Доклад для родительского собрания по теме РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК


МБОУ «Калачевская СОШ»
-381035560РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК


00РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК




Подготовил: Уполномоченный
по защите прав участников
образовательного процесса Пьянкова Е.Ю.
2015 год
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
Идея о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась и развивалась в педагогике с давних времен. Воспитание доброго, великодушного, искреннего ребенка – это самая важная область жизни взрослого человека. Правильное воспитание – счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, слезы, вина перед другими людьми.
Проблема снижения воспитательного воздействия семьи, ее роли в формировании нравственных качеств ребенка, сегодня, особенно актуальна. Ведь именно в семье закладываются основы личности ребенка. И к поступлению в школу он уже в основном сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка, состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько, сколько это делают другие. И вместе с тем, никакой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья даёт ребёнку разнообразие поведенческой модели, на которую он будет ориентироваться, приобретая свой собственный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребёнок видит в ближайшем окружении, и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приёмы взаимодействия с окружающей действительностью. Можно с полным правом говорить, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребёнка образа мира, формируя соответствующий образ жизни.
Учитывая всё вышесказанное можно сделать следующие выводы. Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая жизнь этого ребёнка. На создание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Задача классного руководителя – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Основной целью моей работы с родителями является: утверждение собственно семейных ценностей таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи, любовь к животным и забота о них, взаимопомощь и помощь нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребёнка, а также общечеловеческих ценностей, в числе которых – здоровье, активная трудовая и общественная деятельность, познание, развитие и творчество, передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода.
Работая с родителями я придерживаюсь следующих принципов: социальной активности и ответственности семьи, сотрудничества и партнерства, открытости, доверия, приоритетности интересов ребенка.
Основными направлениями работы с родителями являются:
- Составление характеристик семей обучающихся
- Использование индивидуальной, групповой работы с родителями.
- Вовлечение родителей и других членов семьи в совместную с педагогами и обучающимися творческую, трудовую, спортивную деятельность
- Выявление и использование позитивного опыта семейного воспитания
- Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи
Совместно с родителями и детьми у нас проводятся:
Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью детей
Уроки здоровья "Алкоголь – шаг к преступлению", "Береги свою жизнь"  , "Как не стать жертвой преступления" ,  «Курить, здоровью вредить». После урока о вреде курения многие родители показали пример своим детям - отказались от сигарет.
Участие в творческих конкурсах по изготовлению поделок, рисунков, конкурсах сочинений, спортивных конкурсах. Родители помогают в организации и проведении поездок для детей в музеи, театры и кинотеатры.
Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат их деятельности может быть успешен тогда, когда они станут союзниками. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, понять его индивидуальные особенности, развивать способности ребенка, научить преодолевать его негативные поступки, формировать ценные жизненные ориентиры.