Тема: «Растительный организм как единое целое» ( урок – игра: «Корень, стебель, лист – кто важнее?») (6 класс)


Тема: «Растительный организм как единое целое»
( урок – игра: «Корень, стебель, лист – кто важнее?»)
Цель:
Сформировать представление о растительном организме как о целостной системе на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.
Развивать познавательный интерес к биологии.
Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.
Метод обучения: частично-поисковый, проблемный, эвристический.
Оборудование: гербарии, таблицы, карточки с заданиями, тетради, учебники.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок – деловая игра)
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас будет не обычный урок, а игровой. А игра наша будет деловая. И решать мы будем один главный вопрос: « Кто важнее – корень, стебель или лист?». Работать мы будем с вами в группах. Каждая группа имеет своё название. Оно у вас на столах. И в, наверное, догадались, что каждая группа будет доказывать своё преимущество перед другой.
Актуализация знаний.
- Мы знаем, что растительные организмы, обладая всеми признаками живых организмов, могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции, растения видоизменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они являются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое.
- Сегодня на уроке мы будем работать с инструктивными индивидуальными картами. Запишите число и свою фамилию в верхнем правом углу карты.
Уровни организации живого. Их усложнение в ходе эволюции.
Проблемный вопрос:
- Как вы, понимаете выражение биологическая система?
Биологическая система – целое, составленное из частей соединение множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой целостное образование, единство.
- Можно ли клетку назвать биологической системой?
Вспомните, из каких частей состоит клетка? (ядро, вакуоли, цитоплазма, оболочка)
- Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание № 1. Догадайтесь, о каком биологическом термине идет речь. А ответ, молча, впишите вместо точек.
Наименьшая часть любого живого организма – это… (клетка)
Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует… (ткань)
Часть тела, выполняющая определенные функции, имеющая определенное строение, форму и расположение – это… (орган)
Связанные между собой органы, объединенные общей работой, составляют…
( систему органов)
Тогда любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться… (организмом)
Таким образом, клетки объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм. (работа у доски)
Продолжите запись понятия «организм». (запись в карте)
Организм – единая, целостная, открытая биологическая система.
- А теперь перейдем к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.
- Давайте вспомним, как устроен растительный организм?
- Для этого у вас на столах лежат гербарии цветкового растения. Вы должны в своих картах написать название органа, соответствующего определенной цифре. (работа в карте) задание 2.
Таким образом, растительный организм – это система взаимосвязанных органов.
- Тогда я открою вам один секрет:
Однажды, а это было ранним июньским утром, мне удалось услышать очень интересную историю, которая произошла на поляне. Участниками этой истории были стебель, лист, корень, цветок и плод. Между ними произошел спор. Стебель говорит: « Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу». Лист утверждает: « А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает больше метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю». « А мы, - говорит корень, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя, стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду»». « Нет ничего лучше и полезнее меня, говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он нужен всем!», а плод говорит: « А я….., А я…». Словом тоже стал утверждать своё превосходство.
- Ребята, вы очень внимательно послушали эту историю, и теперь я предлагаю вам сделать следующее задание под № 3. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом. ( работа в карте)
- А как вы, ребята, думаете? Кто из органов для растения самый главный?
Ответ обоснуйте обязательно. ( Итак, для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому, организм живет как единое целое). Но прежде я хочу задать несколько вопросов каждой группе.
- И первый вопрос группе « Корень»?
- Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных веществ. А может ли растение жить без корней?
- Второй вопрос группе «Стебель»:
- Какое значение стебель имеет для жизни всего растения?
- Следующее задание группе « Лист»:
Учеными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево. Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листьев.
- Докажите, что зеленые листья необходимы растениям для растениям для жизни.
-Итак, ребята, вы помогли мне сделать следующие выводы. Предлагаю их прочитать еще раз и запомнить:
Строение и функции листа, стебля, корня взаимосвязаны, а развитие растений шло по пути приспособления органов к выполнению определенных функций;
Все органы между собой связаны. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, т.е. организм живет как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма может привести растение к гибели;
Нормальное функционирование всех органов растения позволяет осуществлению обмена веществ и энергии, необходимых для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию растения.
- А сейчас мы еще раз поработаем в картах. Найдите задание № 4. Вам необходимо рассмотреть представленные гербарии и выполнить по ним задания.
-Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке. Я вам очень благодарен за активное участие. Всем спасибо. Соберите инструктивные карты. За работу в них вы все получите оценки.
5. Домашнее задание.
Составьте кроссворд на тему сегодняшнего урока.
Инструктивная индивидуальная карта.
Тема урока: « Корень, стебель, лист – кто важнее?»
Задание № 1:
Догадайтесь, о каком биологическом термине идет речь, а ответ молча впишите вместо точек.
Наименьшая часть любого живого организма – это…………………..
Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует………………………….
Часть тела, выполняющая определенные функции, имеющая определенное строение, форму и расположение – это………………………..
Связанные между собой органы, объединенные общей работой, составляют………………………….
Тогда любая биологическая система, состоящая из связанных элементов и функционирующая как единое целое, будет называться…………………………..
Организм – это……………………………………………………………………………………………………………….
Задание № 2:
Напишите название органа растения, соответствующего определенной цифре:
1 -…………………………………………………
2 -…………………………………………………
3 -…………………………………………………
4 -…………………………………………………
Задание № 3:
Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом.
Термины Определения
корень А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения
стебель Б – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами
лист В – осевая часть побега, которая несет на себе листья, почки и цветки
цветок Г – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве
орган Д – часть организма, выполняющая определенные функции и имеющая определенное строение, форму и расположение в организме
Задание № 4:
- Рассмотрите гербарии корневых систем. Какие корневые системы представлены и у каких растений? Результаты запишите ниже.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
- Рассмотрите гербарии листьев. Выпишите названия растений с простыми листьями и примеры со сложными листьями:
простые листья……………………………………………………………………………………………………………..
сложные листья…………………………………………………………………………………………………………….
- Рассмотрите жилкование листьев. Выпишите названия растений с различным жилкованием листьев:
сетчатое жилкование…………………………………………………………………………………………………..
дуговое жилкование……………………………………………………………………………………………………
параллельное жилкование…………………………………………………………………………………………