Углублённый анализ художественного произведения – путь к воспитанию культуры чтения.

МАОУ «Лицей «Технический» г. Владивостока». Углублённый анализ художественного произведения – путь к воспитанию культуры чтения. Учитель русского языка и литературы Дегтярёва Анна Олеговна.
Вступление несерьёзное

Литература Предмет, бывший когда-то для всех самым любимым в школе, сейчас, в век Интернета, просто «изживший» себя: не хочется читать два месяца «Войну и мир» - посмотреть фильм можно часов за пять, а «проматывая» «неинтересные места», всего за пару часиков. Можно прочесть сокращённый вариант, услужливо предоставленный различными издательствами, или Интернет-версию Ученики не хотят читать, а учителя должны научить! Должны приобщить учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развить у них способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощённых в ней явлений жизни, воспитать высокий эстетический вкус и гражданскую идейно-нравственную позицию учащихся, сформировать представление учеников о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества, воспитать речевую культуру учащихся
И сразу вопрос: как это всё осуществить? Как заставить ребёнка проникнуться любовью к «делам давно минувших дней»? Как объяснить, что и сегодня русская классика так же актуальна, как и в момент создания (а в нынешний век деморализации русского общества, может быть, и ещё больше!)? Как воспитать культуру чтения?
Конечно, многое в подготовке активного читателя зависит от культурного уровня семьи. Разумные родители, которые с самого момента рождения задумываются о будущем своего ребёнка, стараются вырастить гармонично развитую личность: пение колыбельных песенок, проговаривание различных потешек и прибауток во время общения с крохотным ребёнком, звуки классической музыки – всё это составляющие будущей успешной личности. Общение с ребёнком на самой ранней стадии развития учит прежде всего умению слушать и слышать, которое, в свою очередь, приведёт к умению анализировать услышанное и увиденное.
Когда должны появиться в жизни малыша первые книжки? Да уже месяцев в 9 обязательно! Привлекательные крупные яркие рисунки и ласковый голос мамы, объясняющей смысл рисунка, - и ваш ребёнок усваивает, что книжка – друг, интересный друг: с ним можно общаться! Потом первые детские стихи – А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский Если родители сами читают мало, если в доме «телевизор мне природу заменил» - будьте уверенны: ваш ребёнок не будет читать. Должна существовать культура семейного чтения – без этого настоящий читатель не сможет сложиться.
Да, каждый учитель-словесник мечтает, что все его ученики будут «читающими». Но такого идеального класса, пожалуй, не найти – разве что в гуманитарной гимназии. Вот тут и возникает проблема: как сделать урок интересным – таким, чтобы кроме учителя ещё кто-то прочитал! Нет, конечно, прочитают – оценки за подготовку к уроку ещё никто не отменял, - но хочется, чтобы прочтение произведения вызвало интерес и книга действительно понравилась, прочно осела в памяти, задела за живое Наверное, как бы не называли сейчас эвристическую беседу устаревшим приёмом ведения урока, но для литературы как предмета это работает: в лицее с техническим уклоном далеко не все ученики имеют склонность к гуманитарным наукам, и такая методика ведения урока – анализ текста художественного произведения с вовлечением всех учеников в данный процесс с попутным комментарием учителя – является самой продуктивной.
Вступление серьёзное
Изучение художественного наследия родной страны, сохранение интереса к историческим корням, повышение интереса к чтению – всё вышеперечисленное является, к сожалению, одной из актуальных проблем современного образования.
Русская методика преподавания литературы начиная с 60-х годов прошлого века рассматривала выдающиеся художественные произведения как незаменимый источник мысли и переживаний читателя, источник духовного развития личности школьника. Поэтому именно чтение и изучение художественных произведений, которые выступали в своей неповторимой самоценности, эстетической и нравственной значимости для читателей, и было положено в основу литературы как учебной дисциплины. С годами пришло и осознание того, что знания литературоведческого характера, сведения по стилистике и культуре речи способствуют углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию культуры речи учащихся, т.е. имеют важное, хотя и подчинённое значение.
