Рабочая программа по черчению: план, конспекты.


Муниципальное казенное учреждение
«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования»


Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1


От «26» августа 2015 г.







«Утверждено»
Директор МКУ «Алыгджерская
школа - интернат»
Болюх Л.В





Рабочая программа
по черчению

8 класс

Базовый уровень
2015-2016 учебный год
Всего часов в год__34
Всего часов в неделю 1





Разработчик программы:
Некрасова Л. Н.. Учитель ИЗО, МХК,
черчения, технологии
Педстаж: 30 лет
Квалификационная категория: 2











с.Алыгджер, 2015 г.

Пояснительная записка 
Рабочая программа по черчению для 8-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089, Авторская программа по Черчению (Степакова В.В. Черчение. - М. Просвещение, 2008г).

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 69 часов из расчета 1 час в неделю с 8 по 9 класс (34 часа для 8 класса и 34 часа для 9 класса)
В 8 классе Графических и практических работ – 11.
(Графические работы выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения - на листах в клетку)


Учебно – тематическое планирование.


Наименование разделов и тем
Всего часов


Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
6


Чертежи в системе прямоугольных проекций.
6


Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
4


Чтение и выполнение чертежей предметов
14


Эскизы (4 часа).


итого
34


Содержание тем учебного курса
Введение предмет
значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе;
инструмента, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Правила оформления чертежей
понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);
линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;
сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;
применение и обозначение масштаба;
некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;
понятие о симметрии. Виды симметрии.
Геометрические построения
деление углов на равные части деление отрезков на равные части
сопряжение;
выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.
Способы проецирования
проецирование. Центральное и параллельное проецирование;
прямоугольные проекции;
выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций; _
расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;
косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;
аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.
Эллипс как проекция окружности. Построение овала; понятие о техническом рисунке.
Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов.
Выбор вида аксонометрической проекции ирационального способа ее построения;
Чтение и выполнение чертежей деталей.
Анализ геометрической формы предметов.
Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела призмы, цилиндры, конусы, пирамиды,
Чертежи группы геометрических тел;
нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета;
нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел; анализ графического состава изображений;
чтение чертежей детали;
решение графических задач, в том числе творческих.
Эскизы. Читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
правила оформления чертежа;
приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
последовательность построения чертежа;
основные правила нанесения размеров на чертеже.
Учащиеся должны уметь:
рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.
Критерии оценки знаний и умений по предмету
Оценка "5" ставится, когда ученик:
полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их изображениям;
твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, принеобходимости умело пользуется справочными материалами;
интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные практические и графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь;        
ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет с помощью учителя.
Оценка "4" ставится, когда ученик:
полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет и читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого еще пространственного представления;
правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами пользуется не систематически и ориенируется в них с трудом, выполняет обязательные практические и графические работы и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
при чтении и выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного порядка, исправление которых требует периодической помощи учителя.
Оценка "3" ставится, когда ученик:
основной материал знает нетвердо, чертежи читает и выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя и частичного применения средств наглядности;
знает большинство изученных условностей изображения и обозначения; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не всегда своевременно, рабочую тетрадь по черчению, ведет небрежно, в процессе графической деятельности допускает в отдельных случаях грубые ошибки.
 Оценка "2" ставится, когда ученик:
основной программный материал не знает;
чертежи читает плохо, не выполняет обязательные практические и графические работы, не ведет рабочую тетрадь;
систематически допускает грубые ошибки.
Оценка "1" ставится, когда ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала, совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой курса черчения.
Предлагаемые критерии составлены доктором пед. наук, автором учебника "Черчение. 89 класс" А. Д. Ботвинниковым и одобрены комиссией по черчению Учебного методического совета при Министерстве просвещения.

Календарно – тематическое планирование по черчению на 8 класс

№ урока
Наименование разделов и тем


Всего часов
Календарные сроки




Планир.
Фактич.


Предмет «Черчение». Цели и задачи. Инструменты и принадлежности.
1
7.9



Рациональные приемы работы чертежными инструментами.
1
14.9



Понятие о стандартах. Формат. Рамка. Основная надпись.
1
21.9



Графическая работа № 1. Линии чертежа.
1
28.9



Шрифты чертежные. Цифры и знаки.
1
5.10



Шрифты чертежные. Цифры и знаки.
1
12.10



Масштабы. Правила нанесения размеров на чертеже.
1
19.10



Правила нанесения размеров на чертеже.
1
26.10



Графическая работа № 2. Чертеж плоской детали.
1
9.11



Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.
1
16.11



Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.
1
23.11



Расположение видов на чертеже. Местные виды.
1
30.11



Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».
1
7.12



Построение аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.
1
14.12



Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.
1
21.12



Технический рисунок
1
18.1



Анализ геометрической формы предмета.
1
25.1



Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
1
1.2



Решение занимательных задач.
1
8.2



Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
1
15.2



Порядок построения изображений на чертежах.
1
22.2



Построение третьего вида по двум данным видам. Построение вырезов на геометрических телах.
1
29.2



Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».
1
7.3



Нанесение размеров с учётом формы предмета.
1
14.3



Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.
1
21.3



Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»
1
4.4



Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.
1
11.4



Порядок чтения чертежей деталей.».
1
18.4



Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей
1
25.4



Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».
1
2.5


31
Выполнение эскизов деталей. Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».
1
10.5


32
Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».
1
16.5


33
Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».
1
23.5


34
Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.
1
28.5



Итого.
34





Список литературы
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7 -8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Астрель, 2006.
Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. -М.: Просвещение, 1988.Владимиров Я.В., Муниципальное казенное учреждение
«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования»




Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1


От «26» августа 2015 г.







«Утверждено»
Директор МКУ «Алыгджерская
школа - интернат»
БолюхЛ.В



Рабочая программа
по черчению

9 класс

Базовый уровень
2015-2016 учебный год
Всего часов в год 34
Всего часов в неделю 1








Разработчик программы:
Некрасова Л. Н.. Учитель ИЗО, МХК,
черчения, технологии
Педстаж:30 лет
Квалификационная категория: 2










с. Алыгджер, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению для 8-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089 ,
Авторская программа по Черчению (Степакова В.В. Черчение. - М. Просвещение, 2008г).

Цели и задачи изучения курса черчения в 9 классе является
Обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических изображений, формирование у учащихся графической грамотности;
всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных представлений; качеств мышления,
развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической направленности обучения;
развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической эстетики;
сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и приемам выполнения технических рисунков;
ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
научить пользоваться учебными и справочными материалами.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 1 час в неделю, 34 часа для 9 класса.
учебно – тематическое планирование

№п/п
3
3




























Наименование разделов и тем
Всего ыаччччввпврпмсмччасов

1
Обобщение сведений о способах проецирования
2

2
Сечения и разрезы
19

3
Сборочные чертежи
9

4
Строительные чертежи
2

5
Контрольная работа
1

итого
34



Содержание тем учебного курса

Обобщение сведений о способах проецирования (2 часа).
Сечения и разрезы (19 часов):
сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях;
разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов;
применение разрезов в аксонометрических проекциях;
определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах; Выбор главного изображения;
чтение и выполнение чертежей, содержащих условности;
решение графических задач, в том числе творческих.
Сборочные чертежи (10 часов):
общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение
резьбовых соединений;
работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей;
выполнение чертежей резьбовых соединений; ,
обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения; изображения на сборочных чертежах;
некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах;
чтение сборочных чертежей. Деталирование;
выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Строительные чертежи (2 часа):
понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах;
условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования;
чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа (2 часа)

Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
типовые соединения деталей: разъемные и неразъемные;
условности изображения и обозначения резьбы;
правила оформления сборочного чертежа;
некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах.
Учащиеся должны уметь:
выполнять необходимые разрезы и сечения на чертежах;
правильно выбирать главное изображение и количество изображений на чертеже;
выполнять чертежи основных типовых соединений деталейчитать и деталировать несложные сборочные чертежи;
анализировать форму детали по сборочному чертежу;
-читать несложные строительные чертежи;
пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой, учебником;
применять полученные знания при выполнении графических и практических работ.
рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.


