Конспект по обучению грамоте на тему Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [йэ]


Конспект по обучению грамоте
Тема урока: Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]
Цель урока: познакомить учащихся с гласными буквами Е, е, обозначением буквой е звуков [й’э].
Задачи: научить правильно составлять предложения; формировать навык плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.
Формирование УУД:
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу, удерживать и составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
- использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
- задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.
Этап урока Формирование предметных умений Формирование УУД
Организационный момент
Актуализация знаний
Физкультминутка
Постановка темы и целей урока
Работа по теме урока
Рефлексия - Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
- «Сегодня мы отправляемся в путешествие. Чтобы оно получилось удачным, нам нужно внимательно слушать учителя, всем активно работать, поддерживать друг друга.
- А куда мы отправляемся, догадайтесь:
- Есть друг зелёный у ребят
И он всегда ребятам рад.
Весной он веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
Полон сказок и чудес,
Этот друг – зелёный…….?
Мы с вами пойдём путешествовать в лес.
II. Повторение.
Игра «Волшебный мешочек».
В мешочке лежат буквы, вырезанные из бархатной бумаги. Дети на ощупь угадывают букву и достают её из мешка. Из букв составляют слово «лес».
- Составьте различные предложения с этим словом.
- Из чего состоит предложение?
- из слов
Игра «Собери слова".
У учителя на доске слова: Лес. Богатство. Наш.
Дети хором произносят каждое слово.
- Это предложение? Почему не предложение?
- Попытайтесь угадать слова, которые ребята произносят.
(Богатство. Наше. Лес.) Выстраивают слова в нужной последовательности и читают пословицу.
Игра на развитие внимания и памяти.
Читаю стихотворение.
- Богатырь стоит богат. Угощает всех ребят.
   Ваню – земляникой, Таню – костяникой.
   Машеньку – орешком. Петю – сыроежкой.
   Катеньку – малиной. Васю – хворостиной.
- Назови имена детей и то, чем их угощает лес.
Чтобы лес впустил к себе в гости, нужно найти на доске и показать схему к слову – «лес»
На доске различные схемы, дети находят подходящую схему и доказывают.
- « Здравствуй лес - дремучий лес, полон сказок и чудес!»
Мы попали на лесную поляну. На этой полянке большой живет волшебник очень злой. Он деревце заколдовал, все листочки оборвал. Деревце скорей спасём. Ему листочки все вернём.
На доске рисунок берёзы, а рядом рассыпались листочки с изученными буквами. Дети берут листочек, дают характеристику звуку, группируют.
- Как отличить гласный звук от согласного?
Выполняют физкультминутку "Ветер"
- Давайте вспомним, какую хитрую букву мы изучили на прошлом уроке?
- Букву е.
- Сегодня мы продолжим изучать нашу тема, а именно продолжим знакомство с буквой е и ее звуками.
- Откройте учебник на стр. 74.
Выполняем первое задание.
- Назови слова с противоположным значением.
- Прочитайте первую строчку как образец.
Старые - новые
Высокие - низкие
Толстые - худые.
- Выполняем второе задание. Назови слова, которые отвечают на вопрос какие?
- Сосны - сосновые
Осины - осиновые
Ели - еловые
- Слова, которые отвечают на вопрос какие? какой? какая? это имена прилагательные.
Прочитайте текст на стр. 74. Найдите предложения о лесе. Замени слово красивый другим словом. Какое предложение получилось?
-Какие предложения о лесе есть в тексте?
- В лесу высокие сосны и ели.
Красивы русские леса.
- Замените слово красивые другим словом.
- Прекрасны русские леса.
Выполняем упражнения на стр. 75.
Прочитайте слоги в рамочке.
Не ке те се ре ле веНи ки ти си ри ли виВыполняем следующее предложение.
Прочитайте текст. Определите, сколько слов в предложение.
- Как называется текст?
- Река
- Сколько в этом тесте предложении?
- 5
- Прочитайте первое предложение.
- Около леса река.
- Ребята, посмотрите, какой знак я показываю?
- две звездочки
- Что обозначает этот условный знак?
- Работа в парах
- Вы сейчас между собой обсудите, что вы узнали из текста о реке.
- Найдите в тексте слово, в котором: два слога и все согласные звуки твердые; два слога и все согласные звуки мягкие.
- Ребята, какую тему мы сегодня повторяли?
- Что было трудным при выполнении задания?
- Какое задание вам понравилось и почему? - Как вы понимаете эту пословицу?
(ответы детей)
- Какой вывод можем сделать?
Лес кормит, поит, лечит, является домом для животных.
- Почему лес угостил Васю – хворостиной?
- Ребята, а какие правила надо соблюдать в лесу?
(Вспоминаем правила поведения в лесу.)
- Почему буква е "хитрая"?
- Буква е дает два звука.
- В каких случаях буква е дает 2 звука?
- Буква е дает два звука если буква е стоит в начале слова или стоит после гласной.
- Ребята, а какие цели поставим перед собой?
(ответы детей)
- Каким термином мы обозначаем слова, имеющие противоположное значение?
- антонимы
- Как вы думаете, почему текст называется река?
- В данном тексте речь идет о реке, ее автор описывает.
- Докажите, что это предложение.
- Около леса река - это предложение, т.к. все слова связанны по смыслу и грамматически. В предложение выражена главная мысль.