Технологическая карта урока Берегите Байкал (Литература Восточной Сибири)


Урок по курсу «Литература Восточной Сибири», 5 класс.
В.Г.Распутин «В тайге над Байкалом». Социальный проект «Берегите Байкал!»
Цели деятельности учителя Актуализация знания о главной мысли и назначении (опережающее обучение) художественно-публицистического произведения, стилях речи, организация выведения полученного знания в сферу социально-значимого поля (проекта)
Тип урока Урок решения практических проектных задач. Интегрированный: литература Восточной Сибири, русский язык, география, информатика;
Планируемые образовательные результаты Предметные: знать, уметь находить в тексте, использовать в собственных текстах средства художественной выразительности, уметь определять главную мысль и связанное с ней назначение художественно-публицистического произведения; знать и использовать при создании собственного текста назначение и признаки разных стилей речи;
Метапредметные: овладение приемами отбора, систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля) материала на определенную тему; умение вести поиск информации самостоятельно и в группе, применять знания, умения, навыки в нестандартных ситуациях; начальные навыки работы с Интернетом и создания презентаций (опережающее обучение)
Личностные: приложение к себе понятия «гражданская позиция», развитие креативных способностей.
Методы и формы обучения Поисковый, эвристический, проблемный методы; моделирование (создание макета-коллажа)групповая, фронтальная формы.
Образовательные (цифровые) ресурсы Интернет-ресурсы: http://www.baikalvisa.ru/baikal/ http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_b/booklet/
Методическое пособие: Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 283с.
Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/ Сост. О.Н.Шахерова. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007.-304с.
Шахерова О.Н. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ.- Иркутск: ИПКРО, 2006.-102 с.
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер (1 для учителя и 4 для учащихся), мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал Слады с видами Байкала, выставка рисунков учащихся «Наш Байкал», аудио-запись мелодии «Эхо Байкала».
На доске: основные понятия;
На столе для оборудования – предметы, необходимые для работы в группах: справочники, заготовка для создания коллажа (краски, кисточки, клей, природный материал)
Основные понятия Главная мысль художественного произведения, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, антитеза), стили речи, социальная реклама, буклет, волонтер, коллаж
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формы организации совзаимодействияФормируемые умения (универсальные учебные действия) Контроль результатов учебной деятельности
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала;
Фон: слайд с видом Байкала 1.Сегодня мы продолжаем говорить об уникальном явлении природы – о.Байкал в связи с изучением очерка В.Г.Распутина «В тайге над Байкалом»
Стихи о Байкале «Спит могучий Байкал»
Спит могучий Байкал…
Вековой тишины молчаливую гордость хранит…
Зачарованный мир водяной глубины
Беспробудно, таинственно спит…
Меж суровых красот, средь диковинных рыб,
Между струй изумрудной волны
В тихом чудном дворце из сапфировых глыб
Спит Властитель Байкальской волны…
2. Каждый поэт и писатель создает свой образ Байкала
Какой образ Байкала создан В.Г. Распутиным в его очерке «В тайге над Байкалом»?
3.С помощью каких художественных средств создается этот образ?
Какова главная мысль этого произведения? Его назначение?
Слушают учителя, отвечают на вопросы, используя записи в тетрадях с предыдущих уроков по очерку;
высказывают и обосновывают свою точку зрения. Фронтальная Познавательные: осознают познавательную задачу, выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливают причинно-следственные связи, извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, справочной литературы, интернет-источников чсистематизируют полученные знания.
Личностные: получают мотивацию к процессу образования и социально-значимой деятельности, получают умения применить свои знания в нестандартной ситуации.
Регулятивные: принимают и сохрананяют учебную информацию, планируют свои личные и групповые действия, действуют по плану, дают оценку и самооценку;
Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы, работают в команде, осуществляя обмен мнениями, составляют монологические высказывания.
Устные ответы
2.Постановка учебной задачи. Целеполагание.
( Погружение в проблему проекта) Беседа 4.А мы можем присоединиться к делу защиты Байкала? Что мы можем для этого сделать?
Итак, цель нашего урока – подготовка материала для буклета «Берегите Байкал!»
Буклет – это рекламное издание с краткой, красочно оформленной информацией о чем-то.
Высказывают и обосновывают свою точку зрения проектируют свою деятельность на уроке, записывают тему урока, определение слова «буклет» Фронтальная Устные ответы
3.Определение способов решения учебной задачи Что, по-вашему, должно войти в данный буклет?
-Текстовая часть: научная информация об уникальности Байкала, призыв не засорять озеро; показ его красоты через иллюстрации, наши произведения (стихи-подписи к иллюстрациям), разработка обложки.
Как лучше организовать работу, чтобы все успеть?
-Распределить работу по группам. Высказывают и обосновывают свою точку зрения проектируют свою деятельность на уроке Фронтальная Устные ответы
4.Определение способов решения учебной задачи и приобретения новых знаний Беседа по вопросам Как будут работать группы? (Используя Интернет, опорный конспект «Стили речи», предварительные заготовки, текст очерка В.К.Распутина, природный материал, «символы Байкала», принесенные каждым). Составляют алгоритм работы в группах Фронтальная групповая Устные ответы
5. Организация деятельности для решения учебной задачи (сбор материала для буклета) Распределяет задания по группам, раздает опорный материал 1 группа: «Ученые» -зачитывается список группы (распределение произошло на предыдущем уроке (выходят на указанный сайт Интернета, ищут информацию, составляют текст, пользуясь шаблоном.
Знания о каком стиле речи понадобятся этой группе? (научном)
2 группа: «Волонтеры» - выходят на указанный сайт Интернета, ищут информацию, составляют текст - воззвание, пользуясь шаблоном.
Знания о каком стиле речи понадобятся этой группе? (публицистическом – в качестве опережающего ознакомления)
3 группа: «Творческая студия» работа над иллюстрацями с подписями – подготовка фото- презентации с использованием текста В.Г.Распутина и собственных стихов;
4 группа: «Дизайнеры» - разрабатывают макет обложки буклета в виде коллажа «Наш Байкал», фотографируют;
Распределяют роли в группе, открывают таблицу «Стили речи», знакомятся с опорным материалом, предложенном учителемГрупповая Вопросы для уточнения информации
6.Выработка критериев Каким образом мы познакомимся с работой групп и оценим ее? (В виде презентации полученного материала). Высказывают свои предложения, выбирают наиболее удачное Фронтальная Устные ответы
7.Творческая практическая деятельность по осуществлению проекта Распределение ролей в группах. Работа в группах Учитель помогает распределить роли в группах: руководитель, исполнители, докладчик;
консультирует по необходимости учащихся в группах;
Учитель информатики курирует работу 1-3 групп, т.к. их деятельность связана с опережающим обучением. Работают в группах Групповая Выполняют задания, письменно или художественно оформляют работу
8. Представление результатов решения учебной задачи; оценивание Презентация работы группы Корректирует презентацию Осуществляют презентацию, остальные – смотрят презентацию, задают вопросы, высказывают свое мнение о презентации Фронтальная Устные ответы. И письменные работы
9. Постановка задач на следующий урок Высказывания-предложения, подведение итога работы - Каким должен быть следующий этап работы над проектом?
(Компьютерная – цифровая – обработка наработанного материала, разработка формы дизайна буклета с распределением текстовой и иллюстративной части; печатание буклета в цветном варианте; распространение буклета среди учащихся нашей школы) Составляют план дальнейшей работы Фронтальная Устные ответы
Оценивание за работу на уроке
10. Рефлексия учебной деятельности Заключительная беседа. - Дайте оценку вашей работы: поднимите соответствующую карточку (красная – урок понравился, удовлетворен своей работой; желтая – не совсем удовлетворен своей работой; синяя – урок не понравился, не удовлетворен своей работой. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Индивидуальная Оценочные карточки