Критерии оценки знаний и умений по предмету
Оценка "5" ставится, когда ученик:
полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их изображениям;
твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, при необходимости умело пользуется справочными материалами;
интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные практические и графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь;        
ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет с помощью учителя.
Оценка "4" ставится, когда ученик:
полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет и читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого еще пространственного представления;
правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами пользуется не систематически и ориентируется в них с трудом, выполняет обязательные практические и графические работы и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
при чтении и выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного порядка, исправление которых требует периодической помощи учителя.
Оценка "3" ставится, когда ученик:
основной материал знает нетвердо, чертежи читает и выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя и частичного применения средств наглядности;
знает большинство изученных условностей изображения и обозначения; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не всегда своевременно, рабочую тетрадь по черчению, ведет небрежно, в процессе графической деятельности допускает в отдельных случаях грубые ошибки.
 Оценка "2" ставится, когда ученик:
основной программный материал не знает;
чертежи читает плохо, не выполняет обязательные практические и графические работы, не ведет рабочую тетрадь;
систематически допускает грубые ошибки.
Оценка "1" ставится, когда ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала, совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой курса черчения.
Предлагаемые критерии составлены доктором пед. наук, автором учебника "Черчение. 89 класс" А. Д. Ботвинниковым и одобрены комиссией по черчению Учебного методического совета при Министерстве просвещения.

Календарно – тематическое планирование по черчению на 9 класс

№ урока
Наименование разделов и тем


Всего часов
Календарные сроки




Планир.
Фактич.


Комплексный чертеж детали по аксонометрической проекции.
1
3.09.



Аксонометрические проекции.
1
10.09



Знакомство с техническими терминами и конструктивными элементами
1
17.09



Классификация сечений. Правила нанесения размеров. Графическое обозначение материалов.
1
24.09



Классификация сечений. Правила нанесения размеров. Графическое обозначение материалов.
1
1.10



Практические работы по построению фигур сечения.
1
8.10



Практические работы по построению фигур сечения.
1
15.10



Графическая работа № 1. Чертеж детали с выполнением сечений.
1
22.10



Разрезы. Классификация, обозначение.
1
12.11



Разрезы. Классификация, обозначение
1

19.11




Соединение на чертеже вида и разреза. Местные разрезы.
1
26.11



Особые случаи разрезов.
1
3.12



Особые случаи разрезов
1
10.12



Практические работы по построению рациональных разрезов.
1
17.12



Практические работы по построению рациональных разрезов
1
24.12



Графическая работа № 2. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.
1
14.1



Применение разрезов в аксонометрии.
1
21.1



Графическая работа № 3. Чертёж детали с применением разреза.

28.1



Практические работы «Чтение чертежа содержащего разрезы».
1
4.2



Выбор количества изображений. Условности и упрощения на чертежах.
1
11.2



Графическая работа № 4. Сечения и разрезы.
1
18.2



Общие сведения о соединении деталей. Типы соединений.
1
25.2



Соединение штифтом и шпонкой.
1
3.3



Понятие о резьбе. Условное изображение резьбы на чертежах.
1
10.3



Типы резьбовых соединений. Условности и упрощения. на чертежах резьбовых соединений.
1
17.3



Графическая работа № 5. Чертеж болтового соединения.
1
24.3



Общие сведения о сборочных чертежах. Размеры и изображения на сборочных чертежах. Спецификация. Условности и упрощения.
1
7.4



Практические работы по чтению сборочного чертежа.
1
14.4



Деталирование. Определение размеров деталей по сборочному чертежу.
1
21.4



Графическая работа № 6 Деталирование сборочного чертежа.
1
28.4



Понятие об архитектурно-строительных чертежах. Их назначение и отличие от машиностроительных чертежей.
1
5.5



Практические работы по чтению строительного чертежа.
1
12.5



Итоговая контрольная работа
1
19.5


26
Резерв.

26.5



итого
34




Список литературы:
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7 -8
. - М.: Просвещение, 2005.
--Карточки-задания по черчению: 9 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение, 2011.
-- Осокина Н.П. Рабочая тетрадь по черчению. - Мурманское издательско-полиграфическое предприятие «Север», 2011.
--Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. Рабочая тетрадь по
черчению. - М.: Вентана-граф, 2011.
--Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А.
Альхименок и др. - М.: Просвещение, 1999.
-- Тесты контроля качества знаний по дисциплине «Черчение» Учебное пособие. /ТимошенкоА.И., Мальгина И.А ИРКУТСК 2002

























































Заголовок 1 Заголовок 615