Урок русского языка на тему Звучит в сердцах памяти набат.. (8 класс)


Тема: «Звучит в сердцах памяти набат». Подготовка к написанию письма ветерану Великой Отечественной войны.

Тип урока: урок развития речи.

Цели урока:
Образовательная: сформировать представление о письме как виде эпистолярного жанра, сконцентрировать внимание на ценностях родного языка.
Развивающая: развивать у обучающихся навыки правильного составления писем, умения излагать свои мысли в письменной форме.
Воспитательная: способствовать воспитанию чувства патриотизма, сострадания и уважения к героям, отдавшим жизнь за Родину.

Метапредметная тема: историческая память, патриотизм.
Межпредметные связи: история, литература, музыка.

Предварительная подготовка к уроку: Готовясь к уроку, учащиеся должны были повторить тему «Личное письмо»,  дать краткое объяснение слов, пользуясь Толковым словарем, «адресант», «адресат», «конверт», «эпистолярный жанр». Оборудование урока: «Копилка», включающая Толковый словарик, тексты писем, стихотворений, дидактический материал. Мультимедийная презентация. Аудиозапись песни «В землянке». Видеозапись «Минута молчания».
Ход урока.
I.  Организационный момент. Слайд 1
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня мы проводим открытый урок русского языка в рамках школьного Фестиваля педагогических идей, приуроченного к 70-летию Великой Победы.
II. Сообщение темы урока. . Тему урока нам поможет определить стихотворение Ивана Фролова. (Читает И. Владислав) Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах,- На бумаге налет желтизны И протерты до дыр на изгибах. Эти письма эпохи войны Необычного требуют чтения: Тем их краткие строки сильны, Что мы сами их продолжение.
- О чем  идёт речь в этом стихотворении? (о письмах военных лет) - Итак, чем же мы займемся на сегодняшнем уроке? (будем писать письма) - Письмо относится к эпистолярному жанру.
-Что такое эпистолярный жанр? Найдите определение в Толковом словаре.
- Сегодня мы будем готовиться к написанию письма ветерану. Откройте тетради, запишите число и тему урока, которую я назвала «Звучит в сердцах памяти набат!» (на доске: Письмо ветерану Великой Отечественной войны)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о войне)
- А почему я выбрала именно эту тему? Слайд 2 -Скажите, а вам понятно значение слова «набат»? Что оно обозначает? Проверьте по словарю.
- Ребята, какое значение ближе нашей теме? Слайд 3
-Война длилась долгие 4 года. Сегодня эти цифры известны всем: 1941-1945. Война. Ребята, запишите в ваши тетради слова- ассоциации к этому слову. (дети зачитывают примеры). Слайд 4 И полетели домой и на фронт письма. Строки фронтовых писем передают атмосферу грозного 1941 и радостного 1945гг. Слайд 5
А письма В треугольниках солдатских.
Они для нас До сей поры полны И мужества, и доброты, и ласки, И грозного дыхания войны. Г.Серебряков. 
-Ребята, как вы понимаете эти строки?
-Скажите, какое слово или словосочетание в этом стихотворении ключевое? (мужество, грозное дыхание войны)
- Да, именно они будут звучать в ваших письмах. Верно? Запишите их в свои тетради.

- Письма с фронта – живые свидетели высочайшего патриотизма русского человека, его беззаветной преданности Отчизне, непоколебимой веры в неизбежный разгром врага. -Согласны вы с этими словами? Почему? (дети рассуждают) - Прежде чем приступить к написанию письма, познакомимся с несколькими письмами тех опалённых войною лет. Известный татарский поэт Муса Джалиль писал своей дочери:
Ученик (Сергей П.) Слайд 6 «Милая моя Чулпаночка! Наконец, поехал на фронт бить фашистов- мерзавцев. Ты, наверное, в кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов. Вот так я тоже буду воевать. Когда совсем их выгоним и победим, я приеду. Будем праздновать твой день рождения Ну, пока, дорогая, до свидания! Крепко целую, папа. 28 февраля 1942 г.» ( 25 августа 1944 года Муса Джалиль был зверски замучен в гестаповских лагерях.) -Ребята, что мы слышим в этом письме? Какими чувствами оно наполнено? Слайд 7 -Давайте вспомним по этому письму о композиции письма, т.е. схему его написания. 1. Приветствие. Обращение. 2. Изложение того, что хочешь сказать адресату. 3. Заключительные формулы вежливости. 4. Подпись. Дата. -В ваших копилках эта схема есть. 

