Памятка для родителей Артикуляционная гимнастика язычка

МАОУ «Зиновская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение детский сад «КОЛОСОК»


































Воспитатель ПАНИЧЕВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА









«ЛЯГУШКА»

Улыбаюсь, как лягушка,
Губы тянутся до ушка!

(Растянуть губы в улыбке, обнажив зубы. Удержать под счет 1-5. Упражнение повторить 3-4 раза.)

«БЕГЕМОТ»

Бегемот разинул рот –
Булки просит бегемот

(Открыть рот как можно шире и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, затем рот закрыть. Повторить упражнение 3-4 раза.)

«СЛОНИК»

Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну!

(Вытянуть вперед сомкнутые губы «трубочкой» и удержать их под счет. Повторить упражнение 3-4 раза.)

«РУПОР»

Громко крикнуть я могу:
Губы рупором тяну!

(Зубы закрыты, губы округлить и удержать в форме бублика под счет 1-5. Упражнение повторить 3-5 раз.)



«РЫБКА»

Рыбка ротик открывает:
Пузырьки она пускает.

(С напряжением открывать губы: П-П-П,
словно они «склеились»)


«АУ»

Заблудились мы в лесу
И теперь кричим: - АУ!

(Попеременно растягивать губы, выполняя упр. «Бегемот» – «Слоник». Повторить 8-10 раз.)


«ОСЛИК»

Ослик серенький идет,
Тихо песенку поет: - ИА-ИА-ИА.

(Попеременно растягивать губы, выполняя упражнение. Повторить 8-10 раз.)


«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Отдыхает язычок.
Вот так, - вот!

(Раскрыть рот, язычок положить на нижнюю губу и пошлепать его губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ.)


«БЛИНЧИК»

Угощения напекли -
Приходите на блины!

(Улыбнуться, раскрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удержать 1-10)
«ЧАСИКИ»

Тик-так, тик-так, -
Часы тикают вот так!

(Рот раскрыт. Тянуться языком то к
правому, то к левому уголку рта.)


«КАЧЕЛИ»

Сели дети на качели
И взлетели выше ели!
Вверх-вниз, вверх-вниз, -
Только крепко ты держись!

(Рот раскрыт. Поднимать язычок к верхним зубам и опускать к нижним зубам. Повторить 8-10 раз.)


«ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

Язычок, как щетка:
Чистит зубки ловко!
Раз, два, три, четыре, пять, -
Будем чистить мы опять!

1. Губы в улыбке, рот открыт, кончиком языка «чистить» за нижними зубами 7-8 раз.
2. Губы в улыбке, рот широко открыт, кончиком языка «чистить» за верхними зубами. Повторить 7-8 раз.)


«ИГОЛОЧКА»

Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка – тоже.
Есть иголки – не играть!
А пуговицы пришивать

(Губы в улыбке, рот открыт, язык тянуть вперед, собрав его в «иголочку» под счет 1 – 10.)

«КОШЕЧКА ПЬЕТ МОЛОКО»

- Киска, киска, киска, брысь!
На дорожке не садись.
- Попей, киска, молочка.
Молочка из блюдечка!

(Рот открыт, кончиком языка «лакать
молочко» с ладошки (7-8 раз).


«ЖЕЛОБОК»

Ветер тучи нагоняет
Не боимся мы дождя!
Вода по желобу стекает.
В доме сухо у меня!

(Рот открыт, язык вытянуть вперед, подняв края. Удержать под счет 1-10.)


«ТРУБОЧКА»

Ту-ру-ру, ту-ру-ру,-
Заиграли по утру
Журавли, что на болоте,
В очень длинную трубу

(Рот открыт, язык вытянуть вперед, подняв края, соединить их. Удержать под счет 1-10.)



«ГУДИТ ПАРОХОД»

По волнам, по волнам
Плывет пароход
К родным берегам.

(Губы в улыбке, зубы «прикусили» язык. Произносить звук «Ы». Должно слышаться «Ы-Л-Л-» Повторить 3-6 раз.)
«ТОЧЕЧКИ»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла! -
Развеселая игра!
Через море, океаны
К нам приходят телеграммы.

