Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальный театр» 1-2 классы


Пояснительная записка.
«Любите и изучайте великое искусство
музыки. Оно откроет вам целый мир
высоких чувств, страстей, мыслей. Оно
сделает вас духовно богаче, чище,
совершеннее. Вы увидите жизнь в иных
тонах и красках…».
Д. Шостакович.
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры. Основные параметры его развития определялись идеологией. Образованию предписывалось формирование личности с заданными качествами.
В настоящее время образование обратилось к культуре, как к среде, где происходит рождение и становление самобытного образа человека. Человека коммуникативного, творческого.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это одна из актуальных проблем школьной педагогики и детской психологии. Раскрыть детские способности помогает внеурочная деятельность в начальной школе.
При реализации внеурочной деятельности в начальной школе формируется та необходимая среда, компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат ребенку для свободного проявления своей индивидуальности, саморазвития и самореализации. Эти педагогические задачи успешно могут решаться в условиях детского музыкального театра, объединяющего в себе искусство слова и музыки.
Музыкальный театр помогает ребенку сделать музыку зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети еще не умеют глубоко рассуждать о музыке.
Исходя из особенностей психологического развития младших школьников (наглядно-образного мышления, неустойчивого внимания, требующего смены деятельности), я предлагаю начать работу в музыкальном театре с инсценирования музыкальных сказок. В процессе инсценирования музыкальных сказок дети смогут приобрести начальный опыт музыкально-творческой деятельности.
Цель программы – способствовать формированию личности ребенка, как духовного субъекта культуры, развитию его творческих способностей и способности к самовыражению и самореализации посредством обучения игры в музыкальном театре.
Цель программы определила следующие задачи:
Развивающие - способствовать развитию:
музыкально-творческих способностей учащихся (музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма);
умение воспринимать и понимать музыкальный язык;
певческий голос;
воображение, интеллект;
интерес к сценическому искусству;
речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.
Образовательные – обучить, закрепить и расширить знания о различных видах музыкальной деятельности, учить создавать различные образы, используя выразительные пластические движения.
Воспитательные – привить детям:
устойчивый интерес к музыке, театру;
этические и эстетические чувства (добра, прекрасного);
художественный вкус;
способствовать воспитанию нравственных качеств личности (отзывчивости, целеустремленности), социальных идеалов (любви к Родине, патриотизма).
Программа «Музыкальный театр» рассчитана на 68 часов в год, два раза в неделю по 25 минут.
В данной программе предусматриваются следующие формы работы: игровая, групповая, фронтальная.
На первом этапе (первый год обучения) занятий в музыкальном театре дети овладевают начальными вокально-хоровыми навыками, уметь петь в медленном, быстром темпе, действовать согласованно, включаясь в действие одновременно и последовательно, уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом, с разными интонациями, выразительно читать диалогический и стихотворный текст, сочинять этюды и сказки.
На втором этапе (второй год обучения) выстраивают чистые унисоны при пении в группах; поют в динамике; в игре пользуются интонациями, выражающими разные чувства.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.
1 класс
I четверть
Дата Тема занятия К-во часов Содержание занятия Характеристика деятельности Результат
3.09
4.09 Вводное занятие 2 Дети знакомятся с учителем и друг с другом В Игре «Это я» поют на одном звуке. Хором музыкально учатся приветствовать учителя 10.09
11.09 Прослушивание музыкальных данных детей Беседа о музыке, театре, их соединении 2 Поют знакомые детям песни, участвуют в беседу о музыке и театре Парами поют куплеты песен, хором подпевают припев, за учителем прохлопывают простейший ритмический рисунок. Выявлены дети с природными музыкальными данными, с теми, с кем предстоит еще понаблюдать и работать.
17.09.
18.09 Ритмика музыкальная и литературная 2 Ритмически прохлопывают заданный ритмический рисунок, пытаются найти ритм в простом стихотворении. Разучивают песню «Тяв-тяв» муз. В. Герчик, сл. В Разумовского хором, знакомятся со стихотворением «Мой бедный Шарик» А. Геварчизов. Найдены свойство и различие в музыкальном и литературном ритме.
