Развитие информационно-коммуникативных навыков учащихся, как один из способов формирования ключевых компетенций на уроках биологии для повышения качества образования.


Развитие информационно-коммуникативных навыков учащихся, как один из способов формирования ключевых компетенций на уроках биологии для повышения качества образования.
В повышении качества образования навык всегда рассматривался как компонент деятельности ученика. Благодаря формированию навыков любое учебное действие выполняется быстрее и точнее, что позволяет сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков. Современный подход в обучении, компетентностный, для него характерны овладение учеником знаний и умений в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.
На это формирование влияют:
ценностно-смысловые компетенции (через мотивацию);
общекультурные компетенции (духовно-нравственные основы жизни ученика, человека , человечества);
учебно-познавательные компетенции (обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, целеполагания, планирования, анализ, рефлексия);
информационные компетенции (умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. );
коммуникативные компетенции (способы взаимодействия с окружением);
социально-трудовые компетенции (умение действовать в соответствии с общественной и личной выгодой);
компетенции личностного самосовершенствования (уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь, самооценка).
• нравственная – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам. 
Педагог на уроках биологии способен развивать данные ключевые компетенции, научить грамотно, работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности. При этом обращая внимание на здоровье-сберегающие составляющее. Для развития ключевых компетенций на уроках биологии необходимо: создание технических и санитарных условий, апробирование и внедрение информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ, тщательный отбор содержания на уровне предмета.
Оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ позволяет учителю, не только формировать информационную, коммуникативную компетенции, а и: • отслеживать у учащихся умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки; • выявлять динамику овладения учащимися способами обработки информации; • повысить интенсивность и качество мыслительной деятельности у обучающихся;
• повысить мотивацию, привлекать обучающихся к подготовке урока, его проведению, выполнению различных по форме и содержанию заданий; • осуществлять интеграцию способов учебной деятельности, где проверяются как специальные, так и общеучебные навыки. 
Контроль качества знаний учащихся с ИКТ так же, на мой взгляд, имеет ряд преимуществ. Это: экономия во времени учебного занятия, дифференциация заданий, использование разных форм заданий (заполнение таблиц, схем, составление диаграмм, графиков, кроссвордов, загадок, ребусов, работа с текстом и т.д.). Удобный и практичный способ в пополнении методической копилки электронных КИМов по предмету, инструктивных карточек для выполнения лабораторных работ и практических работ, сравнительного иллюстрационного материала. Организация новых приемов обучения, в том числе ролевых – становится шире, появляется больше способов упорядочить и закрепить свои знании учащимся. Что позволяет противостоять неуверенности в применении знаний в новой ситуации, осуществлять самостоятельный выбор уровня сложности заданий в соответствии со своими способностями и возможностями. ИКТ позволяют чаще использовать метод проектов, дает больше вариантов наглядности.
Работа с компьютером повышает интерес, дает возможность доступа к обновленной информации, интегрированию знаний по различным учебным предметам, созданию целостной картины мира, к самооценке полученных знаний. Следовательно, активное и разумное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет, увеличивая дидактические, информационные, методические и технологические возможности, повысить качества знаний, готовность и способность учащихся к осуществлению самодиагностики, самоанализа, а значит самосовершенствования в разнообразных жизненных и социально-трудовых условиях.

Литература:
1.Зимняя И.А.. Педагогическая психология, 2004
2.Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999.
3. Конюшенко  С.М. Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека //  Информатика и образование – 2004 – №7, с. 102-105