Консультация для педагогических работников на тему: Игры и игровые приемы для активизации внимания, инициирования интереса детей при посещении музея репродукций.


КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогических работников на тему:
«Игры и игровые приемы для активизации внимания, инициирования интереса детей при посещении музея репродукций»
«Музей репродукций» в детском саду - один из способов воспитания и развития творческих способностей детей младшего и старшего дошкольного возраста через ознакомление с искусством.
Место нахождения: г. Севастополь, улица Хрусталева, 145 дошкольное образовательное учреждение.
Цель создания «музея» репродукций: методическое сопровождение воспитателей в организации работы в картинной галерее с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
Эта работа предполагает включение в занятия познавательного цикла, занятия по изобразительной деятельности, музыкальные занятия, коррекционную работу с детьми, на которых решаются задачи связанные с разными видами детской деятельности – ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность и т. д.
При работе с детьми в «музее» репродукций решаются следующие задачи:
Познакомить детей с видом изобразительного искусства - живопись.
Научить различать жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Развивать духовно-познавательных потребностей детей.
Развивать эмоциональную и эстетическую восприимчивости.
Развивать коммуникативных навыков.
Развивать речь детей.
Правила поведения в «музее» репродукций могут быть выражены в форме стихотворений, которые разучиваются совместно с детьми, сказочных историй, в которых демонстрируются последствия их нарушений. Эти правила могут использоваться в сюжетно-ролевых играх «Музей», «Выставка». Дети обучаются правилам нахождения в музее - «Тихие ножки», «Музейный шаг, голос, жест».
Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями художников, для активизации внимания детей, инициирования интереса, любопытства используются различные методы и приемы.
Метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов – выразительное чтение художественных произведений, прослушивание музыки, заставляет работать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствует у детей оживлению ранее пережитых эмоций.
Прием «вхождения в картину». Дети погружаются в картину, представляют себя внутри нее. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывают верную интонацию, будит детское воображение.
Метод музыкального сопровождения. Звучит музыка, характер и настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным.
Игровые приемы – активизируют мыслительную деятельность, создают интерес к произведению. В своей работе можно использовать игровые элементы: «Загадай что-либо о картине, а мы отгадаем», «Узнай, к какому из портретов подходит музыка?», «Составь палитру художнику».
Словесные игры: «Нарисуй словами», «Ты - художник», «Ты – зритель», в основе которых лежат художественные наблюдения, впечатления, зрительные ассоциации, связанные с представлениями детей о картинной галерее, помогают сделать речь детей образной, богатой эпитетами.
Педагогами могут широко использоваться методы:
● осязания (обследование копий),
● имитации (имитация обследования предмета пальчиком в воздухе, зрительное ощупывание),
●двигательные разрядки,
● ролевые игры,
● детская продуктивная деятельность.
Можно использовать малоподвижные имитационные игры:
● «проплыть в бурном море» (движение руками),
● «собрать прекрасные цветы» (наклоны и приседания),
● «посмотреть вокруг в бинокль» (повороты головы).
Для активизации внимания детей, инициирования интереса, любопытства возможно использование игровых заданий:
● Игровое задание «Найди картину».
Детям предлагается найти в музее картину, которая называется... и обосновать свой выбор.
● Прием «Назови картину».
Детям предлагается последовательно придумать название всем картинам музея и сравнить с названиями, данными авторами работ.
● Игровое упражнение «Спрятанная вещь».
Детям предлагается найти на представленных в музее картинах спрятавшееся изображение... (лошади, солнца, подсолнуха, улитки и др.).
● Игровое упражнение «Волшебные очки».
Детям предлагается «надеть волшебные очки» и увидеть самое веселое, тихое, грустное, яркое, большое, необычное, дорогое... в музее.
● Игровое упражнение «Узнать новое, увидеть красивое» (возможно использование дополнительных игровых атрибутов - микрофона, магнитофона, блокнота). Детям предлагается узнать у педагогов что-то новое о понравившейся картине.
Для развития художественного восприятия, умений видеть и понимать художественный образ и средства выразительности, совершенствования эмоционально-эстетических и познавательных способностей можно использовать:
● Игровое упражнение «Разговор картин». Детям предлагается придумать диалог двух картин экспозиции.
● Игровое упражнение «Увидеть картину с закрытыми глазами».
Детям предлагается с закрытыми глазами прослушать эмоциональный рассказ-описание картины представить его себе, при необходимости задать уточняющие вопросы, затем, открыв глаза, проверить взрослого. Глядя на картину, сообщить, что нового для себя увидели, с чем в описании картины взрослого они полностью согласны или не согласны.
● Игровое задание «Подбери слова к картине».
Детям предлагается охарактеризовать картину, подобрав точные слова. ("Эта картин, какая: теплая или холодная? Веселая или грустная? Громкая или тихая?).
● Игровое упражнение «Что видим, слышим, чувствуем, переживаем». Детям предлагается, рассматривая картину, рассказать, что они видят, слышат, какие эмоции испытывают, какое настроение вызывает у них произведение.
● Прием «Домысливание».
Детям предлагается придумать события до и после изображенных на картине.
● Прием «Разговор с картиной».
Детям предлагается задать вопросы картине, персонажам произведения: (при рассматривании портретной живописи: "Как тебя зовут? Где ты живешь? Кто тебе подарил такую красивую шляпку?"; при описании пейзажа: "В этом волшебном лесу водятся медведи? Как зовут этих медвежат?" "Почему упала эта сосна?").
● Прием «Рассматривание с разных точек»: вблизи, отойдя от картины, перемещаясь левее-правее, через имитацию бинокля, подзорной трубы, используя "волшебные рамки" (вырезанные из цветного картона разные по размеру геометрические формы - окружность, квадрат, прямоугольник).
В музее репродукций совместно с воспитателями работу могут проводить специалисты: музыкальный руководитель, учитель-логопед. В течение года музыкальный руководитель знакомит детей с произведениями народной и классической музыки, воспевающей красоту природы. В коррекционной деятельности учитель-логопед учит детей составлять описательные рассказы об отдельных частях картины, обо всей картине, воссоздавать последующие и предшествующие события изображенным на картине, создание детьми собственной картины с таким же названием.
Результатом проводимой работы должны стать положительные изменения в эстетическом и познавательном развитии детей. Мир художника – это и наш мир. Самый верный путь приобщения к искусству – это постоянное общение с ним.