24.09
25.09 Средства музыкальной выразительности: темп, тембр, динамика, лад. 2 Изображают различных героев : животных, людей под музыку. Под заданную музыкальную тему дети подбирают образ, при этом объясняют, ПОЧЕМУ? именно так, хором поют песню «Тяв-тяв», разучивают песню «Солнечных зайчиков» муз. В. Казенина, сл. Ф. Лаубе. Знакомятся со средствами музыкальной выразительности, включая ритмопластику.
1.10
2.10 Закрепление пройденного2 Поют разученные песни «Тяв-тяв», «Песенка солнечных зайчиков».
Верно прохлопывают простые распевки и стихи. Хором поют разученные песни, пытаясь чисто интонировать высокие ноты, прохлопывают в парах стихи и распевки «Зайчик», «Петушок», «Андрей-Воробей». 8.10
9.10 Знакомство с текстом и музыкой сказки «Про репку» муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской8.09
9.09 Знакомятся с текстом сказки, музыкой. Учат наизусть начальное четверостишье сказки. Слушают сказку, участвуют в беседе по выяснению художественных образов. Познакомились со сказкой «Про репку».
15.10
16.10
22.10
23.10 Песенка Внучки
Дуэт Дедки и Внучки. 4 Речевая разминка (скороговорки по выбору).
Распевание с ритмическими упражнениями.
Разучивание «Песенки Внучки».
Знакомятся с понятием «дуэт». Разучивают мелодию дуэта. Проговаривают скороговорки, увеличивая темп и используя динамику (тихо-громко) хором и индивидуально по желанию.
Изображают просыпающуюся внучку, разучивают мелодию песни хором, инсценируют умывающихся Кошку и Жучку.
Пытаются чисто интонировать песню Дедки и Внучки, изображают Деда и Внучку, сажающих семена репки. Начало разучивания сказки «Про репку».
По желанию поют дуэтом
II четверть
12.11
13.11 Повторение изученных музыкальных тем
2 Повторяют «Песенку Внучки» и дуэт Внучки и Дедки. Повторяют музыкальные темпы хором, соединяют с литературным текстом, исполняют изученные темы по желанию перед детьми. Соединение литературного текста с музыкальными сценами (начало – посадка репки).
19.11
20.11 Дуэт Дедки и Бабки. 2 . Разучивают мелодию дуэта. Соединяют литературный текст с дуэтом Дедки и Бабки, исполняя хором, затем индивидуально по желанию 26.11
27.11 Сцена «Вытягивание репки». 2 Проводится речевая разминка.
Распевание.
Распределение муз. фраз сцены вытягивания репки. Коллективно распределяются роли Кошки, Жучки, Мышки, Бабки, Деда, Внучки с последующим обсуждением. Исполняют сценку «Вытягивание репки»
3.12
4.12 Сценка «Ах ты, репка». 2 Речевая и музыкальная разминка.
Разучивают песню «Ах ты, репка!» Соединение сцен «Вытягивание репки» и «Ах ты, репка!» хором, индивидуально по желанию. Используют сказку до последней изученной темы. Литературный текст проговаривают с помощью учителя.
10.12
11.12
17.12 Заключительный хор. 3 Речевая и музыкальная разминка.
Разучивание мелодии заключительного хора. Повторение всех изученных тем, распределение ролей. Соединение музыкальных тем и музыкального текста.
18.12
24.12
25.12 Подготовка к выступлению. 3 Объединение всех музыкальных фрагментов в единую сказку. Выбор героев для выступления, исполнение тем дуэтами, трио, квартетами. Показ сказки на занятии.
III четверть
14.01
15.01
21.01
22.01
28.01
29.01
4.02
5.02 Репетиция сказки на сцене. 8 Повторение музыкальных тем, соединение с литературным текстом. В течение репетиции сказки дети пробуют быть разными героями, выбирают лучших. Показывают сказку на сцене.
11.02
12.02 Показ сказки «Про репку» на утреннике, посвященном 8 марта.
2 Исполняют всю сказку, показывая актерское мастерство, умение выражать характер героев музыкально.
25.03
26.02 Знакомство с музыкальной сказкой «Колосок». Муз. М. Мильмана, стихи Н. Найденовой. 2 Знакомство с украинской народной сказкой «Колосок», выявление художественных образов сказки. Слушают литературный текст и музыку в исполнении учителя, беседуют о героях сказки (положительных, отрицательных). Подпевают повторяющиеся фразы. Знакомство со сказкой, выслушиваются мнения детей, понравилась ли сказка и почему.