Однако каждый учитель понимает, что даже такая наиболее сообразная природе искусства слова модель учебного предмета, в которой доминирующую роль играют литературные произведения, чтение и восприятие их учащимися, не даёт гарантии успешного её воплощения в практике преподавания. Учитель видит преимущество данной модели перед другими, но и ученик должен стать активным участником процесса изучения литературного произведения, поэтому урок литературы – это совместная работа ученика и учителя. Первый шаг на этом пути – выдвижение в центр процесса обучения самого искусства слова и личности обучающегося, их диалога между собой. При этом учитель является деятельным участником такого диалога, его инициатором и помощником ученика.
Чтобы построить такой диалог, надо прежде всего проявить доверие к личности школьника, его потенциальным духовным силам, интересам и склонностям, его праву на самостоятельное общение с произведением искусства, которое каждый раз в процессе этого общения обогащается новыми смыслами, становится личной, духовной ценностью самого ученика. Учитель должен стремиться помочь учащимся в их общении с произведениями литературы, ведь анализ художественного произведения – интересная, но трудоёмкая работа, требующая не только самостоятельного исследования, но и мудрого руководства педагога. Анализ требует и определённых ЗУН (простите за «старый» термин!): знание алгоритма работы над текстом, терминологии, правил и принципов анализа текста; умение понимать и интерпретировать словесный материал, делать выводы; навыки чёткой работы по определённой схеме. К концу обучения учащиеся должны показать умение применения полученных знаний, умение анализировать отдельные факты, для того чтобы сделать правильный вывод; умение оформлять выводы, сделанные на основе собственных наблюдений, в правильную, логически выстроенную грамотную речь (в виде письменных – сочинений, рефератов – и устных ответов: развёрнутых ответов, докладов).
Таким образом, только работа над углублённым анализом текста художественного произведения помогает воспитать и ученика, заинтересованного в выполнении учебного задания (только таким путём можно приобрести знания, помогающие проявить себя на уроке или в письменном ответе), и талантливого читателя, сумевшего понять авторский замысел и правильно интерпретировавшего произведение.
Методика углублённого анализа художественного произведения

Вопрос о том, каким должен быть анализ художественного произведения, уже долгое время является важным и спорным для литературоведов, методистов и учителей-словесников. Разумеется, научные принципы анализа никем не оспариваются: принцип историзма, единство содержания и формы, связь искусства с обществом, мировоззрение писателя и создание собственного метода – всё это очень важно. Но, чтобы анализируемое на уроке произведение было интересно ученику, нужны какие-то конкретные методы и приёмы анализа, дающие возможность понять авторский замысел и правильно оценить значение произведения для русской литературы и культуры в целом. И оценку эту должен дать ученик, далёкий от эпохи, описанной в предложенной школьной программой книге, и не всегда точно представляющий значимость творчества какого-либо писателя, не понимающий, в чём заключалась огромная популярность данного произведения для современников. Во всех этих вопросах я пыталась разобраться на протяжении всего своего учительского пути – так возникла идея создания данного пособия, в котором я попыталась объяснить свой подход к углублённому анализу художественного произведения.
Каждый учитель понимает, что для понимания любого произведения надо его прежде всего правильно прочитать. Каждый ученик, в свою очередь, тоже это понимает, но, в силу своего малого читательского и жизненного опыта, как раз правильно прочитать не может: классика не вызывает интереса, а лишь раздражает своими «объёмами» и постоянным «копанием» автора в мотивах поступков литературных героев. А надо ещё не просто читать, а анализировать, разбираться, сопоставлять, доказывать Как сделать анализ художественного произведения интересным, творческим? Как избежать формального подхода? Если «анализ» - это познание вещей и явлений путём разложения их на составные части, то стоит ли «членить» литературное произведение? Изучать его «атомный» состав? Пожалуй, такой подход приведёт к неправильному пониманию авторской мысли (тогда-то и появляются в ученических сочинениях выводы, пугающие своей безнравственностью). Вот тут-то и надо помнить о том, что любое произведение – это художественное целое и к пониманию авторского замысла можно прийти только через углублённое прочтение.
