Урок по окружающему миру на тему: Природа Дальнего Востока. Уссурийский край. 4 класс, программа Занкова.

МБОУ СОШ № 1












ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
в 4 г классе ( программа Занкова)

ПО ТЕМЕ: «Дальний Восток России.
Уссурийский край. »









Составила
учитель начальных классов
Гурова С.А.

г.Новочеркасск



ТЕМА: Дальний Восток России .Уссурийский край.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат: сформировать представление об особенностях природы Уссурийского края. Раскрыть уникальность природы данного края.

Задачи: 1) Обучающая: расширить представление о разнообра-
зии природы лесной зоны; показать уникальность при-
роды Дальнего Востока (Уссурийской тайги).
2) Развивающая: развивать умения сравнивать, обобщать,
классифицировать, делать выводы.
Развивать практические умения: работать с картой. Развивать
память, речь, внимание, расширять кругозор.
3) Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отно-
шение к природе, гордость за свою Родину.
Познавательные УУД:
Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществять логические действия по выделению существенных признаков.

Регулятивные УУД:
Формировать умения последовательно планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, а также осуществлять самостоятельно контроль учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:
Формировать умение сотрудничать в группе, осущестлять контроль за собственной деятельностью, а также умение высказывать свою точку зрению по вопросам, уметь давать самооценку своей работе.


ОБОРУДОВАНИЕ: 1. 3 конверта с заданиями для каждой группы.
2. Ребус.
3. Географические атласы.
4. Презентация с использованием ИКТ.
5. Кроссворд.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Учащиеся разбиты на 4 группы по 6 человек.

2. Актуализация знаний учащихся.
Учит. « Снова пришел долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы»



Учит. Давайте вспомним природные зоны России. Поработаем в группах. Перед вами на столе лежат конверты. Возьмите конверт под №1.
Задание № 1 .Нужно по тексту, который вам предложен узнать природную зону.
1 группа
« Это природная зона, в которой растительный покровом являются кустарники, травы, мхи, лишайники» ( ТУНДРА)
2 группа
«Это природная зона с богатой и разнообразной растительности; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники». (ЛЕСНАЯ ЗОНА)
3 группа
«Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники». (АРТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ)
4 группа
«Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья» (СТЕПИ)
2.Задание № 2.
Задание будет следующим: из букв составьте слово, обозначающее животное. Узнайте из какой оно природной зоны.
1 группа
Б Л Ы Е Й - белый медведь ( арктическая пустыня)
В Е Д М Е Д Ь
2 группа
С В Р Е Н В Е Ы Й - северный олень ( тундра)
Л Е О Н Ь
3 группа
Й С А Г К А - сайгак ( степь)
4 группа
О Ь Л С - лось (лесная зона)





Учит.: Какие зоны не были названы? ( зона пустыни и зона субтропиков).
«На свете нет ничего лучше путешествий»,- так воскликнул знаменитый французский писатель Ж.Верн. Мы сегодня последуем его примеру и отправимся в путешествие. Как вы думаете, ребята, есть ли в нашей стране место, где север встречается с югом? Куда же мы направим свои стопы? Нам поможет в этом ребус:


ВО 100 К (восток) Да, мы отправимся с вами на Дальний Восток.


Именно там север вплотную смыкается с югом . И называется это место - Уссурийский край. Как вы думаете, зачем мы туда отправимся? (Чтобы больше узнать, чтобы познакомиться с природой этого края). А как мы сможем этого добиться? (Слушая рассказ учителя, выступления одноклассников, рассматривая карту).

4. Изучение нового материала. Показ презентации по теме: «Уссурийский край».
А) Показ 1 и 2 слайдов презентации. Постановка целей урока. Работа с картой.
- Как вы думаете: к какой природной зоне относится Уссурийский край? (К лесной).
Учит.: Откройте форзац учебника: «Физическую карту России». Сейчас мы определим географическое положение Уссурийского края. (слайд 3). Попробуйте определить местонахождение Уссурийского края, если его омывает море, названное в честь страны восходящего солнца. (Японское).
Учитель показывает на карте Уссурийский край.
- Рассмотрите внимательно географические объекты и скажите: в честь чего получил название весь край? (река Уссури).
Б) Просмотр отрывка из видеофильма « Дальний Восток » ( 2. 46 мин.)
Теперь вы имеете небольшое представление о замечательном Уссурийском крае.

