Неопределенные, отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения.


БЕКІТЕМІН:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
А.Т.Куандыков
« ___ » ________ 201___ г.
________
Учитель: Кульсаринова Гульмира Еркиновна
Предмет: Русский язык
Класс: 6 классДата проведения: _________.
Урок _______Тема урока: Неопределенные и отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения.
Цель (обучения): Развитие навыков правописания местоимений с учетом их синтаксических особенностей.
Цель (личностного развития): Развитие умений высказывать свою точку зрения, аргументировать свое мнение при работе в парах (и группе)
Ожидаемые результаты: Ученики умеют находить местоимения в речи, определяют его разряд; умеют выделять главную информацию в тексте, анализировать, графически изображать, публично выступать, разрабатывать критерии оценивания, оценивать свою деятельность на уроке; составлять вопросы высокого порядка и давать развёрнутые ответы.
Время Время по этапам Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Организационные формы Оценивание Используемые модули
1-2 мин 1-2 мин Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на урок. Организация работы в парах.
Создание благоприят-ного психологи-ческого климата. Пожелаем друг другу рабочего настроя и успехов в учебе! Формативное
( похвала) 3-8 мин 4-5 мин Проверка выполнения домашнего задания. Выявление одарённых и талантливых детей.
Проверка усвоения материала прошлого урока
Учитель собирает письменные работы учащихся.
Учитель организует работу по проверке изученного материала в парах: 1) Продолжи строчку - Личные местоимения обозначают.(Лицо человека, животного)
- Возвратное местоимение СЕБЯ не имеет...(И.П., рода, числа )
- Вопросительные местоимения изменяются по падежам и родам, за исключением местоимений... (Кто, что)
- Относительные местоимения часто употребляются для связи... (Простых предложений в составе сложного)
2. Определи разряд, падеж (1 человек у доски):
Расстилается передо мной; чувствовать ее боль; что ты делаешь; мы хорошо знаем, кто победит в соревнованиях; гордиться собою.
Учащиеся сдают свои работы.
Ученики выполняют проверку знаний в парах
Обучение талантливых и одарённых учеников.
Оценивание для обучения. Использование новых технологий (ИКТ).
Техника 20 секунд
9-10 1 мин Стадия вызова Пробуждение интереса к получению новой информации.
Учитель: - Мы продолжаем с вами путешествовать по городу Местоимений.
Сегодня мы с вами посетим станции неопределенные и отрицательные местоимения, а также побываем в гостях у притяжательных.
Критическое мышление («Маршрутный лист»).
11-12 1 мин Физминутка 13 - 34 21 мин Осмысление содержания Получение новой информации
Обсуждение результатов парной работы.
4 станция «Неопределенные и отрицательные местоимения».
А) Прочитайте сказку и найдите местоимения.
« В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?»
 А второй и говорит: «Ну, что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу!
В каком–то царстве, в каком-то государстве, жил кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?»
Третий посмеялся и говорит: «Ни в каком царстве, ни в каком государстве, никто не жил, никто не шёл, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось».
«Эх вы, Глупые спорщики, - сказал четвёртый.- Что вы спорите? Ведь не о чем спорить-то. Да и не о ком. Значит, и говорить-то нечего».
- Выпишите их в два столбика: 1- неопределенные, во 2 – отрицательные. Взаимопроверка.
В) Сравни местоимения:
1) кто и кто- то
что и что-то
какой и какой-нибудь
что и что-либо
- Что придает значение неопределенности местоимениям? ( Суффиксы -то, -либо
-нибудь). - Как образуются неопределенные местоимения? Проверьте себя и соседа по учебнику.
2)Сравните местоимения:
кто? - никто
что?- ничто
какой?- никакой
чей? – ничей
кого?- никого
чего?- ничего. С помощью чего образуются отрицательные местоимения? Проверьте себя по учебнику.
С) Тренировочные упражнения:
1.Раскройте скобки и запишите:
(Не) кто, (кое) кто, (не) сколько, (кто) то, (что) то, (не) у (кого), (что) нибудь, (что) либо, (кое ) с (кем), (не) который, (не) что, (кое) с (кем), какой (либо), сколько (нибудь), (кто) нибудь.
- Поставьте ударение в отрицательных местоимениях. Расскажите, какая приставка всегда ударная, какая – безударная.
А теперь просклоняйте местоимения:
1 вариант - никто, никакой, некого;
2 вариант - ничто, ничей, нечего. Взаимопроверка.
5 станция «Притяжательные местоимения».
1. Определите, в каком столбике записаны имена прилагательные, в каком – местоимения: папин комбайн - мой комбайн;
лисий хвост - твой хлеб
воронье гнездо - наше поле.
- На что указывают местоимения?
2. Прочитайте теорию (см. Приложение №1).
3. Работа с текстом.
Свой хлеб. Простые, казалось бы, слова, а сколько в них заложено глубокого, мудрого смысла?
Свой хлеб – это признак взросления. Свой хлеб- это нравственное достоинство человека, уважение к самому себе. Свой хлеб ем – на чужой не зарюсь.