Берём в руки книгу и начинаем с упоением читать Наверняка такая фраза вызовет истерический смех у современного школьника! Литература прошлых лет, та, которая заставляла переживать современников за судьбу героев, обсуждать авторскую позицию, устраивать дискуссии; та литература, которая давала пищу для создания уникальных критических исследований, ставших, в свою очередь, настоящими литературными шедеврами (чего стоят только работы В.Г Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова!), сегодня в лучшем случае оценивается фразой: «Читал, но ничего не понял!» Наивно было бы полагать, что автор идею своего произведения преподнесёт «на блюдечке» - читатель до главного, до скрытого между строк должен добраться сам. Но чтобы дойти до глубин авторского замысла, надо обладать определёнными знаниями, умениями и навыками – вот тут ученику на помощь и должен прийти учитель: рассказать, объяснить, подсказать, где можно почерпнуть недостающие знания. Помните, что даже произведения, написанные 20-25 лет назад, для наших сегодняшних учеников являются загадкой (с момента начала «перестройки» жизнь в нашей стране очень изменилась), а что говорить о классике? Для современного ученика понятие «углублённый анализ текста» ведь на самом деле означает «полное погружение», и, чтобы действительно помочь, учитель должен чётко обозначить те проблемные вопросы, которые задаёт и пытается решить писатель, объяснить, какое место занимает данное произведение в историко-литературном контексте русской культуры, какое влияние оказало на нравственное развитие русского общества. Для углублённого анализа текста именно проблемный метод является самым эффективным, так как даёт возможность изучить произведение с разных сторон: исторической, психологической, эстетической, общественной, нравственной. Укажите ученику на вопросы, поднятые автором, и предложите найти связь с современностью – учащиеся убедятся, что все проблемы относятся к разряду «вечных»: отцы и дети, выбор жизненного пути, личное счастье, гражданский долг, служение отечеству, формирование активной жизненной позиции, попытка создать портрет «героя нашего времени»
Вот, кажется, всё готово к работе над произведением: книга прочитана, акценты расставлены учителем верно, авторская позиция объяснена (опять же учителем!) правильно, но на пути «правильного» анализа встаёт не такое уж и неожиданное препятствие: субъективное восприятие практически каждым учеником данной книги. И субъективное восприятие неизбежно, потому что мы все разные. Путь к истине достаточно долог: здесь нужны не только знания, но и жизненный опыт, гражданская позиция. А какую огромную роль играет система воспитания в семье?! А как трудно доказать сегодня, когда вокруг все только и говорят о «самодостаточной личности», о самоценности собственного «я», что необходимо быть толерантным, отзывчивым, что надо уметь прислушиваться к другим, что нельзя идти «по головам» к своей цели? Что надо любить свою родину и быть готовым её защищать? Современные ученики не понимают, зачем Андрей Болконский, блестящий адъютант, любимец Кутузова, бежит под пули со знаменем в руках, почему Обломов – хороший человек, в чём подвиг Сонечки Мармеладовой Но задача учителя помочь ученику постичь глубину авторской идеи, не уходя в тот крайний субъективизм, который может оказаться очень и очень далёким от авторского замысла. Вот здесь и важен именно историко-литературный подход, помогающий уйти от личных вкусов и пристрастий и плодотворно влияющий на разгадку тайны произведения, понимание авторского пафоса. Связь каждого произведения с конкретной исторической эпохой должна прослеживаться обязательно, ведь это только проблемы, поднятые автором, относятся к разряду вечных, а пути решения этих проблем в ходе исторического развития общества меняются. И ещё важно, читая книгу, понимать, кто её написал, уважая чужие взгляды и мнения. Конечно, мы никогда не сможем мыслить так, как сам писатель – да это и не требуется: подлинное искусство всегда вызывает неоднозначные интерпретации. Но всё же, сопоставляя описанное в произведении со своим жизненным опытом, мы не должны прийти к таким выводам, которые для автора были бы просто неприемлемы.