В) Работа над цитатой. Климатические условия Уссурийского края.
Учит.: В 19 в . продолжалось исследование новых земель. Таким исследователем-путешественником был Николай Михайлович Пржевальский (слайд 4). Он впервые описал природу этого края, собрал большую коллекцию растений.
Как он описывал этот край, мы прочитаем в учебнике на странице 14: «Поражает вид ели, обвитой виноградом, или пробковое дерево и грецкий орех, растущие рядом с кедром и пихтой».
- В чём необычность описания? (Виноград – южное растение, ель – таёжное и т. д.)
- О чём это говорит? (Это как раз то место, где север встретился с югом).
- Каковы климатические условия этого места? Климат здесь муссонный. Зима ясная, холодная. Средняя температура января от -12є до -27є С. Летом ветры с океана приносят тёплую дождливую погоду, температура в июле 14-25єС. Выпадает много осадков – до 900 мм в год. Обильные осадки дают возможность развиваться пышной растительности. Учёные считают, что Уссурийский край не был затронут Великим оледенением. Именно поэтому здесь такое удивительное сочетание северных и южных видов растений и животных.
Столь высокое биоразнообразие и причудливое сочетание видов связано с тем, что в разные эпохи сюда мигрировали то с юга, то с севера разные группы растений и животных. При этом современные климатические условия оказались приемлемыми и для тех и для других. Такие редкие и своеобразные природные комплексы получили название «жизненные убежища».
В) Изучение разнообразия растений Уссурийского края.
- Откройте учебник на странице 16-18. Там изображены растения и животные Уссурийского края.
(Слайд5). Очень разнообразна природа этого края. Она поражает своей красотой, необычностью. Это Уссурийская тайга.Это особая разновидность смешанных хвойно- широколиственных лесов.
Как растут все растения в лесной зоне? (По ярусам). Почему? (В зависимости от количества света, необходимого для роста растений). Уссурийский лес тоже многоярусный. Давайте попробуем разместить эти растения по ярусам. (Ответы детей).
- А теперь проверим себя по слайдам.(Показ слайдов 6, 7, 8, 9).Показ слайдов учитель комментирует.
Слайд 6 - 1 ярус. Доклад «Сибирская лиственница».
Королевой сибирских лесов называют лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400-500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниет и со временем становится ещё тверже и как бы каменеет.
Слайд 9 – 4 ярус. Доклад «Женьшень».
Женьшень – корень жизни, буквально человек-корень(так как корень по внешнему виду похож на человека). Редкое растение. Широко используется в медицине. Многолетнее, с коротким корневищем и мясистым ветвящимся корнем до 3см толщиной. Стебель тонкий, 40-60 см высотой. Плоды красные с двумя семенами. Начинает цвести в 3 года, плодоносить в 5-6 лет. Холодоустойчив, выдерживает 40-градусные морозы. С давних времен женьшень использовали как средство, укрепляющее здоровье и продлевающее жизнь. Очень редок в природе.
Береза Шмидта имеет древесину, обладающую уникальными свойствами. Ее еще называют железной, поскольку ее древесина очень плотная и тяжелая, как железо. Это самое твердое дерево. Его не пробьет пуля, а самый острый топор затупится, не причинив дереву вреда. Что касается научного названия дерева – «береза Шмидта», то такое наименование дано этой породе в честь российского ботаника Федора Шмидта, который впервые обнаружил данный вид растения.
БАРХАТ (бархатное дерево) .Для промышленных целей используется пробковый слой амурского бархата, или амурского пробкового дерева. Древесина прочная, идет на поделки, мебель и др.


Конверт № 2
Каждой группе нужно заполнить таблицу «Природа Уссурийского края» примерами растений и животных. При этом отдельно проанализировать и записать растения и животные ,характерные для природы севера, и отдельно записать растения и животные ,характерные для юга. Пользуемся учебником с.15- 17.Работаем и заполняем всей группой таблицу.
Подводим итоги.
Физкультминутка
А в тайге растёт черника,
А в тайге растёт брусника,
Морошка, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
(Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)


