Эссе «Творческий портрет современного педагога» Автор: Дерябина Т.Н.



Автор: Дерябина Татьяна Николаевна
Эссе «Творческий портрет современного педагога»

Творчество – непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности педагога. Любое педагогическое преобразование обязательно включает в себя творческое начало, ибо сама преобразуемая личность всегда уникальна и неповторима и требует индивидуального подхода.
Творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне). Оно включает тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое напряжение, реализуемое в настойчивом непрерывном поиске ответа на поставленный вопрос, глубокое внимание к различным сторонам решаемой задачи, эмоциональный подъем, выражающийся в особом состоянии, именуемом вдохновением. Решающее место в творческом процессе занимает мыслительная деятельность человека, соединяющая как логическое мышление, так и воображение в их сложном соотношении. Чрезвычайно важным в творческом процессе является выход за пределы образовавшейся системы знаний, рассмотрение явлений с новых сторон. Огромную роль в творческом процессе играет не только интеллект, но и вся личность в целом. Человек, совершающий открытие, должен обладать определенными личными качествами: решимостью не останавливаться на середине пути, смелостью мысли, умением смотреть вперед.
Проблема творчества занимает большое место в педагогической деятельности.
Творчеству и мастерству учителя музыки присущи: нестандартность, оригинальность, новизна и социальная значимость конечного результата.
Учитель музыки, развивая творческие возможности воспитанников, в поисках наиболее адекватных методов обучения и воспитания сам является творцом и новатором. Творчество учителя охватывает разные стороны его деятельности: построение занятий, репетиций, работу над организацией коллектива детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, проектирование личности, выработку стратегии и тактики педагогической деятельности в целях оптимального решения задач всестороннего развития ребенка.
Через творчество ребенок не только осваивает в художественной форме явления действительности, поведенческие стереотипы, но и преобразовывает себя как личность с определенными социальными, нравственно-эстетическими установками на их воспроизведение в самых разнообразных формах.
Художественное творчество должно в полной мере выполнять поставленные перед ним задачи. Необходимо придать этому процессу строго целевую педагогическую направленность.
Последовательность этапов в творческом процессе педагога можно выстроить следующим образом: возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи; разработка замысла; воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с детьми; анализ, оценка результатов творчества и корректировка педагогических средств.
Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия, его законов. В этом помогает система К. С. Станиславского, которая рассматривает органическую природу творчества через природу человека-творца. Основные методы системы основаны на развитии внимания, воображения, памяти, что необходимо не только актеру, но и всем людям, а особенно педагогам. Система эта есть целая культура, нацеленная на бесконечное совершенствование человека, на расширение духовного и эмоционального опыта. В ней впервые решается вопрос сознательного овладения подсознательным, непроизвольным процессом творчества, проявления таланта, личности и деятельности. Система К. С. Станиславского – наука не только об актерском творчестве, но и наука о том, как опираясь на объективные законы растить, развивать, обобщать различные способности, а не только сценические. Она – способ повышения в творческой деятельности "коэффициента полезного действия" всякого дарования.
Чтобы воспитать художника, недостаточно вооружить его только техникой и методом искусства. Надо воспитать его и как человека, помочь ему сформироваться как личности, утвердиться на передовых гражданских и эстетических позициях. Станиславский уделяет большое внимание идейной, этической стороне творчества, называя ее сверхзадачей актера. Именно она и определяет, в конечном счете, духовную ценность, его активную воспитательную роль в жизни современного общества. Цель, указанная Станиславским – сознательные пути к бессознательному, к органической природе человека-творца, к тому "ядру", которое обладает неисчерпаемым запасом театральной энергии.