Никогда не пытайтесь анализировать вырванные из контекста фрагменты: текст – это цельное полотно, качество которого нельзя оценить по лоскутку. Помню, как сама, будучи ученицей начальной школы, на вопрос учителя об идее басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» ответила: «Нельзя быть таким злым, как этот муравей! Бедная стрекоза мёрзнет, а он её плясать заставляет!» Получила «двойку». Не поняла, что в басне про лентяев и тружеников говорилось! Я бы и сегодня стрекозу, будь я тем муравьём, по-христиански пожалела Но идея Крылова мне уже понятна! А как была возмущена учительница моей старшей дочери, когда та заявила, что Катерина – не «луч света в тёмном царстве», потому что измена безнравственна и ничем не может быть оправдана! Она, тогда ещё десятиклассница, увидела лишь поверхностное: внутрисемейный конфликт, в котором виноваты были все члены семьи Кабановых, и Катерина, может быть, больше всех А о бесправном положении женщины в России того безумно далёкого от нынешней молодёжи времени моя девочка даже не задумалась! «Двойку» ей тогда не поставили, но учительница пожелала – от всего сердца! – «такого мужа, как Тихон, и такую свекровь, как Кабаниха» Своих учеников я пытаюсь «направить» на верный путь: хочу, чтобы они поняли правильно. Объясняю, почему писатель не мог думать иначе – всё та же историко-литературная ситуация! Вчитайтесь в роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и вы никогда не согласитесь с той оценкой, которую дал главной героине Д.И.Писарев. И не потому, что авторитет В.Г.Белинского в русской литературной критике выше, а просто у Пушкина Татьяна не такая!
Так как же избежать ошибок? Как с уважением отнестись к мнению ученика и объяснить ему, в чём он прав и не прав? Как не погасить желания читать? Как не забыть о том, что учительское «ты ничего не понял» в конце концов становится ученическим «всё равно ничего не понимаю»? Я всё время задаю себе подобные вопросы, и в поисках решения пришла к выводу, что самым целесообразным представляется именно многоуровневый подход к анализу художественного произведения, помогающий наиболее полно раскрыть идею автора.
Алгоритм углублённого анализа художественного произведения.

Само слово «алгоритм» уже звучит как-то пугающе по отношению к такому возвышенному и духовному предмету, как литература. Можно ли уложить творческий процесс в определённые рамки? Наверное, нельзя. Но какая-то система в изучении литературного наследия всё-таки должна быть.
Так получилось, что семь лет назад я пришла работать в «Лицей «Технический» г.Владивостока», где обучаются только юноши, причём с аналитическим складом мышления, что и обуславливает их выбор учебного за ведения. В общем, приходят сюда изучать – углублённо изучать! – математику, черчение и физику, а литература – особенно на старшей ступени обучения, когда все усилия направлены на поступление в вузы, технические, разумеется, – воспринимается как предмет, который в жизни не пригодится, но по какой-то непонятной причине включённый в учебный план.
Вот именно в процессе работы в лицее при анализе художественных произведений на уроках литературы я пришла к выводу, что для более плодотворной работы с моими учениками необходимо выработать единый алгоритм, помогающий сделать общение с художественным произведением наиболее интересным, а само произведение более понятным и близким нынешнему школьнику. Так я пришла к необходимости разбить анализ художественного произведения на три уровня с классическими названиями: «Восприятие», «Истолкование», «Оценка».
Уровень первый – «Восприятие» (аналитическое чтение) можно в свою очередь разбить на три этапа:
1 этап – психологическая подготовка к восприятию текста (урок изучения отдельного произведения всегда включён в систему изучения литературы определённого временного периода, сообщение (лекция) об особенностях которого всегда настраивает на правильное восприятие).
2 этап – «диалог с текстом»:
запись непонятных слов и выражений (и последующая работа со словарями и учителем);
замечания по поводу прочитанного;
возникающие вопросы;
предварительные выводы;
запись ключевых мыслей, положений, составление своеобразного плана (тезисов);
выявление особенностей авторской речи.