Г) Изучение разнообразия животного мира Уссурийского края.
Слайды 10, 11. Столь же причудлив и животный мир. Подумайте, какие животные пришли сюда с юга, а какие с севера? Комментирование слайдов учителем.
Доклад к слайду 12. «Леопард».
Леопард – хищное млекопитающее. Длина тела 180 см, хвоста до 110 см, масса 32-40 кг. Окраска обычно жёлтая с тёмными пятнами; тёмноокрашенные леопарды называются чёрными пантерами. Держится по одиночке. Активен ночью. Лазает по деревьям, но в основном охотится на земле. Очень тихо подкрадывается к жертве и настигает её несколькими быстрыми прыжками. Питается в основном антилопами, оленями, косулями, реже грызунами, птицами и даже насекомыми. Находится на грани уничтожения, занесен в Красную книгу.
Горностай-объект пушного промысла. В средневековье в Европе мех горностая считался подобающим лишь королям и других членам царствующего дома, позднее горностаевые мантии надевали судьи.

Учит.: Ребята, а что может случиться, если леопард исчезнет. Зачем он нужен лесу, ведь он уничтожает таких хороших животных? (Леопард регулирует численность копытных, уничтожая в первую очередь слабых и больных животных).
Ребята сообщают доклады об амурском тигре, кабарге, утке-мандаринке, и др. животных.

5. Закрепление изученного материала.
Учит.: Ребята, мы с вами очень хорошо потрудились. Теперь групповая работа.
А) Возьмите конверт №3.
Б) А теперь - самостоятельная работа - в конверте №3. Она состоит их трех частей: 1 часть - составить цепи питания в лесной зоне,
2 часть – разгадать кроссворд. На всю работу даётся 4 минуты.
3 часть- выбрать из двух статей ту, где правильно описан Уссурийский край. ( № 1 или № 2? )
После сигнала все работы должны быть сложены обратно в конверт. Положительные оценки будут выставляться в том случае, если выполнены все два задания.





Трава .. тигр

.. кабарга .

.
Проверка по слайду 13.
В) – Разгадав кроссворд, вы узнаете ключевое слово.

КРОССВОРД.

1. Название пробкового дерева (бархат).

1






2









3













4










5












V – образным вырезом на груди (гималайс-
кий медведь).
4. Парнокопытное животное, самцы которых имеют клыки, торчании изо рта (кабарга).
5. Фамилия путешественника, первым опи-
савшего Уссурийский край (Пржевальский).

Учит.: Какое слово у вас получилось ключевым? (ТАЙГА). Почему именно это слово ? (Так как большая часть Уссурийского края находится в этой подзоне).
Учит.: Какой вывод мы можем сделать? ВЫВОД: УССУРИЙСКИЙ КРАЙ – Уникальный край,где север смыкается с югом.

6. Рефлексия. Итог урока.
- Вам понравился наш урок?
- Что особенно вам запомнилось?
- Что нового узнали?
- Есть такая пословица: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса - посади!» В Приморском крае тайга занимает 70% территории. Там создано 5 заповедников. Казалось, леса очень много и так будет всегда. Люди, не задумываясь, вырубали ценный кедровый лес. И за последние годы было уничтожено 5% ценной древесины.
Поэтому нужно очень бережно относится к тому, что имеем. Мы можем гордиться тем, что именно в нашей стране есть такой замечательный уголок природы. Но нужно любить природу, уважительно относиться к ней, беречь её.
Мы с вами ведем Красную книгу России .Какие виды растений и животных мы поместим в нее. Ученики называют , а учитель с детьми отбирает иллюстрации на доске этих видов и помещает их в Красную книгу,создаваемую уч-ся.
С помощью цветных кружков оцените работу вашей группы на уроке.(

Зеленый цвет- вы работали согласовано.Успешно выполнили задания.
Синий цвет- работали хорошо,но не все задания выполнили правильно.
Красный цвет- не было согласованности в ваших действиях. Допустили много ошибок в задании. Нуждаетесь в дополнительной проработке материала дома.
А теперь оцените свой вклад в работу группы .


7. Домашнее задание.
Дома вы прочитаете в учебнике про Дальний Восток России на страницах 15 – 17 и нарисуете этот райский уголок природы (кто захочет). Можно по желанию подготовить презентацию о животном или растительном мире Уссурийского края.
















13PAGE 15


13PAGE 14115



2. Южное растение с очень сладкими и
вкусными плодами. В Уссурийском крае
растет как декоративное (виноград).
3. Животное с густым, черным мехом,




15