(Губы в улыбке, зубы «прикусили» язык. Произносить слог «АЛ-АЛ» (ОЛ, УЛ, ЫЛ, ИЛ). Повторить 3-6 раз.)



«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Блин мы ели с наслажденьем, -
Перепачкались вареньем.
Ягод я еще хочу
Еще ложечку возьму!

(Рот широко открыт. Широкий язык поднять вверх в форме «ложечки», задев верхнюю губу, спрятать в рот. Повторить 3-6 раз.)



«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ»

Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик надо облизать!

(Рот широко открыт. Широким языком облизать губы (слева -направо и справа - налево. Выполнить 5-7 раз.)





«ЧАШЕЧКА»

Вкусных мы блинов поели.
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем

(Рот широко открыт. Широкий язык поднять вверх в форме «чашечки», высунув язык изо рта. Удержать под счет 3-7.)
«ПАРУС»

Ветер парус надувает
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

(Рот широко открыт. Широкий язык поднять вверх в форме «чашечки», удерживая язык у верхних альвеол, как можно шире раскрыть рот. Удержать под счет 3-10.)


«ГРИБОК»

Под березой, у дорожки,
Гриб растет на толстой ножке

(Присосать язык к небу, постепенно широко раскрывая рот. Язык не отпускать. Повторить 5-7 раз.)


«Фокус»

Взлетает шарик к потолку
Лишь только по его кивку!
Из шапки кролика достанет, -
Без фокусов нас не оставит

(Рот широко открыт. Широкий язык поднять вверх в форме «чашечки», высунув язык изо рта. Сильно выдохнув воздух, сдуть кусочек ватки с кончика носа. Повторить 5-10 раз. Важно: ватка летит строго вверх.)


«Барабан»

Рано утром два барана
Барабанят в барабаны!

(Рот широко открыт. Язык поднять вверх и «стучать» за верхними зубами: «Д-Д-Д». Важно: нижняя челюсть не двигается!)

«ДЯТЕЛ»

Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит

(Рот широко открыт. Язык поднять вверх и
«стучать» в быстром темпе за верхними
зубами: «Д-Д-Д». Можно добавить гласный звук: «ДЫ-ДЫ-ДЫ»


«ЗАВЕДИ МОТОРЧИК»

По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер:
- «Дж-дж-дж»,- гудит мотор!

(Рот широко открыт. Язык поднять вверх в форме «чашечки», произнося за верхними зубами: «ДЖ-ДЖ-ДЖ»)


«БАЛАЛАЙКА»

Тренди-бренди, балалайка! -
Под кустом играет зайка.
Тренди-бренди, тренди-брень! –
Целый день играть не лень!

(Рот широко открыт. Язык поднять вверх и «стучать» за верхними зубами в быстром темпе: «Д-Д-Д». В это время пальчиком (или зондом) быстро двигать под языком. Должно получаться: «ДРЫ-ДРЫ-ДРЫ»)


«ЛОШАДКА»

Язычком пощелкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий!

(Рот широко открыт. Язык поднять вверх и, присосав его к небу, отпустить,«цокая» за верхними зубами.)



«БОЛТУШКИ»

Две подружки-хохотушки
Целый день трещат – болтушки!..
Обсуждают все подряд:
И девчонок, и ребят!

(Рот широко открыт. Язык поднять вверх и, расслабив кончик , «стучать» о верхнюю губу: «БЛА-БЛА-БЛА»).


«ИНДЮКИ»

Из избушки, не спеша,
Вышла стайка индюшат.
Вел индюк их по дорожке,
Чтоб они размяли ножки.

(Рот широко открыт. Расслабив кончик языка, «болтать» о верхнюю губу: «БЛ-БЛ-БЛ»).


«Верблюд»

А верблюд нам целый воз
В огород воды привез.
Потому, что все плоды
Погибают без воды!

(Язык положить на нижнюю губу и с силой подуть на него. Важно: перед выполнением упражнения сглотнуть слюну).


Раз, два, три, четыре, пять,-
Мы закончили играть!

Ротик потрудился славно,
Занимался он на “пять”

Ротик мы закроем плавно, -
Мышцам надо отдыхать...








Воспитатель: ПАНИЧЕВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА