Конспект урока по литературному чтению на тему Л. Толстой «Лучше всех» (2 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ташебинская начальная общеобразовательная школа»
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2
Тема: Русская народная сказка «Белые перышки».
Дата: 25.010.2017 г.

Цель: продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые пёрышки». Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках. Включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением.
УУД:
Предметные: передавать интонацией своё отношение к читаемому, сравнивать сказки авторские и народные, определять жанр и тему произведения, объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним.
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметные:
Регулятивные: учиться самостоятельно контролировать, корректировать и оценивать свои мысли и высказывания.
Познавательные: : развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста и находить ответы на вопросы используя текст произведения; развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы; развитие умений пользоваться знаками, символами, схемами, приведёнными в учебной литературе.
Коммуникативные: использовать доступные речевые средства в диалоге с учителем; принимать участие в обсуждении прочитанного, формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, карточки со словами.
Ход урока:
№ п/п
Этапы работы
Содержание урока



Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.
- Проверьте все ли у вас готово к уроку?
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2
Актуализация знаний. Постановка темы и цели занятия.
- На какие две большие группы мы с вами можем разделить сказки?
- Какие виды сказок вы знаете?
- Какие признаки сказки вы можете назвать?



- А как вы думаете, где можно найти сюжет для сказки?

- Поработайте с оглавлением учебника и найдите произведение в изучаемом разделе и сформулируйте полностью тему и цели нашего урока.





- Как вы думаете, о чём может быть эта сказка?
- Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы?

- Народные и авторские.
- Волшебные, бытовые, про животных.
- Присказка, зачин, волшебные предметы, герои и события, повторение и троекратный повтор, концовка, добро побеждает зло.
- Сюжет для сказки берется из реальной жизни.
- Познакомиться с русской народной сказкой «Белые перышки».
- Учиться искать нужную информацию из источника; составить план текста; уметь составлять устный рассказ.
- Узнать к какой группе и виду относится данная сказка.
- О птицах.
- Лебеди и глухарь.


3
Изучение новой темы.
1.Первичное восприятие текста. Слушание (читает учитель)
Что в этой сказке правда, реальные факты?



- Что придумано, вымышлено?
- Какими словами начинается сказка?
- Какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима?
- Кто выжил после этой трудной зимы?

- Почему глухарь собрался со стаей лебедей в тёплые края?
2.Беседа – выявление первичного восприятия
- Понравилось ли вам произведение?
- Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение?
- Прочитайте в тексте: как отнеслись лебеди к просьбе глухаря?
- А вы бы его пожалели?

- Скажите, а с чем связан осенний отлёт птиц в тёплые страны?
- Замечали ли вы, когда улетают на юг дикие гуси, утки, лебеди – водоплавающие птицы? Как они улетают? Расскажите. 
- Докажите, что это сказка.

- Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало сказки?


- Найдите описание красоты осеннего леса.
- Какая эта осень?

- Как развиваются события дальше?

- Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова глухаря?

- Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему?



- А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям ветками?
- Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать нужную интонацию и темп чтения.
- В какой момент, почему глухарь обрадовался?

- Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю


- Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость глухаря.
- Какую осень называют золотой?

- Найдите в сказке выражение, слова, когда нам было очень тревожно, мы понимаем: глухарю очень трудно, он очень устал.
- Расскажите о том, как закончилось путешествие глухаря.

- Что подарил глухарю лебедь?

- Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?

- С какой интонацией, как вы думаете, нужно прочитать слова-прощания лебедя?

- Как заканчивается эта сказка? Кто хочет прочитать эти строки и донести до нас, до слушателей, чувства лебедей?


- С какой интонацией, в каком темпе вы хотели прочитать бы этот абзац?

Слушают сказку.
- Лебеди осенью улетают в тёплые края, а глухари остаются зимовать. У глухарей брови и глаза красные, а в их крыльях есть белые пёрышки.
- Птицы разговаривают
- Давным-давно это было.
- Такая холодная, что птицы все от холода замерзли.
- Один только глухарь остался жить, не замерз.
- Не хотел замёрзнуть.

Рассуждение детей.

- И оставлять глухаря жалко, и дорога впереди трудная.

Предположения детей.
Дети составляют рассказ, 4-5 предложений.
- Животные общаются друг с другом, используя речь человека.
- Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...
- Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, березки золотыми листьями машут.
- Лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать
- Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы.
- Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, рассудительно, с достоинством
- С грустью, так как они прощаются с друзьями
Упражнение в чтении.

- Когда лебеди решили взять его с собой.
- Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь полёт лебедей на юг не зависит от глухаря.
Упражнение в чтении.

- Когда на деревьях не опали листья и они желтого цвета.
- Летит он и едва-едва крыльями машет.

- Глухарь сильно устал, лебеди ему предложили остаться.
- Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.
- Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать.
- С грустью, с жалостью, может быть даже с чувством вины

- На юг глухари больше осенью не улетают.
- Спокойная интонация, плавный темп чтения передача факта действия:




4
Первичное закрепление.
- Прочитайте пословицы. Подходят ли они к сказке? Обоснуйте свою точку зрения.
Ошибся, что ушибся - вперёд наука.




Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами заволокёт.

Сравним сказку «Белые пёрышки» и сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» по таблице
автор
заголовок
жанр
тема

Д. Мамин - Сибиряк





Белые пёрышки




- Нарисуйте понравившийся эпизод сказки на обратной стороне листка с моделью.



- Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг, то есть «вперёд наука».
- Жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого.
Заполняют таблицу, работая в парах.
Выявляют сравнительные характеристики.





Рисуют понравившийся им эпизод.



5
Итог урока.
Рефлексия.
- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?
- Чему мы научились?
- Кому было трудно?
- Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
- Где вам пригодятся эти знания?
- Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

- все получилось;


- были затруднения;

- ничего не получилось.


- Почему вы так думаете?
- Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна.
- Спасибо за урок.



6
Домашнее задание.
- Учебник с.33, упр. 2.
- Выполнить задания в рабочей тетради.



‰ђ Заголовок 115