Конспект урока азбуки по теме: Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф,].

Тема урока: Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф,].

Цель урока: Познакомить учеников со звуками [ф], [ф,] и буквами Ф, ф.

Задачи урока:
1. Познакомить с новыми звуками и буквами; Учить соотносить звук с символом и буквой;
2. Развивать фонематический слух, внимание, память; Развивать фонематическое восприятие, дикцию, при помощи скороговорки;
3. Воспитывать мотивацию к учению.

Формируемые УУД:
Личностные:
обучающийся получит возможность научиться принимать и сохранять учебную цель и задачу, проявлять познавательную инициативу.
Регулятивные:
обучающийся получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
работать совместно с учителем и другими учениками;
давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке, самооценку.
Коммуникативные:
кооперация с учителем и сверстниками;
умение слушать и понимать речь собеседника, вступать в диалог, грамотно строить свою речь в общении при обсуждении проблемных вопросов.
Познавательные:
Общеучебные:
умение работать с текстом и иллюстрациями;
перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных строчек.
Логические:
построение логической цепи рассуждений;
моделирование;
анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;
подведение под понятие: формирование понятия “смыслоразличительная роль звука” через анализ пар слов на цветном фоне.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Ресурсы:  учебник “Азбука”для 1 класса. Часть 2; сигнальные карточки, схемы звуков, рисунок солнца, магнитные буквы.

Ход урока.

1. Психологическая установка на работу.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Ждет урок ребят сейчас!

- Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
- Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках.
Какая бывает речь?(устная и письменная)
Из чего состоит наша речь?(из предложений)
Из чего состоит предложение?(из слов)
Из чего состоят слова?(из слогов)
А слоги?(из звуков)
Что мы делаем со звуками?
Что мы делаем с буквами?
Какие бывают звуки?
Согласные звуки бывают (глухие и звонкие, твердые и мягкие).
Гласные звуки бывают .(ударные и безударные).
После твердых согласных пишутся гласные буквы (а, о, у, ы, э).
После мягких согласных пишутся гласные буквы (е, ё, и, я, ю).

3. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

- А теперь обратимся к теме нашего сегодняшнего урока.
- Посмотрите на доску. Прочитайте, что написано?
Фломастеры, фонарик, фотография, телефон, жираф, шкаф, фея, флажок.
- Определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах.
- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])
- Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф], [ф']. Буква «ЭФ, Эф».
- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока. Познакомимся с ..
Научимся .
Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

4.Формирование новых понятий, способов действий.

1. Определение звуков [ф], [ф,] в словах.

- Отгадайте загадки:
Красноватый огонёк
Чуть поляну не поджог.
Он краса лесных полян.
Родич курицы - (фазан)
Когда светло, прячусь в дупло,
Ночью летаю, мышей пугаю. (филин)


2. Звуковой анализ слов.

- Рассмотрите схемы слов. Сколько звуков в каждом слове? (В слове «фазаг» 5 звуков, в слове «филин» 5 звуков.)
- Проведем звуковой анализ этих слов по вариантам. Выкладывает схему слова «фазан» на модели под картинкой на доске 1 ученик, второй ученик выкладывает схему слова «филин» на модели под картиной на доске.
Коллективная проверка.

- Дайте характеристику звуку.
- Почему в первом слове новый звук слышится твёрдо, а во втором мягко?
- Какой вывод можем сделать?
Эти звук – согласный, глухой, парный звук, может быть твёрдым и мягким.

3. Знакомство с буквой.

- Какими буквами на письме мы обозначаем этот звук?
- Звуки [ф], [ф’] обозначаются на письме буквами «ЭФ, э ф».

- На что похожа буква?
- Послушайте стихотворения про букву Ф.
Филин – два огромных глаза –
Букву Ф напомнит сразу,
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.
.
Федя ходит руки в боки,
Значит выучил уроки.
..
Если б Фёдор иль Федул
Сразу две щеки надул,
Буквы Ф, сомнений нет,
Получился бы портрет.

Всем известно без подсказки
Буква Ф как ключ из сказки.

Ножницы я в руки взял –
Букву Ф я в них узнал.

- Для записи каких слов потребуется заглавная буква Ф? (Для записи имен собственных: имен, отчеств, фамилий людей: географических названий: городов, рек, озер, стран).

Физкультминутка

5. Применение понятий, способов действий.

1. Игра «Вкусные слова со звуком [ф].
- Назовите вкусные слова, где встречается звук [ф].
Финики, вафли, фисташки, кефир, конфеты, зефир, фрукты.

2. Чтение слогов со звуком [ф].
3. Чистоговорка.

Аф-аф-аф – купи шкаф.
Уф-уф-уф – садись на пуф.
Фу-фу-фу – купили мы софу.

4. Работа по учебнику на стр. 57.

- Мы на прошлом уроке с вами познакомились с энциклопедией. Что это за книга?
Научное или научно-популярное справочное издание, содержащее наиболее существенную информацию по всем или отдельным областям знания.

а) Чтение материала про себя.

б) Чтение про птиц по «цепочке» с объяснением.

Физкультминутка с элементами звуковой зарядки

- А сейчас проверим ваше внимание. Очень часто дети путают звуки [в] и [ф], так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем м в игру «Звонкий – глухой».
- Если в слове есть звуки [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.
Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.

в) Работа по учебнику.

6. Итог урока. Рефлексия.

- В конце урока хотелось бы узнать, какое у вас сейчас настроение?

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!

15