Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта

Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта
Современный учитель-это креативный учитель, который понимает, что необходимо уходить от принципа «хорошее образование на всю жизнь» к принципу «готовности к образованию всю жизнь». Профессия преподавателя имеет уникальную особенность. Социально-экономические основы развития государства и общества претерпевают постоянные изменения, и за ними надо успевать. Меняются роль коммуникативных навыков в эпоху глобальной информатизации, общественные потребности и принципы обучения, роли во взаимоотношения с обучаемыми. Это требует постоянного профессионального развития на протяжении всей деятельности. Быть в постоянном поиске, отслеживать новую информацию, учиться самому, не останавливаясь – это все особенности сверхсложной, но увлекательной профессии учителя. И парадоксальность нашей профессии заключается в том, что нам надо быть «вечным студентом». Проблема личности педагога, его профессионализма и мастерства сегодня, в условиях необходимости решения в образовании новых задач, стоит особенно остро. Педагог не может быть «механическим передатчиком» информации. В ситуации реализации стандартов нового поколения ему следует быть мобильным и чутко улавливать внутренние движения ребенка, учитывать то, что происходит «здесь и теперь».
Введение ФГОС - это новый, по сути, революционный этап модернизации российского образования. Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя - обязательные условия реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам ,которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством?
А.А. Фурсенко, будучи министром образования и науки РФ, определил это словами: "Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится".
Результатов, определенных стандартом, можно достичь при условии приведения ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС, подготовки будущего учителя к работе в принципиально новой системе образования и переподготовки учителей со сложившейся системой работы.
В начальных классах Малодербетовской гимназии обучается 203 ученика. С 1 сентября 2011 г. в нашем образовательном учреждении, как и во всех школах России началась реализация нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. . Первопроходцами по введению ФГОС у нас были Баринова Г.Э., Барангова С.Н.
Сегодня, можно сказать, что учитель начальных классов – «новый» учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС, умеющий проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат.
На протяжении многих лет учителя начальной классов занимаются инновационной деятельностью, имеют опыт экспериментальной работы. Бембеева Л.Э., Кравченко Е.А., Баринова Г.Э. в течение многих лет работают по развивающей системе Занкова, Сугак Г.В., Гадеева Н.Ц., Нимгирова Б.В. - по программе « Школа 2100» , Буваева М.С., Чевлянова К.В. – по УМК «Гармония». Работая по этим программам, учителя уже тогда пересмотрели походы к обучению, стали использовать новые технологии, направленные на развитие личности школьника. Именно тогда были сделаны первые шаги по развитию способности ученика самостоятельно уметь ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умение учиться. Также они активно внедряют здоровьесберегающие технологии, используют новые подходы в системе оценивания учащихся, применяют системно-деятельностный подход в обучении, который составляет основу стандарта .
Сегодня целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно учителя вычленяют проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируют вокруг этих проблем.
Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик становится субъектом деятельности.
Для реализации ФГОС в гимназии проведена большая, кропотливая работа: изучены педагогический , методический, кадровый и материально-технический потенциал образовательного учреждения. Возможность введения ФГОС второго поколения была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, педагогических советах. Проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения, используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности учащихся. Приведена в соответствие с ФГОС вся нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующая деятельность по внедрению ФГОС. Разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования, определен перечень учебных предметов и направлений внеурочной деятельности. Учителями разработаны рабочие программы по всем образовательным областям, составлено календарно-тематическое планирование с указанием формируемых универсальных учебных действий (личностных, метапредметных, предметных).
Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности.
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Чудидова Р.А., старший методист

Заголовок 115