3 этап – ответ на контрольные вопросы по данному произведению (сформулированные учителем или автором учебника).

Уровень второй – «Истолкование» (целевое исследование, работа учащегося или группы учащихся над определённой проблемой):
1 этап наблюдение за изображением в произведении какого-либо конкретного действующего лица или группы персонажей, за развитием определённых событий; формулирование положений авторской концепции.
2 этап – отбор фактов, положений, событий, деталей; обработка собранного материала.
Уровень третий – «Оценка» (вывод, оформление проделанной работы в виде устного ответа или письменной работы):
устный ответ (индивидуально или в творческой группе)
доклад (устно)
реферат (письменно) и автореферат (устно)
сочинения разных жанров:
сочинение – изложение
сочинение – характеристика персонажа художественного произведения
сочинение – сравнительная характеристика персонажей художественного произведения
сочинение – описание
сочинение – размышление
анализ лирического произведения
анализ эпизода (роль эпизода в художественном произведении)
анализ творчества писателя
литературно – творческое сочинение по личным впечатлениям
сочинение – миниатюра
сочинение – рецензия
Как видите, ничего нового не открываю, «велосипед не изобретаю», просто привожу всё в систему, а система в любом деле, согласитесь, залог успеха. Углублённый анализ художественного произведения необходим для правильного восприятия и истолкования произведения, а соответственно, и для умения дать правильную оценку литературному творению и возможности понять его актуальность. Постараюсь показать данную систему в действии на примере анализа «Сказок» М.Е. Салтыкова – Щедрина.
Углублённый анализ произведения. М.Е. Салтыков – Щедрин. «Сказки».
Уровень первый – «Восприятие»
Итак, начало пути – чтение книги. Книги классической, от современного школьника далёкой. Сатира великого писателя, в своё имевшая огромный политический резонанс, сегодня не совсем понятна без предварительной подготовки юного читателя.
1 этап – психологическая подготовка к восприятию текста .
«Сказки» Салтыкова – Щедрина включены в программу Х класса не случайно: именно в этом возрасте учащиеся уже готовы к восприятию произведения на новом уровне – теоретико-литературный багаж позволяет. Поэтому и подготовку к чтению мы начинаем с такого понятия, как художественная условность, которая предполагает относительное различие между особенным миром художественного произведения и реальной действительностью. Каждый художник своим творчеством стремится воздействовать на адресата, передать свои мысли и чувства. И вот эта цель – воплотить в непосредственном изображении своё отношение к изображаемому – позволяет художнику отступить от точного воспроизведения видимого. Художественная условность помогает ему заострить внимание читателя на существенном, усилить идейно-эмоциональное воздействие образов, поэтому условность нередко связывается с прямой публицистичностью, агитационностью, что мы, собственно, и видим в «Сказках» Салтыкова – Щедрина.
Восприятие данного произведения осложняется тем, что художественная условность у Салтыкова – Щедрина «условность вдвойне» - так называемая «вторичная» условность: то есть сознательное отступление от жизненного правдоподобия, преднамеренное нарушение реальных природных форм отношений. Окунаясь в мир любого произведения, читатель, для полного восприятия авторского замысла, должен принять авторский способ изображения, что порой бывает нелегко для неискушённого читателя, при «вторичной» условности установка восприятия ещё более усложняется. В ткань художественного произведения вводятся фантастические элементы, не свойственные реальной жизни образы и ситуации. Зачем это писателю? Здесь проявляется авторское желание сделать свою мысль максимально выразительной, возбудить художественное воображение у читателя. Для «неразвитого» читателя такие произведения, требующие большой активности разума, воображения и чувств, представляют особую трудность. Многочисленные примеры, демонстрирующие непонимание, а отсюда и неприятие произведения, доказывают необходимость специальной работы по формированию у школьников определённых теоретических знаний, которые будут способствовать сознательному усвоению сложных для восприятия гротескных и аллегорических образов, элементов фантастики, символики, наличию высокого уровня воображения и эмоциональной восприимчивости.
