Рефлексивно-деловая игра Выбор лидера


Выбор лидера (представителя) от класса
Рефлексивно-деловая игра «Выбор лидера (представителя) от класса» схожа по алгоритму с ранее представленной игрой, измененным является лишь рефлексивный этап. Эта игра может быть использована как средство демократического выбора представителя от класса в совет школы, на представительное мероприятие, выбора внутриклассных должностей и т. д. Подобная игра может быть использована многократно в зависимости от целей представительства. Это позволит выявить в классе много позитивных лидеров, которые смогут реализовать способности в сфере своей компетенции. Подобная игра помогает школьникам лучше узнать и понять себя, обогатив эти знания мнением и отношением товарищей; задуматься о своих возможностях, о своей роли в жизни класса и школы.
Цели игры:
выбор лидера, соответствующего целям представительства;
расширение представлений о себе участников;
Ход игры
Разминка
В качестве разминочного упражнения можно предложить школьникам изобразить в виде групповой «скульптуры» человеческое тело. Каждый участник в результате группового обсуждения либо по собственной инициативе выбирает какой-либо орган, часть тела, функцию которого он выполняет в группе (а может быть, хочет выполнять, например сердце, позвоночник, руки, глаза, кожа...). В скульптуру может не входить экскурсовод, который затем будет объяснять причину пребывания каждого участника в этой скульптуре. Скульптура может быть как статичной, так и динамичной. Ведущий не вмешивается в процесс распределения ролей внутри группы, а наблюдает за поведением каждого участника. Если группа большая (например, класс), то целесообразно разделить ее на две подгруппы. Следует отметить, что ведущий может дать задание изобразить группу, класс таким, какой он есть сейчас (участники выполняют в группе именно эти функции, например, «Мой класс сейчас»), и идеальную группу, класс, к чему можно стремиться, — «Класс, который мы хотели бы видеть в идеале» (участники могли бы выполнять эти функции в целях более эффективной работы группы).
После того как скульптура сделана, экскурсовод объясняет, почему именно этот участник стал именно этим «органом». Затем ведущий обращается к каждому участнику скульптуры и спрашивает его, насколько ему комфортно чувствовать себя в этой роли и какой бы «орган» он выбрал сам.
Выбор представителя от класса
Группа делится на микрогруппы по 4—5 человек в каждой. В микрогруппы раздаются листы и ручки.
Ведущий предлагает каждой микрогруппе (после обсуждения) записать три черты характера и три умения, которыми должен обладать человек, в наибольшей степени достойный быть представителем класса. Целесообразно заранее разделить листы, раздаваемые в микрогруппы, на две части: «Черты характера» и «Умения». На работу в микрогруппах отводится 10—12 минут.
Ведущий предлагает представителю от каждой микрогруппы назвать выработанные в результате обсуждения черты характера и умения будущего лидера. Ведущий записывает их на доске, разделив на два столбца. В результате на доске в среднем фиксируется 10 черт характера и умений, присущих, по мнению группы, будущему лидеру.
Ведущий предлагает каждому участнику игры выбрать из полученного списка три черты характера и три умения, которые, по их мнению, в наибольшей степени соответствуют их представлению об идеальном представителе.
Затем ведущий ранжирует выработанный группой список, используя следующий прием: просит поднять руки тех учащихся, которые выбрали первую по списку черту характера, и ставит на доске рядом с ней соответствующее количество голосов; затем поднимают руки те, кто выбрал вторую черту, и т.д. В результате на доске радом с каждой чертой характера и с каждым умением будет стоять число, характеризующее количество выборов.
Ведущий при поддержке группы выбирает из списка три черты характера и три умения, набравших наибольшее количество голосов, а остальные просто стирают с доски. Таким образом, на доске остаются названия трех черт характера и трех умений, которыми, по мнению группы, должен обладать их будущий лидер.
Далее ведущий, используя окончательно выделенные характеристики будущего представителя, синтезирует их в эмоционально окрашенный психологический портрет, обращая внимание при этом на то, что такой психологический портрет является идеалом именно для этой группы и для заданных целей.
Рефлексивный этап
Группа разбита на микрогруппы. Ведущий предлагает всем участникам игры начертить в своих тетрадях таблицу. Её можно заранее подготовить и раздать участникам.
Самооценка и взаимооценка участников
Черты характера и умения избираемого лидера Самооценка (0-7 баллов) Оценка других (0-7 баллов) Итог
Черты характера 1. 2. 3. Умения 1. 2. 3. Итого В крайний левый столбец таблицы участники игры переписывают с доски составленный группой список трех черт характера и трех умений лидера- представителя. Затем каждый школьник оценивает выраженность этих качеств у себя по 7-балльной шкале и записывает результаты во второй столбец («Самооценка») таблицы.
Каждый участник оценивается по 7-балльной шкале членами своей Микрогруппы по степени выраженности качеств лидера-представителя. Результаты оценки записываются в третий столбец таблицы («Оценка других»).
Вторую процедуру можно провести разними способами. Опыт показал, что наиболее эффективными являются следующие:
оцениваемый школьник уходит на некоторое расстояние от микрогруппы, остальные участники оценивают его, записывают результат в его таблицу, а затем приглашают товарища и показывают ему полученные баллы;
каждый участник микрогруппы оценивает товарища, затем находится среднее арифметическое всех оценок, которое и записывается в третий столбец оцениваемого.
Предлагаемые способы позволяют более объективно, с минимальным вмешательством оцениваемого, провести процедуру оценки.
Таким образом заполняются второй и третий столбцы таблицы. Затем каждый участник суммирует общее число баллов по каждому качеству и умению и делит на 2, получая итоговое значение (четвертый столбец). По существу итоговое значение по каждому качеству является средним арифметическим самооценки школьника, выраженной в баллах и оценки этого качества со стороны товарищей. Таким образом заполняется четвертый итоговый столбец.
После того как получены итоговые оценки по каждому качеству, учащиеся суммируют их по вертикали. Обобщенный результат записывается в строке «Итого». Понятно, что максимальное итоговое значение, демонстрирующее выраженность выбранных классом качеств, должно составлять 6 х 7 = 42 балла.
Ведущий предлагает выйти к доске пятерым участникам, набравшим наибольшее число итоговых баллов.
Ведущий отмечает, что вышедшие школьники объективно в максимальной степени соответствуют роли лидера-представителя (по баллам). Однако, чтобы выбрать из них лучшего, им необходимо произвести положительное впечатление на окружающих, реально проявить выделенные группой качества. Для этого каждый претендент должен в течение одной минуты произнести речь, в которой он убеждает окружающих в том, почему следует выбрать именно его.
После того как речи всех кандидатов прослушаны, группа голосует за одного из них. Процедуру голосования можно провести таким образом: каждому кандидату присваивается номер, а участникам раздаются бумажные квадратики. Участник должен записать на одной из сторон этого квадратика цифру, соответствующую номеру избранного им кандидата. Затем квадратики складываются в коробку. Ведущий раскладывает квадратики по стопочкам, соответствующим номерам кандидатов (можно избрать счетную комиссию). Кандидат, набравший наибольшее количество голосов, считается избранным. Таким образом, группа выбирает своего лидера-представителя.