Системно-деятельностный подход как способ формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы.


Системно-деятельностный подход как способ формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы.
Доминантами развития современной системы образования являются качество, инновационность, эффективность, доступность. Для реализации этого необходимо решение многих задач. Одна из них – внедрение системно-деятельностного подхода в образовании.
Актуальность внедрения данного подхода позволяет решать важнейшие взаимосвязанные задачи: формировать глубокие, прочные знания, стимулировать учебную мотивацию и предоставлять ребёнку право на самостоятельность и свободу выбора. Важно построить учебный процесс таким образом, чтобы ученик стал "автором" своих знаний, а учитель – соавтором.
2 слайд
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности,
- переход к стратегии социального проектирования
- ориентацию     на   результаты 
- учет индивидуальных возрастных, особенностей;
3 слайд
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор).
-научить получать знания (учить учиться)
-научить работать и зарабатывать (учение для труда)
-научить жить (учение для бытия)
-научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Таким образом в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Данный подход, концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Системно-деятельностный подход приводит к пониманию того, чем являются в широком смысле слова стандарты образования.
4 слайд
Мы остановимся на одном из примеров системно-деятельностного подхода на уроках литературы посредством применения технологии педагогическая мастерская
Педагогическая мастерская – это современная альтернативная технология.
Данная технология, охватывающая любой возраст в образовании, соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии новых образовательных целей:
не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.
5 слайд
Принципы и правила ведения мастерской
Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.
Право каждого участника на ошибку.
Безотметочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.
Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества:
6. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задач каждого этапа.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближения к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.
6 слайд
Своё название технология получила оттого, что в ней есть МАСТЕР. Но это не учитель, передающий свои знания и умения незнающему и неумеющему. Мастер лишь создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нём участие все, включая самого мастера.
Основные элементы технологии – методические приёмы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.
Индукция. Системообразующий элемент мастерских – проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для учеников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастерских – групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учеников разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят).
Социализация. Всякое выступление ребёнка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер или другой ученик).
Разрыв. Это то, что в традиционной технологии обучения преподносится ученику в готовом виде, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью товарища, мастера, учителя, родителя.
7.Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников во время проведения мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Изучение предмета с помощью мастерских – это цепочка заданий, которая продумана педагогом так, чтобы постоянно углублять представление ученика об объекте исследования, демонстрировать неполноту представлений о нём.
7 слайд
Использование технологии мастерских способствует формированию коммуникативной компетенции в условиях перехода на ФГОС ОО, позволяет научить детей мыслить раскованно, творчески. В процессе мастерской обучающиеся овладевают всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Мастерская позволяет также научиться определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.