Памятка учащимся «Как писать реферат»

Памятка учащимся «Как писать реферат»

Определите цель написания реферата в соответствии поставленной темой.
Составьте его план.
При чтении литературы выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников.
Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы.
Оформите реферат.

Структура реферата
План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.
Обоснование выбора темы.
Теоретические основы выбранной темы.
Изложение основного вопроса.
Вывод и обобщения.
Практическое значение реферата.
Список использованной литературы.
Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д. (по желанию).

План реферата.
Вводная часть. Обоснование выбора темы:
ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;
новые и современные подходы к решению проблемы;
наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.
Основная часть:
суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме реферата:
критический обзор источников:
собственные сведения, версии, оценки.
Заключение:
основные выводы;
результаты и личная значимость проделанной работы;
перспективы продолжения работы над темой.

Оформление списка использованной литературы
Ф.И.О. автора. Название книги. Место издания. Издательство. Год издания. Том. Номер. Количество страниц.

Оформление титульного листа

Название (среднего) учебного заведения.
Тема реферата.
Фамилия, имя автора.
Класс (группа).
Ф.И.О. учителя (преподавателя), осуществляющего научное руководство.
Год написания реферата.

Объем реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста или 24 страницы ученической тетради.
Не позднее ,чем за неделю до защиты реферат представляется на рецензию учителю-предметнику, осуществляющему научное руководство. В отзыве отмечается:
содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов;
умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая ее;
умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;
присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля автора реферата;
правильное оформление работы (структурирование текста на пункты и подпункты, его изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.п.);
сопроводительные материалы (иллюстрации, схемы, чертежи, карты и т.п.).

За представленную работу оценка ученику выставляется после защиты реферата.

Модели защиты реферата
«Классическая». Устное выступление ученика сосредоточено на принципиальных вопросах:
тема исследования и ее актуальность;
круг использованных источников и основные научные подходы к проблеме;
новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение новой версии, новые подходы к решению проблемы и т.д.);
основные выводы по содержанию реферата.
«Индивидуальная». Ученик раскрывает личностные аспекты работы над рефератом:
обоснование выбора темы реферата;
способы работы над рефератом;
оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;
личная значимость проделанной работы;
перспективы продолжения исследования.
3. «Творческая» защита предполагает:
оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарий;
демонстрация слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования;
яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.

К указанным в рецензии критериям оценки реферата на его защите добавляются:
умение ясно выражать свои мысли в устной форме:
умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения.

На защите рефератов одноклассники могут участвовать в оценивании работ, высказывая свое мнение и, задавая вопросы, выяснить глубину и четкость владения информацией по теме реферата.
15