- Как вы думаете, зачем люди писали письма во время Великой Отечественной войны, когда кругом бомбежка, голод и страдания? Слайд 8 Я читаю письмо, Что уже пожелтело с годами. На конверте в углу Номер почты стоит полевой. Это в сорок втором Мой отец написал моей маме Перед тем, как идти В свой решительный бой.
III. Изучение нового материала. Солдатские письмаТеперь они, сохранившиеся, стали реликвиями.
1.Работа с толковым словарем. - Что такое реликвия? Найдем объяснение этого слова в толковом словаре. - Какая бывает реликвия? Запишите это слово в тетрадь, подчеркните гласную Е, запомните правописание этого слова. - Простые, маленькие треугольники с лиловым штампом « Проверено цензурой». Эти письма солдаты писали  в перерывах между боями, в госпиталях, на передовой. Читаешь их – и глубокое волнение охватывает тебя, словно ты переносишься во времени назад, в окопы, в землянки, вместе с бойцами идешь в яростные штыковые атаки. Читаешь  эти письма – и встают перед твоими глазами дороги, размытые дождями, слышишь, как рычат танки. А в письмах на фронт родные рассказывали солдатам, как дома в тылу они стараются помочь им. Долгожданные письма из дома С каким нетерпением ждали  бойцы весточку от родных и близких. Как нужны они были солдату перед трудным боем.
Работа со вторым письмом. - Познакомьтесь с ещё одним письмом, написанным в 1943 году мальчиком одиннадцати лет.
Ученик ( Роман Д.) «Здравствуй, дорогой мой папа! Мы живем хорошо, только очень по тебе скучаем. Я теперь с мамой работаю на заводе. И мне дают рабочую карточку. Папка, родненький! Бей фашистов сильнее, чтобы скорее стал мир и все мы были вместе. А то мама очень плачет, думает, что никто не видит. Она говорит, что ей все платья стали велики и она поменяла их на молоко и хлеб. А то Сашка болеет. У нашей Мурки три котенка, а Сашка боится, что их убьют фашисты. Папка! Я хочу быть сильным, как ты, и прогнать немцев. И мы опять будем с тобой ловить рыбу и петь про черные глаза. Я очень тебя люблю и жду сильно. Твой  старший сын Василий». - Затронули ли вашу душу эти строки? Какие? - Как обращается мальчик к отцу? - О чем рассказывает сын в письме? - О чем мечтает мальчик? - Какое настроение будет у отца после прочтения письма?
. Работа с третьим письмом.
Ученик. (Ф. Вячеслав) -. В ноябре 1941года Алексей Сурков, выходя из вражеского окружения, попал на минное поле. Это было действительно « до смерти четыре шага», а может и меньше. После этих испытаний в землянке он написал письмо своей жене, рассказал, где находится, о чем думает, какая погода и обстановка у них. Получились стихи. Эти стихи переписывались бойцами и отсылались родным за двумя подписями – поэта и своей. Алексей на это не обижался. А в начале 1942 года в Москве композитор Константин Листов сочинил мелодию к словам. И это письмо, в котором говорилась суровая правда, стала любимой песней бойцов. Послушайте это письмо- песню « В землянке» ( Прослушивается аудиозапись песни). Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твои и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко- далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти - четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. IV. Повторение пройденного материала. -Чем отличается это письмо от двух предыдущих? -Итак, ещё раз назовите основные части письма. Слайд 9
Структурные элементы письма: 1. Приветствие или обращение 2. Вступление. 3. Основная часть. 4. Заключение. V. Подготовка к написанию письма.