4-19.03 Вступление. 6 Разучивание песни вступления. Чисто интонируют мелодию песни хором, учат наизусть четверостишье из сказки. Начало разучивания сказки
«Колосок».
IV четверть
01.04
02.04
08.04 Повторение вступления сказки «Колосок». 3 Повторяют музыкальную тему, знакомятся с музыкальной темой «Петушок работает». Исполняют музыкальную тему хором, выполняют движения, имитирующие подметание пола. Соединение музыки и ритмопластики.
09.04
15.04
16.04 «Песенка мышат». 3 Разучивание «Песенки мышат». Исполняют веселую песенку, выполняя простейшие танцевальные движения. Соединение музыки и ритмопластики.
22.04
23.04 «Игра в мяч». 2 Знакомство с музыкальной темой «Игра в мяч», повторение изученных музыкальных тем. Хором поют разученные темы, пытаясь чисто интонировать высокие ноты, прохлопывают в парах мелодию «Игры в мяч». Соединение музыки,. Ритмопластики, игры, создание положительного эмоционального настроя.
29.04
30.04 «Играв чехарду» 2 Познакомить детей с игрой «Чехарда», музыкальной темой. Выполняют движения под музыку, повторяют хором и индивидуально изученные музыкальные темы. Соединение музыки, ритмопластики, игры, литературного текста.
06.05
07.05 «Песенка Петушка», «Песенка мышат и Петушка». 2 Разучивание мелодии тем, соединение всех изученных тем. Передают вальсовый характер мелодии, показывают его пластическим интонированием. Соединение музыки, ритмопластики, игры, литературного текста
13.05
14.05
20.05
21.05
Заключительный хор. 4 Повторение изученных распевок, речевых упражнений, знакомство с мелодией заключительного хора. Выбор героев сказки по желанию. Исполнение сказки для одноклассников.
25.05 Выступление на празднике «Прощание с 1 классом»
Предполагаемые результаты 1-го года обучения в«Музыкальном театре».
Дети овладевают начальными вокально-хоровыми навыками.
Поют в медленном и быстром темпе.
Действуют согласованно, включаясь в действие одновременно и последовательно.
Произносят скороговорки в разных темпах, шепотом, с разными интонациями.
Выразительно читают диалогический и стихотворный текст.
Сочиняют этюды к сказкам

2 класс
дата Тема занятия К-во часов Содержание занятия Характеристика деятельности результат
I четверть
04.09
06.09 Вводное занятие 2 Прослушивание музыкальных данных детей; повторение элементарных дирижерских жестов: внимание, дыхание, вступление, снятие хоровой звучности Исполняют индивидуально и по группам уже знакомые песни, реагируют на дирижерские жесты. Выявление музыкальных данных детей.
11.09;
13.09;
18.09;
20.09
25.09
27.09 Повторение музыкальных тем сказки «Колосок» сл Н. Найденовой, муз. М. Мильмана. 6 Повторение музыкальных распевок, речевых упражнений,
повторение сказки «Колосок». Выбор героев сказки по желанию, исполнение музыкальных тем в соответствии с характером героев. Повторение сказки «Колосок»
2.10
4.10 Знакомство с текстом сказки «Колобок». Сл. М. Ивенсена, муз М. Иорданского. 2 Знакомство с текстом сказки «Колобок», с ее музыкой. Проявляют эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность услышанной музыки. Знакомство с текстом сказки «Колобок» и ее музыкой.
9.10
11.10
16.10 Разучивание хора №1 3 Разучивание новых распевок, новых скороговорок, мелодии хора №1 Повторяют музыкальные фразы хором. Развитие музыкального слуха, голоса, музыкальной памяти.
18,23,
25.10 Музыкальные игры 3 «Колобок», «Кот и мыши» Учат новые распевки, музыкальные заставки к играм. Развитие музыкального слуха, голоса, музыкальной памяти.
II четверть
13.11
15.11 Сцена с Зайцем. 2 Повторение хора №1, разучивание стихотворение Зайца наизусть. Взаимодействуют в коллективе при воплощении музыкального образа Зайца. Эмоциональный отклик на данную сцену.
