План-конспект урока по столярному делу на тему Токарные работы.Изготовление болванки


План-конспект урока. 7 класс.
Столярное дело, «Токарные работы. Заготовка болванки.
Цель: Совершенствовать общетрудовые умения и профессиональные навыки, развивать самостоятельность и осознанность при выполнении работы.
Закрепить умение учащихся по подбору и изготовлению болванок для различных токарных изделий.
Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развитие двигательной сноровки и соразмерности движений).
Воспитывать у учащихся бережное и уважительное отношение к чужому и своему труду.
Форма организации: классный урок тренировочно- закрепляющего типа.
Методы обучения: словесные (беседа с элементами рассказа), наглядные (показ, демонстрация), практические (самостоятельная работа, работа с технологической картой).
Приёмы: работа с раздаточным материалом, с инструкционной картой, показ образца, разбор чертежа.
Оборудование: верстаки, линейка, рейсмус, карандаш, заготовки, карточки со словарными словами, чертёж , образец.
Словарная работа: станина. передняя бабка, задняя бабка, подручник, центр, электродвигатель, заготовка, болванка. План урока.
Оргмомент.
Повторение.
Работа по теме.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
I. Организационный момент:
Приветствие, физминутка на дыхание;
проверка явки учащихся;
проверка готовности учащихся к занятию;
настрой учащихся на работу;
доведение до учащихся плана занятия.
II.Повторение.
Сегодня мы продолжаем изучать тему «Токарные работы и изготовление изделий на токарном станке»
2. Давайте вспомним устройство токарного станка.3.Покажите и назовите части станка.
4. Назовите приспособления для токарных работ.
5. Назовите режущие инструменты для токарных работ.
6. Какие разметочные инструменты используют для токарных работ ?

6. С чего начинается подготовка к работе на токарном станке ?
7. Вот сегодня мы и займёмся заготовкой болванки.
Физминутка на движение.
Для токарных работ применяются различные породы древесины: хвойные породы – сосна, ель, лиственница, пихта и кедр – идут на крупные изделия.
Лиственные породы – липа, берёза, осина – изготовление игрушек, скалок, толкушек.
Отбор материала – важная часть подготовки к работе на станке.
Для работы нельзя брать древесину с пороками: сучками, трещинами, древесину, пораженную гнилью, грибком, насекомыми.
Для болванки берём брусок квадратного сечения.
Теперь давайте составим план работы.
Что будет 1 пунктом нашей работы?
2 пункт работы.
3 пункт работы.
4 пункт работы.
Теперь давайте определим инструмент для каждой операции :
Итак, для 1 пункта назовите необходимый инструмент.
10.Для 2 пункта.
11. Для 3 пункта.
12. Для 4 пункта.
Теперь давайте обратимся к чертежу.
Какова ширина бруска ?
Одна треть ширины бруска ?
Для чего нам нужен этот размер ?
Физминутка для зрения.
Итак, приступаем к работе по плану, какой 1 пункт работы?
Давайте вспомним технику безопасности при работе с шилом.
Кто покажет, как установить заготовку для разметки торцов?
Приступаем к работе.
Как установить заготовку для разметки рейсмусом?
Приступаем к работе.
Как установить заготовку для 3 операции?
Приступаем к работе.
4 пунктом работы является строгание рёбер заготовки, расскажите т.б. при строгании.
Приступаем к работе.
Заканчиваем работу, убираем рабочие места.
Итак, что мы сегодня делали ?
Давайте теперь выполним оценку и качество выполненной работы. оцениваем работу друг друга. при оценке следуйте пунктам работы.
Вывешивается изображение токарного станка Учащиеся называют и показывают части станка:
1.Станина.
2.Электродвигатель.
3.Передняя бабка.
4.Выключатель.
5.Подручник .
6. Задняя бабка.
Учащиеся называют приспособления :
Корпус с центром-вилкой.
Патрон.
Планшайба.
1.Полукруглая стамеска.
2. Косяк.

Учащиеся отвечают: -подготовка начинается с заготовки болванки.
1 пункт работы – проводим диагонали на торцах бруска и шилом накалываем оба центра.
2 пункт разметка каждой стороны на 3 части рейсмусом.
3 пункт работы на торцах заготовки соединяем линии разметки .
4 пункт работы строгание рёбер заготовки и скругление заготовки
Учащиеся называют – линейка, карандаш, шило.
Линейка, рейсмус.
Линейка, карандаш.
Верстак, рубанок.
45 мм
15 мм
Для установки на рейсмусе.
Учащиеся называют 1 пункт работы.
Учащиеся рассказывают т.б. при работе с шилом.
Уч-ся 1 группы показывают, как устанавливается заготовка.
Уч-ся 1 группы показывают, как устанавливается заготовка.
Уч-ся 1 группы показывают, как устанавливается заготовка.
Уч-ся называют тему урока, проводится самооценка выполненной работы. При составлении урока используется дифференцированный подход, то есть уч-ся делятся на 3 группы, от более сильных (1 гр.) к более слабым (3 гр.). В процессе урока используется программируемое обучение, все пункты работы на карточках, с обязательным проговариванием уч-ся каждого пункта работы.
1 группа называет части.
2,3 группа показывает детали и прикрепляет карточки на доску.
После составления плана работы уч-ся 2,3 группы зачитывают план работы целиком.
Учащиеся 2,3 группы показывают инструмент и вывешивают соответствующие карточки на доску.
Уч-ся 1 группы ориентируясь по чертежу называют размеры и производят расчёт.
Во время работы учитель контролирует работу уч-ся, оказывает помощь уч-ся 2,3 группы.