«Сказки» Салтыкова – Щедрина – прекрасная основа для понимания данного теоретического материала. Великий сатирик блестяще претворил в своих произведениях по сути все основные приёмы и формы «вторичной» условности: эзопов язык, реалистическая фантастика, сказочная условность, сатирическая аллегория, гротеск. Проникнуть в тайны иносказательной художественной манеры писателя – итак довольно сложная для учащихся задача, а малое количество часов в программе эту задачу ещё и усложняет, в связи с чем возрастает роль слова учителя и самостоятельной работы учеников.
2 этап – «диалог с текстом».
В школьной практике принято толкование, будто обращение писателя к сказочному жанру, к различным условным приёмам и образам вызвано лишь причинами цензурного характера. Нет, нельзя, конечно, отрицать, что благодаря иносказанию Щедрину удавалось проводить через цензурные барьеры острейшие политические мысли, пропагандировать запрещённые идеи. Но прежде всего писатель обращался к политическим аллегориям, гротеску с другой целью, которой и призваны служить эти приёмы в силу их художественной эффективности: живее, убедительнее выразить авторские мысли, нагляднее выразить сущность отображаемого явления. Чтобы глубже постигнуть и отчётливее изобразить социальные пороки, писатель-реалист придаёт своим образам фантастический характер, создаёт особый язык, особую манеру писать. Ученики приводят примеры эзопова языка из произведений Щедрина, попутно размышляя над вопросом: почему сатирик называл эзопов язык «рабьим» и в то же время «не безвыгодным». Подобные задания заставляют задуматься о сущности, назначении условных форм, тем более, что здесь есть возможность применить уже имеющиеся знания, приобретённые ранее при изучении басен И.А. Крылова. Да и сама манера Щедрина в некоторой степени известна школьникам по изученной в 7 классе сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Так что учитель лишь опирается на первоначальные знания учащихся, расширяя и углубляя их.
Организуя систему уроков по творчеству Салтыкова-Щедрина, разумно обратиться при анализе сказки «Дикий помещик» к попутному повторению «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», тем более что обе сказки перекликаются по тематике, по своей основной направленности, а в 7 классе ученики не особенно задумывались над вопросом, почему сатирик обращается к сказочной форме, какого эффекта пытается он достигнуть с помощью фантастических деталей.
В обеих сказках писатель переносит своих героев в необычную обстановку не в силу своей буйной фантазии, а ставя очень серьёзные задачи. Лишив помещиков обычных удобств, писатель получает отличную возможность максимально выявить и разоблачит паразитизм, несостоятельность господствующих классов. Мысли одной сказки как бы продолжаются, конкретизируются в другой: повествуя о диком помещике, писатель наглядно демонстрирует нам, до какого состояния могли дойти генералы, если бы на острове не оказался мужик. Чтобы показать русскому читателю истинный, хищный образ помещика-крепостника, Щедрин использует такой приём, как уподобление человека хищному зверю – звериный облик и повадки одичавшего помещика становятся вполне обоснованными. Ученики находят пример подобного «одичания» и в другой сказке: «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились». Потеря человеческого облика сопровождается полной духовной деградацией помещиков – эту важную мысль писателя ученики подтверждают самостоятельно, приводя примеры из текста. Им как читателям становится очевидным вывод сатирика о моральном разложении правящих классов. Таким образом, школьники сами наглядно убедились в том, что фантастика в данном случае не только не уводит от реальной действительности, а, напротив, является способом её раскрытия, оригинальным приёмом для постановки злободневных политических вопросов.
Уровень второй – «Истолкование».
Вот теперь, вооружённые определёнными знаниями, необходимыми для понимания авторского замысла, ученики могут, проведя необходимые наблюдения за изображением в произведении действующих лиц, за развитием определённых событий, произведя отбор фактов, положений, событий, деталей, обработав собранный материал, сформулировать авторскую концепцию.
Какую работу проделали для этого ученики?