20.11
22.11 Песенка Колобка №1 2 Знакомятся и разучивают мелодию песенки Колобка. Исполняют незнакомые темы хором, инсценируют уже известные фрагменты, выбрав героев. Соединение литературного текста с музыкальным оформлением
27.11
29.11 Сцена с Волком 2 Разучивание хора №2, выучить наизусть стихотворение Волка 04.12
6.12 Соединение сцен встречи Колобка с Зайцем и Волком. 2 Закрепление чистого интонирования музыкальных тем сказки. Передают в собственном исполнении образы животных и Колобка. Эмоциональный отклик на данную сцену.
11.12;
13.12
18.12
20.12 Сцена с Медведем. Разучивание хора №3. Повторение изученных сцен. 4 Разучивание мелодии хора №3, выучить наизусть стихотворение Медведя. Соединяют все изученные сцены, чисто интонируют музыкальные темы. 25.12
27.12 Музыкальные игры 2 «Заморожу», «Кот и мыши» Учат новые распевки, музыкальные заставки к играм. Развитие музыкального слуха, голоса, музыкальной памяти.
III четверть
10.01
15.01 Песенка Колобка №3 2 Выяснение характерных особенностей героев: Колобка, Лисы, их повадок и характер исполнения музыкальных тем с этими героями Исполнение музыкальных тем хором, дуэтом, трио, квартетом, выбор лучших исполнителей. Проявление личностного отношения при исполнении песен, эмоциональный отклик на сыгранные детьми роли.
17.01
22.01 Хор №4 2 24.01
29.01 Песенка Лисы и Колобка 3 31.01
5.02
7.02 Заключительный хор 3 Разучивание мелодии заключительного хора, включение элемента двухголосья. Исполнение мелодии хором, распределение двухголосья. Передают в собственном исполнении различные музыкальные образы сказки
12,14,
19,21
26,28.02 Соединение всех сцен сказки. 6 Объединение всех изученных сцен в единую сказку. Распределение ролей и их исполнение. Передают в собственном исполнении различные музыкальные образы сказки
5,7,12,
14,19.
21.03 Репетиция сказки на сцен 6 Выступление со сказкой «Колобок» на неделе «Детской книги»
IV четверть
02.04
4.04 Музыкальная сказка «Котята-поварята». Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсена. 2 Знакомство с новой сказкой. Чтение текста сказки, подпевание повторяющихся фраз песен. Эмоциональный отклик на прослушанную сказку.
09.04
11.04 Вступление. Песенка Котят. 2 Разучивание мелодии. Слушают вступление к сказке, подпевают запомнившуюся мелодию песенки Эмоциональный отклик на веселую музыку.
16.04;
18.04
23.04
25.04 «Полька» поварят. 4 Слушают мелодию «польки», прохлопывают мелодию, танцуют. Сначала танцуют под медленный темп, затем прибавляя. Движения: подскоки, притопы, полуприседания. Танец.
30.04
2.05 «Колыбельная песенка» поварят. 2 Разучивают мелодию песенки. Запоминают и чисто интонируют «Колыбельную». Эмоциональный отклик на медленную мелодичную «Колыбельную»
07.05
14.05 «Хоровод» - песня-пляска. 2 Разучивание мелодии песни-пляски, движений «Хоровода». Исполняют в хоре с движениями. Эмоциональный отклик на заключительный хоровод сказки.
16.05;
21.05.
23.05
28.05
30.05 Закрепление изученной сказки 6 Соединение всех изученных сцен. Выбор героев сказки, исполнение. Эмоциональный отклик
на исполнение сказки, обсуждение сыгранных ролей.
Выступление на празднике «Прощание со вторым классом».
Предполагаемые результаты 2-го года обучения в«Музыкальном театре».
Дети овладевают начальными вокально-хоровыми навыками.
Выстраивают чистые унисоны при пении в группах.
Поют простейшие двухголосья, в соответствии со средствами музыкальной выразительности.
В игре пользуются интонациями, выражающими разные чувства.
Литература.
«Театральная деятельность в детском саду». А.В. Щеткин, Москва, Мозаика-синтез, 2008 г
Авторские программы по музыкально- эстетическому направлению. Ростов-на-Дону. 2002г. Редактор Иванец И.И. к.п.н., доцент.
«Развивающие музыкальные игры, конкурсы, викторины». И. Агапова, М. Давыдова. РИПОЛ КЛАССИК
Дом ХХI век. Москва 2008 г.
«Музыкальные сказки», «Коза – дереза» - народ