Конспект по физике Звуковые волны(9 класс)

Урок по физике в 9-м классе "Звуковые волны".
Тип урока: изучение нового материала.
Для проведения урока необходимо: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация в PowerPoint, программное обеспечение Notebook.
Цели урока:
Формирование у учащихся знаний основных свойств звуковых волн. Развитие умений решать задачи. Развитие речи учащихся, умения правильно объяснять физические понятия и явления. Продолжить развитие самостоятельной деятельности.
Задачи:
Устная и письменная проверка домашнего задания. Повторение понятий, явлений и формул, которые понадобятся при объяснении новой темы.
Объяснение новой темы.
Решение качественных и расчётных задач.
Организационный момент.
Приветствие.
Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока.
Актуализация знаний.
Письменные задания для 4 – 6 учащихся на карточках «Звуковые колебания».
Остальные учащиеся работают устно. Вопросы для проверки воспроизводятся на интерактивной доске (для этого необходимо перейти по гиперссылке к презентации PowerPoint на 1 станице программы Notebook).
Вопросы для проверки и повторения.
Слайд 1.
Какие колебания называются звуковыми?
Какие колебания называются инфразвуковыми?
Какие колебания называются ультразвуковыми?
Слайд 2.
Чем определяется высота звука?
Чем определяется тембр звука?
Чем определяется громкость звука?
Слайд 3.
Что такое механическая волна?
Что такое длина волны? По какой формуле её можно найти?
В каких средах скорость механических волн больше?
После повторения собрать письменные ответы и перейти к рассмотрению новой темы.
Слайд 4: Тема урока: Звуковые волны.
Вопрос к учащимся: Где могут распространяться звуковые волны?
Учащиеся могут высказать предположения.
Слайд 5: Распространение звука.
На экране показываются вещества, в которых может распространяться звук.
Различные тела проводят звук по-разному.
Слайд 6: Проводники звука.
На экране показываются хорошие и плохие проводники звука.
Вопрос к учащимся: А где звуковые волны не могут распространяться?
Учащиеся могут высказать предположения.
Перейти на страницу 2 программы Notebook, нажать гиперссылку и показать видеоролик о том, где звуковые волны не распространяются.
Повторить вопрос о распространении звука и выслушать ответ.
Итак, (свернуть затенение экрана и показать вывод)
звуковые волны распространяются во всех средах.
Не распространяются в безвоздушном пространстве.
Звуковые волны, как и механические, распространяются в пространстве не мгновенно, а с определённой скоростью.
Перейти на страницу 3 программы Notebook и показать flash-объект ( стр.5) о том, что во время грозы мы сначала видим вспышку и только через некоторое время спустя слышим гром.
В различных средах скорость звука разная.
Перейти на страницу 4 программы Notebook, нажать гиперссылку к презентации PowerPoint.
Слайд 1: скорость звука (таблица).
Вопрос к учащимся: В каких средах (твёрдых, жидких или газообразных) скорость звука больше? Почему?
Учащиеся могут высказать предположения.
Слайд 2: связь длины волны и скорости звука (формулы).
Объяснить величины, входящие в формулы.
Слайд 3: Как же звуковая волна будет распространяться в среде, если на её пути окажется препятствие?
Учащиеся могут высказать предположения.
        Слайд 4: Отражение звука.
На экране показывается условие отражения звуковой волны
        Слайд 5: Эхо.
На экране показывается условие возникновения эхо.
        Слайд 6: Отражение звука.
На экране показываются вещества, хорошо и плохо отражающие звук.
После рассмотрения новой темы выслушать возможные вопросы.
Решение задач (закрепление темы урока).
Перейти на страницу 5 программы Notebook и показать на экране тексты задач.
Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле? Ответ обоснуйте.
Определите скорость звука в воде, если источник, колеблющийся с периодом 0,002 с, возбуждает в воде волны длиной 3 м.
Определите длину звуковой волны частотой 850 Гц в воздухе.
По одному концу длинной металлической трубы один раз ударили молотком. Сколько ударов услышит человек, стоящий у другого конца трубы? Ответ обоснуйте.
Какую волну (продольную или поперечную) представляет собой звук, распространяющийся в воздухе? в воде? в железе?
Перейти на страницу 6 программы Notebook.
Почему в горах эхо многократное?
Как бороться с эхо в больших залах?
Где можно применять явление отражения звука?
После решения задач выслушать возможные вопросы.
Подведение итогов.
Перейти на страницу 5 программы Notebook:
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
В каких средах может распространяться звук? Ответы подтвердите примерами.
Какие тела лучше проводят звук: упругие или пористые? Где можно применять плохие проводники звука?
В каких средах скорость звука больше? Почему?
В результате чего образуется эхо?
Приведите примеры тел или веществ, которые плохо отражают звуковые волны? Где их можно использовать?
Оценки за урок.