Известно, что в сказках Щедрина все фантастические картины предопределены реалиями российской действительности. И школьники находят те достоверные исторические факты, которые «проникли» в «Сказки»: газета «Московские ведомости», «случайно» оказавшаяся на необитаемом острове, царская регистратура, где за никчёмные занятия чиновникам выплачивают пенсии невиданных размеров Даже исчезновение мужиков из барской усадьбы вполне мотивировано социально - исторически, как логическое следствие государственной политики по отношению к мужику. А вот ещё приметы того времени: «временнообязанные» крестьяне, уплата податей – «их священнейший долг и обязанность», гости помещика – «господа - либералы».
Приёмами гиперболизации сатирик создал обобщённый образ мужика – великого страдальца и великого труженика. Учащиеся перечисляют те черты, которыми наделил писатель мужика: ум, смекалка, трудолюбие, ловкость – и убеждаются, что этими же качествами русский мужик был наделён и в народных сказках! Тогда предлагается задание: сравнить эти образы в народных сказках и в «Сказках» Салтыкова-Щедрина. И вот тут ученики отмечают покорность, забитость мужика Щедрина, что совсем не свойственно герою русских сказок. Возникает вопрос: почему такая разница? И школьники находят ответ: народ в своих сказках выдавал желаемое за действительное, сатирик же преследовал иную цель: не только обличить паразитизм и жестокость правящего класса, но и показать пассивность и покорность самого народа, который сам для себя и «верёвочку сплетёт», да ещё той «верёвочкой» сам себя привяжет. Десятиклассники должны почувствовать особенность Щедрина как писателя, сумевшего отнюдь не сказочные выводы донести до читателя, обращаясь к сказочному сюжету.
Нередко, следуя фольклорным традициям, Щедрин переносит общественные отношения в мир зверей и птиц, рисуя представителей определённых классов и сословий и опираясь при этом на устойчивые представления о свойствах отдельных животных – волка, осла, медведя, зайца Приём не новый, но писатель создал целую галерею «щедринских» образов: карась, гиена, пескарь, коняга И появление этих образов не случайно.
Для анализа мы обычно берём одну из «зоологических» сказок Салтыкова – Щедрина «Премудрый пескарь». Не опираясь на исторические знания, никогда не поймёшь причины появления этого неожиданного образа. 1882 – 1883 годы – это пора жесточайшей реакции, связанной с разгромом народовольцев после убийства Императора Александра II. Под образом вечно дрожащего пескаря Щедрин подразумевал бывших интеллигентов, напуганных реакцией и превратившихся в трусливых обывателей с мелкими потребностями. Ученики задумываются и над вопросом о том, почему обыватель, образ которого был центральным в творчестве Щедрина в 80-е годы, выведен в образе именно рыбы. Ответ находят самостоятельно: через рыбу, наиболее беспомощное и жалкое существо, можно предельно глубоко раскрыть образ трусливого, жалкого, дрожащего обывателя: «жалованья он не получает и прислуги не держит», «в карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит», «просвещённый, умеренно-либеральный».
Но писатель не только высмеивает «пескарей» - его сказка учит, как жить, к чему стремиться. И ученики находят эти мудрые мысли в риторических вопросах – предсмертных вопросах слишком поздно прозревшего пескаря: «Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кого приютил, обогрел, защитил?». С высоты этих высоких жизненных идеалов и осуждается вся жалкая «пескарья» порода.
Самое главное для меня – связать классическое произведение с современностью, чтобы показать его актуальность. И ученики доказывают, что сказка Щедрина и сегодня, в пору всё большего проникновения в русское сознание равнодушия к чужим проблемам, развития гражданской несознательности, отстранения от общественной жизни, к сожалению, не утратила своей актуальности.
Уровень третий – «Оценка» (вывод, оформление проделанной работы в виде устного ответа или письменной работы).
