материал классному руководителю к классному собранию


ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
С РЕБЕНКОМ
В СЕМЬЕ
Если дети живут в обстановке критики,
они учатся критиковать и обсуждать других людей;
Если дети живут в обстановке вражды и злобы,
они учатся быть злыми, учатся драться;
Если дети живут среди насмешек,
они становятся нерешительными и излишне скромными;
Если дети живут в обстановке стыда и смущения,
чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.
Дороти Нолт Для того, чтобы ребенок желал общаться с родителями. Необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Самим веским принципом является принцип принятия ребенка.
Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Принять ребенка – значит любить его не за отметку в дневнике, а за сам факт его существования в этом мире. Принятие, зависящее от поступков, - это принятие условное, имеющее игровой подтекст. Оно приводит к проблемам, которые можно назвать нравственными и очень опасными. Игровое принятие имеет искусственный привкус, в основе которого – безразличие и обман. О основе истинного принятия лежит значимость ребенка. Значимость ребенка – это признание его значимости в существовании семьи
Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.
ПРИЗНАНИЕ - это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, с своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким успехом. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять его поступки, даже неправильное, но при этом ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины. А вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание – это еще в какой – то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть поступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, и чтобы отец и мать были рядом и поддержали его. Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье. Абсолютно позитивно относясь к факту существования собственного ребенка и признавая его, некоторые родители предполагают, каким они хотели бы его видеть. При этом многие из них рисуют некий идеализированный образ, который складывается порой желаемого и далек от реальной действительности. И как только идеальные представления расходятся с действительностью, во многих семьях это приводит к проблемам в общении между родителями и детьми.
Иначе говоря, если ты хорош по моим родительским представлениям, значит, ты любим, принят, признан. Если нет, это приводит к стойкому родительскому раздражению и проявляется в конфликтных ситуациях, принимающих самые разнообразные, а порой и безобразные формы.
Ребенок с самого раннего детства нуждается в признании, но особенно это необходимо в периоды возрастных кризисов.
Признание ребенка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Признание невозможно без одобрения и похвала. Признание имеет огромное воспитательное значение, поэтому оно не может быть эпизодическим. Если же такое случается, то дети начинают этим пользоваться и манипулировать. Признание – это на стенах квартиры рисунки и стихи ребенка, самое видное место в доме для его поделок и моделей, праздничных газет и поздравлений.
Признание может существенно повлиять и на учебные успехи ребенка, и на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебной недели не только проверяет дневник, но и обсуждают достижения ребенка, а также позволяет ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребенку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий. Чтобы добиться жизненного успеха. Без принятия, признания ребенка нельзя использовать слово НЕТ, так как это может привести к конфликту. Признание родителями собственного ребенка – это создание в семье таких ситуаций, когда ребенок имеет возможность не только отвечать на вопросы родителей, но и задавать им свои вопросы, от которых они не отмахиваются, на которые они дают ответ уважительно и серьезно.
Отсутствие у родителя умения признавать интересы и способности своего ребенка может привести к крайне нежелательным последствиям – ненависть, уход из дома и т.д.
Не менее значимым чувством для ребенка является ЛЮБОВЬ. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. П о мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке, независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4- 5 раз в день. Ребята – подростки поделились такой информацией: по их мнению в подростковом возрасте родители обнимают и целуют своих детей крайне редко, а ведь именно в этот период жизни детям необходима ласка и любовь как никогда ранее. В подростковом возрасте идет формирование себя как личности, формируется самооценка, осознание своего внутреннего мира и, самое главное, проектируется собственное видение своей будущей жизни, мера жизненных ценностей. Не всегда дети могут вспомнить ласковые слова, которыми родители общаются с ними, а некоторые дети быстрее вспомнили бранные слова. Иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви. Об этом не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят дети родителям – но ведь без семени цветок не вырастет. Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом возрасте, пожнешь сполна в старости, - она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.
Любовь необходима ребенку еще и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если требования есть ,но любви ребенок не ощущает, эти требования останутся невыполненными. Если ребенок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки. Любовь делает детей счастливыми, она отвечает потребности, которая остается неизменной на всем протяжении взросления ребенка. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.
Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило , всегда на поверхности. При этом нужно помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.
Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Что они много работают и заняты добыванием куска хлеба.
Быть доступным – это значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость. Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком, это не значит без конца читать ему мораль или делать, сидя с ним, уроки. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным – это значит иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность.
Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Такие понятия, как ответственность и обязательность, детям не особенно присущи. На проявление ребенком ответственности огромное влияние оказывает стиль поведения родителей в семье, их способность проявлять эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Мудрость ответственности родителей состоит в том, что они выполняют всегда то, что обещают детям, а если по какой – то причине этого не произошло, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Ответственное поведение родителей дается непросто. Требует выдержки и волевых усилий, иногда ставит родителей в затруднительное положение, но именно оно формирует у ребенка привычку соблюдения ответственности и самодисциплины.
Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Если в обязанность ребенка входит уборка , значит, никто другой недолжен за них это делать. Если у ребенка появилась чужая игрушка, нужно дать возможность ребенку самостоятельно вернуть, и при этом он должен извиниться сам, пережить стыд и унижение для того , чтобы никогда больше такого не совершать. Миссия родителей в данной проблеме – научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя. Принятие родителями ответственности за поступки собственных детей порочно уже потому, что не ставит ребенка в ситуацию выбора, не учит ребенка осмысливать свои действия, не дает возможности распоряжаться собственной жизнью. Воспитывать у ребенка ответственность – это значит использовать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства ребенка не научились говорить ему слово НЕТ, то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад. Родители должны помнить, что умение говорить нет – это обоюдное решение родителей. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, потере собственного уважения в глазах ребенка, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем остатки собственного авторитета.
Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – все это слагаемые родительского авторитета.
Авторитетность родителей в глазах ребенка – это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для родителей она не была. Так будут дети поступать в том случае, если родители им объяснили, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.
Авторитетность родителей состоит в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда. Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье, если у членов его семьи не выработана такая привычка.
Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят иметь авторитет в глаза своих детей, - это отсутствие боязни критики со стороны своих детей. Меняется мир, дети имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребенку, какие музыканты и группы стали его кумирами, какие книги он читает и почему они ему интересны, какие речевые обороты он использует и что они означают, - это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребенка. Авторитет не приобретается автоматически с приобретением ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, но тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского подвижничества.
Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того , что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.
Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных взрослых детей.
Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.
Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребенка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я ее иметь вообще.