Мастер-класс Проект как один из методов формирования ключевых компетенций обучающихся


Мастер-класс "Проект как один из методов формирования ключевых компетенций обучающихся"
ФГОС - это переход от знаниевой модели образования к деятельностной, поэтому при построении образовательных отношений используется СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Урок ФГОС предполагает решение формулы: 30 на 70. 30% на уроке отводится учителю ,70%- деятельность учеников.
Технологии системно-деятельностного подхода в рамках разные: развивающее обучение, технология критического мышления, кейс-технологии, ТРИЗ, интеллект-карты, ИКТ, но я подробнее остановлюсь на технологии проектной деятельности
Перед вами слово ПРОЕКТ. Какие ассоциации у вас возникают со словом?
(Деятельность, творчество, польза, группа, время, рефлексия)
Тема мастер-класса “Проект как один из методов формирования ключевых компетенций обучающихся”
Теория
Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?” Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская пословица может служить эпиграфом к проектному методу обучения.
Что такое проект?  Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, книгу, сценарий, изобретение, опыт. Проект – это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Используя проектный метод в течение 2 лет с поддержкой средств ИКТ, я увидела большие преимущества этой технологии перед традиционной методикой.
А теперь остановимся на этапах работы над проектом:
1 этап – мотивационный.
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую заинтересовались обучающиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема , определяется результат, продукт.
2 этап – планирующе-подготовительный.
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий. Нужно помнить, что цель – это прогонозируемый результат. Поэтому от правильно поставленных целей будет зависеть конечный продукт. На этом этапе, как правило, рассчитывается затратность проекта ( если проект долгосрочный и влечет затратные материалы)
Уч-ся делятся на группы, каждая из которых получает задание.
3 этап. Информационно- операционный
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации., учить навыкам исследовательской деятельностьи: анкетированию, интервьированию, наблюдению, проведениям опытов, составлению графиков, схем, диаграмм.
Слайд 8. 4 этап. Рефлексивно-оценочный.
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Внедрение ФГОС предполагает планированную, обязательную проенктную деятельность, так как учебный год должен закончиться Неделей защиты проекта. Такой опыт работы у нас был в прошлом учебном году.
Кому от реализации моего проекта станет лучше?
Я уверена, вы согласитесь со мной, что в первую очередь:
10 слайд. Ученикам. Они учатся:
применять знания в измененной и новой ситуации;
демонстрировать свою икт-компетентность;
осуществлять поиск партнеров для реализации совместных проектов;
Слайд 11. Родителям, у которых
формируется позитивное отношение к школе;
появляется удовлетворённость образовательными услугами школы.
Педагогическому сообществу учителей, т.к. они могут использовать мой опыт, как ресурс в своей работе, а также для профессионального развития и творческого роста.
Слайд 12. И, наконец, Государству.
Реализация проекта способствует формированию базовых компетентностей современного человека, как конечного результата работы школы, который предусмотрен новым стандартом.
Практическая часть
Итак, начнем!
Я предлагаю вам универсальную игру "Да-нетку". Я загадаю нечто, а вы попытаетесь найти ответ, задавая мне вопросы. На ваши вопросы я могу ответить только словами “да” и “нет”. Внимание! Здесь лежит предмет, имеющий некоторое отношение к геометрии и очень любим детьми. Ваши вопросы. (Это яблоко, оно имеет форму шара, и очень любимо детьми.)
(Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. В ходе этой игры вырабатывается стратегия поиска. Использовать игру можно на любом уроке, как для отдыха, так и для создания интригующей ситуации.)А теперь, уважаемые коллеги,
Обменяемся яблоками – и у каждого из нас останется по яблоку;
обменяемся идеями – и у каждого из нас будет по две идеи. (Т.А. Эдисон)
А теперь перейдем к мастер классу.
1 этап. Мотивационный.
Я хочу привлечь вас к разработке проекта. Наша работа будет построена следующим образом; Предлагаю вам разбиться на 5 групп. Каждая группа получит кейс с конкретным заданием и в течение 5-10 минут вы создаете свою часть мини-проекта ,а потом мы все сверстаем получим -конечный продукт, что является целью любого проекта.
Какова же тема проекта, который мы с вами создадим?
И опять тему мы узнаем из игры Да-нетка.
Человек живет в мире ,где его окружает много полезных и вредных явлений ,которые тем или иным образом влияют на наш жизненный потенциал. В школе, дома ,на улице нас поджидает коварный враг… Угадали –какой?
Дома с этим врагом приходится бороться при помощи пылесоса и тряпки.
От этого можно чихать и даже носить марлевую повязку.
В школе- враг учителя и компьютера. Боремся с помощью таких салфеток.
Что это? …..Конечно- ПЫЛЬ.!
И я предлагаю создать проект под названием «Пыль-вечная, загадочная и опасная»
В чем актуальность этой проблемы?
Ставим задачи группам:
Что такое пыль?
Из чего она состоит?
Какая бывает пыль?
Чем она может быть опасна для здоровья человека?
Можно ли раз и навсегда каким-то образом избавиться от пыли?
В кейсе вы найдете необходимую информацию для создания мини-проекта. Плюс - ваша креативность и свой подход.
ПРИСТУПАЕМ! Время выполнения 5 минут
5. Защита проекта: ( 1 мин)
А теперь прошу «учеников» поделиться результатами своей работы и представить свою часть нашего общего проекта.
(выступление от групп)
Дети с проектом «Пыль»
Уважаемые коллеги, пусть Ваш проект пока ещё только на бумаге, но Вы вошли в новую интерактивную технологию. Я надеюсь, что эти проекты Вы обязательно реализуете со своими коллегами и учениками. Мне вспомнилась одна притча.  
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив. Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу.
Слайд 19. 7. Рефлексия
В начале занятия вы мне задавали вопросы, а я отвечала да или нет. А теперь поменяемся ролями и ответим на вопросы да или нет.
1. Были ли трудности в процессе разработки проекта?
2. Понятна ли вам была идея проекта?
3. Считаете ли Вы данную технологию перспективной в работе с обучающимисяЯ думаю, что эпиграф сегодняшнего занятия сработал.
8. Заключительное слово
Удачи вам, уважаемые учителя!Удачи! Особенно по утрам, Когда вы входите в школьные классы,Одни – как в клетку, другие – как в храм.
 Спасибо за внимание и за сотрудничество!