Произведение прочитано, пора делать выводы, применяя полученные знания. Я предложила ученикам ответить на вопрос более обобщённого характера: как элементы фантастики, приёмы гиперболы, иносказания, сочетания сказочного с реальным, языковые особенности сказок Щедрина способствовали раскрытию их глубокого идейного содержания? При ответах десятиклассники обращались к самостоятельно прочитанным сказкам: «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист», «Коняга», «Орёл-меценат». В результате проделанной индивидуальной и групповой работы учащиеся пришли к выводу, что, творчески перерабатывая фольклорные темы и мотивы, продолжая традиции сатирических басен Крылова, Щедрин создал новый оригинальный жанр политической сказки. Также был сделан вывод, что нарушение жизненного правдоподобия в реалистическом произведении не приводит к искажению действительности, а служит зеркалом жизненной правды.
Кроме того, ученикам была предложена творческая работа: создать собственную сказку в «щедринской» манере, изобразив самые животрепещущие проблемы современности. Сказки получились интересные, очень непохожие, а проблемы, отражённые в них, - самые разнообразные: построение финансовых пирамид, недостаточно серьёзное отношение властей к проблеме наркомании, низкое качество российского образования, снижение толерантности и взаимопонимания, политические конфликты
Как видно, и современного школьника, при грамотном подходе к анализу художественного произведения, можно заинтересовать чтением классической литературы. Так ведь на то она и классика, чтобы быть вечной.
Заключение.
Литература как вид искусства и как учебная дисциплина – предмет специфический. Как вид искусства литература призвана отражать действительность в художественных образах. Основой же литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений. Однако нельзя изучать литературу только на уровне «восприятия-интерпретации», потому что такое изучение художественных произведений ведёт только к объяснению поступков героев, делению их на «положительных» и «отрицательных», формированию собственного отношения к герою. Но для того чтобы понять, какое место занимает данное произведение в творчестве писателя, какую ценность оно представляет для русской или мировой культуры, как в нём отражаются исторические события, как проявляется авторский стиль, манера повествования, надо владеть теоретико-литературными и историко-литературными знаниями, знаниями о языке художественных произведений – вот те знания, которые служат средством постижения учащимися литературы.
Какие цели преследуют учитель и ученики в процессе анализа художественного произведения? Прежде всего, рассматривая произведение в контексте всего творчества писателя, надо углублять представление о каждой книге, изучаемой на уроках литературы, обращая внимание на личность создателя, учиться понимать особенности его творчества, что помогает прояснить внутреннюю логику развития творческого метода писателя и помогает получить целостное представление о его художественном мире, а также научиться выявлять связь отдельных элементов анализируемого текста (тем, образов, способов выражения авторской позиции) с художественным целым. Используя на уроке историко-литературную информацию, характеризуя особенности эпохи, учитель должен не только знакомить учащихся с историей создания произведения, но и учить вдумываться в развитие художественной мысли автора, понимать своеобразие его творческой манеры, что позволяет делать работу в классе более разнообразной, активизирует самостоятельность мышления учащихся, помогает ребятам овладевать критериями оценки произведений искусства слова, что в свою очередь способствует повышению культуры чтения.
Не менее важной в анализе художественного произведения представляется и эмоционально-ценностная (аффективная) область учебной деятельности. Литература – наиболее благодатный предмет для воздействия на чувства, эмоции учащихся, для формирования его нравственного облика, поэтому здесь важно добиться того, чтобы учащиеся были внимательны друг к другу во время, беседы, диспута, умели, выслушивая мнение друг друга, высказать и собственную точку зрения. Здесь можно дать задание дифференцированно, предоставляя возможность каждому ученику принять участие в работе, где каждый может выбрать задание по силам или предложить свой вариант выполнения задания с учётом своих способностей.
Только осознанная работа с книгой поможет понять произведения и «подружиться» с ним. Только грамотное руководство процессом чтения со стороны взрослых людей – родителей и педагогов – поможет ребёнку выработать правильное восприятие прочитанного и стать по-настоящему талантливым читателем. Только «глубокое погружение» в мир, созданный писателем, поможет увидеть актуальность и современность классической литературы. Как видите, ученику обязательно нужен наставник на его читательском пути. А это и есть твоя миссия, Учитель.


















13PAGE 15


13PAGE 14115