-. Путь к победе был трудным и долгим. 1418 дней войны И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед. И вот она пришла- долгожданная победа! Мы не имеем права забывать, какой ценой она досталась! Бежит стремительно время вперед. Всё меньше остаётся среди нас тех, кто воевал на фронтах, трудился в тылу, поднимал страну из руин в тяжелейшие послевоенные годы. Придет время, когда на всей планете останется один – единственный ветеран. Давайте бережнее относиться к ним. Добрая память, забота и вечная благодарность пусть станут солдату наградой  за великий подвиг. Пусть маленькое письмо, написанное вашей, детской, рукой, согреет душу ветерана, ныне живущего, или станет данью памяти тем, кто не вернулся, отдав свою жизнь, защищая Отечество.
Работа над зачином письма.
- Итак, продолжаем готовиться к написанию письма ветерану Великой Отечественной войны. - Кого называют ветераном? Подтвердим свои ответы данными толкового словаря. Обратите внимание на правописание непроверяемых безударных гласных. Запишите это слово в тетрадь. - Есть ли у вас родственники, которые защищали Родину  в годы Великой Отечественной войны? Действительно, «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» - С чего начнем письмо? Какими словами? ( на доске: Дорогой ветеран! Уважаемый фронтовик! Защитник Родины! Дорогой дедушка!(прадедушка!) Запишите начало письма, т.е. обратитесь к ветерану ( прадедушке, прабабушке)
     2. Работа над основной частью письма - Что следует за обращением к адресату? - О чем мы можем написать ветерану?
3.Устные ответы на вопросы и запись наиболее удачных предложений в тетрадь. Слайд 10
–Эти вопросы помогут вам составить основную часть письма: - Что ты знаешь о войне и откуда? - Кто из родственников защищал Родину? -За что благодарен ветерану? - О чем хочешь спросить? - Как празднуют у нас в селе День Победы? - о каких успехах ты можешь рассказать ветерану? Они есть в ваших копилках.
  4. Предупреждение речевых и орфографических ошибок. Слайд 11 - Какими словами можно заменить слово солдат? - Подберите синонимы к слову Родина. Слайд 12
   5. Работа над заключительной частью. - Что пишут в заключительной части письма? - Какие пожелания, слова признательности ветерану у вас есть? - Запишите итоговые фразы прощания.
   6. Повторение правил написания письма.
-Итак, повторим ещё раз правила написания письма: (читаем в копилке по очереди) - Создавая письмо, ориентируйтесь на возраст, пол, профессию и даже настроение своего адресата.
- Обратите внимание на содержание написанного.
- Определите, высказана ли вами основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать.
-Письмо должно быть грамотно и аккуратно оформлено.
-Пишите красиво, разборчиво, не допуская недочетов и ошибок.
 VI. Домашнее задание. - Мы рассмотрели структуру письма, поработали над каждой его частью. Всё понятно? Вопросы есть? Надеюсь, что теперь вы отлично справитесь с домашним заданием. Откройте дневники и запишите: Слайд 13
- Написать письмо ветерану Великой Отечественной войны.
VII. . Минута молчания. (Валеологическая разминка)
Ученик (Иван С.) Слайд 14 Вечная слава героям, павшим за нашу Родину! Всех, за Отчизну жизнь отдавших,
Всех, не вернувшихся домой, Всех, воевавших и страдавших, Минутой обниму одной. Пусть все замрет в минyтy эту, Пусть даже время помолчит, Мы помним вас, отцы и деды,  Россия, Родина вас чтит!
-.Трудно было завоевать победу. Много наших воинов сложило головы на полях сражения. Если каждому погибшему посвятить минутное молчание, тогда население всей Земли будет молчать тридцать лет. Вглядитесь, пожалуйста, в эти лица Это им мы обязаны своей жизнью и свободой, это они подарили нам мирное небо и яркое солнце. Слайды 15, 16, 17, 18,19, 20. Почтим минутой молчания, всех, кто не вернулся с этой ужасной войны, всех, кто отдал жизнь ради нашей с вами жизни. Минута молчания. (Видеозапись)
VIII. Итог урока.
- Спасибо, прошу садиться. У вас сегодня есть замечательная возможность обратиться к героям войны со словами благодарности в своем письме. Хочу выразить надежду, что для вас всегда будет звучать набат памяти. Ведь это нужно не мертвым – это нужно живым! -Урок окончен, до свидания! Слайд 21.