Статья на тему Организация самостоятельной деятельности студентов как необходимое условие достижения планируемых результатов обучения


Организация самостоятельной деятельности студентов как необходимое условие достижения планируемых результатов обучения
Воронина И.Ю., преподаватель первой квалификационной категории, ГАПОУ НСО «Татарский политехнический колледж»
В современных условиях возрастает спрос на специалистов, способных к нестандартному мышлению, умеющих ориентироваться во все возрастающем потоке информации и выбирать оптимальные способы решения возникающих перед ними вопросов и проблем.
В традиционном процессе обучения, основанном на передаче готовых знаний от преподавателя к студенту, достичь необходимого уровня развития будущего специалиста практически невозможно.
Поэтому первоочередная задачаобразования на современном этапе - это качественная подготовка студентов с упором на развитие у них умения самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять в практической деятельности. Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Организация самостоятельной работы студентов как необходимое условие реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) нашло отражение в требованиях ФГОС СПО. ФГОС требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, новых дидактических подходов для самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.В связи с этим возрастает роль и ответственность преподавателей в части организации и управления самостоятельной работой обучающихся.
В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из слабых мест в практике образования и одной из менее исследованных проблем педагогической теории.
Объект исследования самостоятельная деятельность студентов.
Предмет исследования: условия обеспечивающие результативность самостоятельной работы студентов.
Цель исследования:определитьусловия обеспечивающие достижения планируемых результатов обучения студентов.
В качестве гипотезы исследования рассматриваем утверждение о том, что самостоятельнаяработа студентов на уроке и во внеурочное время будет способствоватьдостижению планируемых результатов обучения при условии её четкой организации, руководстве и контроле выполнения со стороны преподавателя.
Задачи исследования
1.Охарактеризовать основные формы и методы самостоятельной работы студентов; выявить наиболее продуктивныеиз них.
2.Провести анализ сформированности умений у студентов осуществлять самостоятельную работу.
3.Выявить условия обеспечивающие результативность самостоятельной работы студентов.
Методы исследования:анализ теоретических источников информации, сравнительный анализ, наблюдение, статистическая обработка результатов.
Научная новизнаразработано - дидактическое обеспечение по организации самостоятельной работы.
Практическая значимость использование в учебном процессе ОУ разработанного дидактического материала, что позволило повысить уровень сформированности умений осуществлять самостоятельную работу, а как следствие повышение результатов учебной деятельности.
Существует множество направлений в исследовании самостоятельности обучающихся в обучении. В своих суждениях древнегреческие ученые исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ). В своих высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрёжки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинского и др.
Анализ работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы обучающихся, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно.
Самостоятельная работа обучающихся определяется дидактамикак: средство обучения (Ю.Б. Зотов), прием обучения (А.Ф. Соловьева), способ обучения (И.Э. Унт), как фактор организации учебной деятельности (Б.П. Есипов) и т.д.
На наш взгляд, самостоятельная работа, наиболее полно определяетсяИ.А.Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. [10, стр. 335].
А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа обучающегося есть следствие правильно организованной его учебной деятельности, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для преподавателя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у студентов как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач.
В учебном процессе рассматриваются два вида самостоятельной работы:аудиторную и внеаудиторную.
Независимо от вида,самостоятельная работа проводится с целью: систематизации, углубления, расширения и закрепления полученных знаний и умений, навыков;развития познавательных способностей и личностных качеств; развития исследовательских умений и навыков;формированиякомпетенций.
В процессе обучения применяются различные формы и виды самостоятельной работы студентов. Их можно классифицировать по ряду признаков: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности обучающихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества студентов.Форма и виды самостоятельной работы определяются содержанием учебной дисциплины и степенью подготовки студентов.
Формы и виды самостоятельной работы
Для овладения знаниями Для закрепления и систематизации знаний Для формирования умений
чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) работа с конспектом лекции решение задач и упражнений по образцу
составление плана текста повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей) решение вариативных задач и упражнений
графическое изображение структуры текста (схемы, таблицы) составление плана и тезисов ответа решение ситуационных производственных (профессиональных) задач
конспектирование текста составление таблиц для систематизации учебного материала проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности
работа со словарями и справочниками ответы на контрольные вопросы, тестирование и др. подготовка к деловым играм
работа с нормативными документами изучение нормативных материалов экспериментально-конструкторская работа
учебно-исследовательская работа подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференциях опытно-экспериментальная работа
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др. подготовка рефератов, докладов рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
создание фильмов, мультимедийных презентаций составление библиографии, тематических кроссвордов При организации самостоятельной работы учащихся необходимо учитывать готовность студентов к ее использованию на данном этапе обучения.
Умение работать с учебными и справочными материалами, электронными ресурсами и ресурсами сети Интернет.Важно не забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе при использовании методов самостоятельной работы.
Эффективность самостоятельной работы определяется не только разнообразием форм, но и системой контроля.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что самостоятельная работа студентов – это организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая для достижения планируемого результата.
В рамках исследовательской работы мы провели
Эксперимент включал три этапа:
I этап – констатирующий. Цель: выявить уровень умений студентов 1 курса осуществлять самостоятельную работу с целью овладения, закрепления и систематизации знаний, а так же формирования умений. Для этого обучающимся на протяжении ряда занятий предлагалась серия соответствующих заданий, например, составления плана текста, ответы на контрольные вопросы, решение задач и упражнений по образцу и т.д.
После обработки результатов студенты распределились по следующим уровням: низкий - 75% студентов; средний - 30 %; высокий - 5% .
II этап – формирующий. На данном этапе был проведен цикл уроков, включающих самостоятельную работу. Для студентов были разработаны учебно-методические рекомендации повыполнению самостоятельной работы по дисциплине «Биология».В течение 1семестра обучающиеся выполняли задания, как на уроке так и во внеурочное время,параллельно освоению учебного материала осваивали формы и виды самостоятельной работы.
III этап - контрольный. Для выявления эффективности формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный «срез». Анализ результатов показал, что студенты распределились по уровням следующим образом: III низкого уровня составило - 25% учеников; II среднего уровня - 55 % учеников; I высокого уровня 20% учеников.
В целом динамика положительнаяв овладении студентами умениями осуществлять самостоятельную работу, а как следствие – повышение результатов учебной деятельности.
В результате проведенной работы пришли к выводу, что самостоятельная работа студентов будет результативной при соблюдении следующих условий:
Комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов (включая все формы аудиторной и внеаудиторной работы).
Учебно-методическоесопровождение.
Обеспечение контроля за выполнениемсамостоятельной работы студентов (требования, консультации).
В целом, сопоставляя результаты теоретического и практического исследования делаем вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтверждается: самостоятельная работа студентов на уроке и во внеурочное время будет способствовать достижению планируемых результатов обучения при условии её четкой организации, руководстве и контроле выполнения со стороны преподавателя.