Урок по теме: Звуковые волны


Тема урока: Звуковые волны
Цель урока:
обобщение и систематизация знаний учащихся о механических колебаниях и волнах; усиление экологической направленности физических знаний о шумовом загрязнении окружающей среды и его воздействии на человека;
разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности, стимуляция познавательного интереса, творческих способностей, навыков анализа проблем и путей их решения;
воспитание экологической грамотности, чувства коллективизма, формирование и развитие нравственных качеств школьников.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук; презентация по теме, звуковые эффекты, ватман, фломастеры.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма: путешествие-экспедиция
Ход урока
№ Этапы урока Время (мин) Содержание урока
1 Организационный момент

1 Здравствуйте, уважаемые ребята!
Сегодня необычный урок, и хочу начать его с известного стихотворения А.С.Пушкина2 Объявление темы и задач урока

1 Эвристическая беседа.
- С кем прощается поэт? (с морем)
- Что можно наблюдать на море? (волны)
Сегодня на уроке мы обобщим знания о механических колебаниях и волнах. Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока.
Я предлагаю на этом уроке совершить небольшое путешествие в мир колебаний, волн, звуков и шумов.
3 Актуализация опорных знаний.


5 Любое путешествие начинается с подготовки к нему. Учащиеся, передавая микрофон, один за другим отвечают на вопросы.
«Ассоциативный куст»
Наше путешествие будет проходить на яхте «Волна».
- Какие ассоциации у вас связаны с этим словом? Учащиеся записывают на интерактивной доске
4 Мотивация учебной деятельности.
2 Проблема загрязнения окружающей среды слишком сложна и многогранна, чтобы пытаться изучить ее на одном уроке. Поэтому мы ограничимся ее небольшой частью и ознакомимся с одним из видов загрязнителей окружающей среды.
В средствах массовой информации ему обычно уделяется мало внимания, и многие не считают его загрязнителем атмосферы. Но на самом ли деле это так? Мы это выясним в сегодняшнем нашем путешествии
5 Изучение нового материала

8 Поисково-исследовательская работа. Работа в группах
1-я группа обрабатывает теоретический материал о звуках по учебнику, 2-я и 3-я группы обговаривают аргументы «За» и «Против» необходимости звуков человеку
6 Упражнение «Вертушка»
3 «То, что я слышу, я забываю.
То, что я слышу и вижу, я немного понимаю.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю – я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю– я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь Мастером»
Участники 2 и 3-й групп после обсуждения образовывают два круга лицом к лицу и ведут обсуждение одного вопроса «За» и «Против» необходимости звуков человеку – каждый убеждает другого в правоте своего аргумента. Через 20-30сек переходят к другому партнеру.
После окончания дискуссии обе группы собираются отдельно и записывают услышанные аргументы противоположной группы на ватман.
7 Остановка №1: Царство звуков






2 Звучат звуки по содержанию картинок. Учащиеся угадывают кому они принадлежат
8 Путешествие продолжается. Все группы собираются в кают-компании и слушают выступления представителей групп.



13 Учащиеся делают доклады по плану работы своей группы.
Доклад теоретиков.
Шум в Европе:
Примерно 450 человек в Европе (65%) ощущают влияние высокого уровня шума в течение суток (до 55дБ), что может вызвать раздражительность и тревогу;
Примерно 10млн. человек в течение суток ощущают влияние уровня шума до 75дБ.
Члены 2 и 3 группы обговаривают аргументы, написанные на ватмане. «За» (Музыка для ушей) и «Против» (Нежелательные звуки) необходимости звуков человеку.
Делают выводы.
9 Остановка №2. «Что делать?»
6 Учащиеся предлагают пути решения проблем борьбы с шумами.
Подготовка материалов для информационного листа.
Технические мероприятия –рациональное планирование строительство разных сооружений; увеличить расстояние между источником шума и спальными районами; звукоизоляция домов; разработка малошумных дорожных поверхностей.
Правовые мероприятия – определение стандартов уровня шума; ограничение скорости транспорта вблизи спальных районов; контроль уровня звука в зонах отдыха.
Образование и информирование- подготовка специалистов ; повышение контроля; проведение исследований; обучение учеников в школе.
10 Подведение итогов урока.

2 Итак, работа в экспедиции показала, что вы творческие люди.
- Какие вопросы поднимались на уроке?
- Какие проблемы решались?
В завершении нашего путешествия
придумайте сенкан к слову «Звук»
11 Домашнее задание 1 12 Оценивание работы учащихся на уроке 1 Молодцы! Вы не просто отвечали на вопросы, а пытались дойти до самой сути.