Наконец, свой хлеб- это залог могущества нашей державы, ее уверенности в завтрашнем дне.
Хлеб ведь – это не газ и не нефть, запасы которых могут иссякнуть. Посеял его весной- будешь осенью опять с урожаем. Свой хлеб- это хлеб, заработанный.
- Подчеркните местоимения, определите их разряды
- Выпишите притяжательные местоимения. Проверка по ключу на ИКТ (местоимения).
- Бросьте кубик и составьте вопросы к термину местоимение соответственно выпавшей грани.
Опишите
Сравните
Ассоциируйте
Проанализируйте
Предложите
Аргументируйте "за" и "против"
Метод «Кубика» это обучающая стратегия, которая содействует взгляду на тему с различных точек зрения
Задания для ОДД и ТД –
*** Составьте предложения, в которых слово МОЙ было бы глаголом, местоимением.
Ученики организуют индивидуальный поиск, запись в тетрадях и взаимопроверку письменных работ, обсуждение через диалог в паре.
Ученики заполняют по ходу урока маршрутные листы по пунктам тем.
Парное и индивидуальное обучение. Формативное оценивание
(взаимооцен-ка, самооценка, техника «Ошибочнос-ти понима-ния»).
Использование новых технологий (ИКТ). Новые подходы в обучении: Диалоговое обучение (кумулятивная беседа).
Обучение талантливых и одарённых.
Оценивание для обучения.
41-43 мин 2-3 мин Рефлексия Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации Трехминутное эссе.
Вопросы по маршрутным листам:
- Что не получилось?
- Какие проблемы возникли?
- Какие пути решения проблем вы нашли?
- Спасибо за работу на уроке. Учащиеся пишут трехминутное эссе.
заполняют маршрутные листы и в устной форме высказывают своё мнение о том, что не получилось и какие проблемы возникли на уроке. Индивидуальное обучение
Формативное оценивание
Критическое мышление. Трехминутное эссе
Оценивание для обучения
44-45 мин 1 мин Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Варианты домашнего задания высвечиваются на ИД:
* Выполните упр.541. Списать пословицы, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд местоимений. Обозначить падеж местоимений. Объясните значение пословиц и поговорок.
** Составьте алгоритм для правописания неопределенных и отрицательных местоимений.
*** Придумайте лингвистическую сказку или правило-стих об условии написания НЕ-НИ в отрицательных местоимениях. Дети записывают домашнее задание в дневники.
Индивидуальное обучение Обучение талантливых и одарённых.
Использование новых технологий (ИКТ).
Критическое мышление (эссе)
Приложение 1. Теория.
Притяжательные местоимения отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? и указывают на принадлежность предмета лицу, о котором идёт речь. Грамматические признаки притяжательных местоимений:имеют формы единственного и множественного числа: ваш — ваши, свой — свои;
имеют формы рода: ваш — ваша — ваше, свой — своя, наш — наша;
изменяются по падежам (кроме её, его, их) по типу прилагательных: мой — моего — моему, ваши — ваших — вашим — вашими. Местоимения её, его, их происходят от родительного падежа местоимений он, она, они.Они имеют род и число, не изменяются по падежам, сочетаются с существительными в любых падежах: его отцу, его отцом, о её отце, с её отцом. Местоимения мой, твой, свой, ваш, наш в предложении выступают в роли согласованного определения.Местоимения его, её, их — в роли несогласованного определения.
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ
НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ НА
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА НА НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЙ
НЕКТО
НЕЧТО НЕКИЙ
НЕКОТОРЫЙ НЕСКОЛЬКО КОЕ-ГДЕ
КОГДА-ТО
КАК-НИБУДЬ
Неопределённые местоимения, кроме некто и нечто, изменяются по падежам. Местоимение некто имеет форму только И. п., а нечто – только И. и В. п.
Некоторые неопределённые местоимения изменяются также по родам и числам.
ВопросительныеместоименияНеопределённыеместоименияКтоЧтоКоторыйСколько
НектоНечтоНекоторыйНесколькоКое-кто
Что-то
Какой-либо
Сколько-
нибудьОбразование неопределенных местоимений
Правописание неопределенных местоимений
Некто
Кое с кем Кто-то
Нечто
Кое для кого Чей-либо
Некий
Кое о чем Где-нибудь
Некоторый
Кое по кому Кое-какой
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ПИШУТСЯ
ВМЕСТЕ
РАЗДЕЛЬНО ЧЕРЕЗ ДЕФИС
Некто
Кое с кем Кто-то
Нечто
Кое для кого Чей-либо
Некий
Кое о чем Где-нибудь
Некоторый
Кое по кому Кое-какой
ПРИСТАВКА НЕ- ПИШЕТСЯ СЛИТНО В ПАДЕЖНЫХ ФОРМАХ С ПРЕДЛОГАМИ ВСЕ ЧАСТИ СЛОВА С ЧАСТИЦЕЙ КОЕ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО
ЧАСТИЦЫ ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, КОЕ ПИШУТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС