект этического воспитания.
Во время реализации проекта с ребятами были проведены такие мероприятия, как «Путешествие в КорВел», дебаты на тему «Надо ли быть культурным?», игровая программа, нацеленная на формирование нравственных качеств, игра-аукцион «Качество для меня».
«Путешествие КорВел» - это увлекательная игра-викторина, в процессе которой ребята в командах перемещались по выдуманной стране этикета, узнавали что-то новое и выполняли задания. Во время дебатов ученикам была предложена интересная тема для обсуждения – «Надо ли быть современному человеку культурным?». Приводя аргументы за и против, учащиеся 6 класса сами сделали вывод в пользу того, что человеку без культуры просто не обойтись. Но самым интересным для школьников явилась игра-аукцион «Качество для меня», когда каждый ребенок сам выбирал нужные ему качества, и пытался выкупить их в ходе аукциона.
В процессе каждого мероприятия мы старались создавать условия для проявления активной позиции самих учащихся, что, на наш взгляд, является одним из важных аспектов эффективной деятельности. Еще В.А.Сухомлинский говорил - «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце» [3].
Школьники активно принимали участие во всех мероприятиях. Но очень часто возникали споры и конфликты, ребята позволяли себе «обзывательства», повышенный тон в адрес сверстников. Зачастую ученики работали маленькими группами по 4-5 человек, игнорируя при этом других участников.
В заключительном мероприятии – игре-аукционе «Качество для меня» выяснилось, что самым приоритетным качеством для учеников является честность, затем идут воспитанность, ответственность, понимание. Но ни в одном из списков не оказалось таких качеств, как бережливость и чистоплотность. Это указывает, что ребята не осознают ценности материальных благ, которые получают в свое распоряжение и, в большинстве своем, не придают значения чистоте и аккуратности.
По окончании проекта была проведена итоговая диагностика учащихся 6 класса с целью отслеживания достигнутого образовательного результата.
В ходе наблюдения были выявлены следующие изменения:
- на 36% увеличилось число учащихся, которые здороваются с одноклассниками;
- на 8% увеличилось число учащихся, которые осознают собственную значимость в общении со сверстниками и педагогами;
- на 12% стало больше учеников, которые употребляют при разговоре «вежливые слова»;
- на 8% больше учеников стали соблюдать уважительный тон при общении со старшими;
- на 16 % сократилось число учащихся, которые используют при разговоре грубый тон и нецензурную лексику;
- на 24% уменьшилось количество учащихся, у которых можно заметить беспорядок на рабочем месте.
Основываясь на полученных данных, мы сделали следующий вывод: подобранный нами методический комплекс создал условия для повышения уровня этической культуры школьников. Значительно увеличилось число тех ребят, которые следят за своей речью при общении со сверстниками и взрослыми, сократилось число учащихся, которые используют брань, наблюдения показали появление у ряда школьников порядка на рабочем месте и опрятности во внешнем виде.
Обучающиеся получили содержательную информацию о правилах этикета, новые стимулы для соблюдения моральных норм. Эти знания послужат первым шагом к обретению нового положительного социального опыта, к формированию новых стереотипов поведения, а следовательно – к изменению системы личностных отношений, зеркалом которых являются эти стереотипы.
Этическое воспитание и развитие учащихся – это путь к гуманистически ориентированному будущему человечества. Оно должно быть направлено на развитие и становление личности ребенка, его нравственных способностей, и вести каждого школьника к такому мировоззрению, которое будет основано на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
От воспитания детей во многом зависит будущее каждой семьи, общества и мира в целом. Ведь, как говорил еще А.С. Макаренко, «Воспитание есть не что иное, как упражнение детей в моральных поступках» [4,c. 28].
Список литературы
Шемшурина, А.И. Основы этической культуры: книга для учителя/А.И.Шемшурина – Москва: ВЛАДОС, 1999. − 112 с.
Исламова, З.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие [Электронный ресурс]// З.И. Исламова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. – 240 с. URL: http://studopedia.ru/7_29146_sistema-metodov-vospitaniya.html (дата обращения: 15.10.2015)
Морозова, М.Н. Духовно-нравственное воспитание в школе [Электронный ресурс] / М.Н. Морозова// ПЕДСОВЕТ.ORG. − 2012. − Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,95021/Itemid,118/
Писаренко В.И. Педагогическая этика. – Л., 1994

Автор статьи: Ахмадуллина Анастасия Ринатовна, педагог-организатор ГБОУ СОШ №207
Контактные данные: 89650845857, nastena_axm@mail.ru.