"Система, – писал Станиславский, – целая культура, на которой надо расти и воспитываться долгие годы". Система Станиславского является всесторонне продуманной, исторически-обоснованной, экспериментально проверенной аналогией актерской профессии. Станиславский создавал систему не в безвоздушном пространстве, а на основе своих наблюдений в течение всей творческой жизни. В книге «Работа актера над собой» Станиславский пишет: "Никакой "системы" нет. Есть природа. Забота всей моей жизни – как можно ближе подойти к тому, что называется "системой", то есть к природе творчества". "Только знать систему мало – надо уметь и мочь. Певцам необходим вокализм, танцовщикам - экзерсисы, а сценическим артистам – тренинг и муштра" Перефразируя К. С. Станиславского, можно сказать: познайте свою природу, дисциплинируйте ее и, при наличии таланта, вы станете учителем-мастером.
Разумеется, мы не склонны полностью отождествлять педагогическую и актерскую деятельность. Однако очевидно, что ее образовательная, воспитательная, развивающая, организационная, психологическая и импровизационно-творческая функции представляют собой единое целое в деятельности учителя музыки.
Несомненно, в практической работе учителя музыки присутствуют все необходимые для успешной деятельности компоненты и процессы. Учитель разъясняет воспитанникам смысл и задачи предстоящей работы, их роли и обязанности, целесообразные приемы их выполнения. Перед детьми открывается перспектива деятельности - привлекательная и требующая определенных интеллектуальных, эмоциональных и физических усилий.
Правильно подбирать и расставлять воспитанников для выполнения стоящих коллективных задач с учетом склонностей, интересов и способностей каждого ученика, устанавливать наиболее целесообразные отношения с ребятами, оперативно гасить конфликты, учить общению – означает создавать творческую атмосферу жизнедеятельности детей, стимулировать раскрытие творческого потенциала каждой личности.
Погружаясь в творческий процесс, педагог точностью действий, оказанием помощи юному дарованию, оперативным применением творческих воздействий, высоким уровнем собственной художественно-эстетической деятельности вызывает к жизни порой дремлющую в каждом воспитаннике недюжинную одаренность и талантливость.
Учитель музыки шаг за шагом ведет детей к заветной и желаемой цели – достижению такого уровня культуры личности, который убеждает и детей, и их родителей, и педагогов в неотъемлемости эстетической деятельности ребенка, в успехе целостного воспитательного процесса. Причем музыкальный уровень творческой деятельности достигается постоянным, планомерным, поступательным усложнением требований по различным направлениям: художественному, техническому, эмоциональному, интеллектуальному и др.
Учитель побуждает, стимулирует раскрытие участниками внутренней творческой энергии, ведет к преодолению трудностей в работе, на определенном ее этапе использует резервы самовоспитания личности. На принципах Истины, Добра, Красоты учитель развивает в каждом ребенке чувство собственного достоинства, долга, чести, совести, переживает вместе с ребятами высшие эстетические и нравственные эмоции.
Мастерство каждого специалиста уникально – это мастерство неповторимой личности. Педагогу свойственен индивидуальный стиль деятельности, который определяется его индивидуально-психологическими особенностями: характером, темпераментом, дарованиями, особенностями познавательной и эмоционально-волевой сфер, а также опытом практической деятельности и уровнем ее освоения. Именно в уникальности личности педагога ответ на вопрос, почему прекрасный опыт новаторов не всегда находит широкое распространение. Важным является вопрос соотношения профессионализма и мастерства. Нередко слово "профессионал" употребляют, желая подчеркнуть именно мастерство специалиста. Однако эти понятия не являются идентичными. Профессионализм связан с разделением труда, и каждая профессия требует от человека деятельности на основе соответствующих знаний, умений, навыков.
Мастерство невозможно без профессионализма, без "школы", но, как говорил В. Мейерхольд, школа и творчество – это разные вещи. Ведь не всегда тот, кто получает пятерки в актерском училище, будет потом великим актером.
Прав был В.Серов, который говорил, что портрет хорош тогда, когда в нем есть "волшебная ошибка"... Очевидно, под "волшебной ошибкой" великий художник подразумевает то в искусстве, что рождается благодаря непрерывным, оригинальным идеям, замыслам, приемам и способам творения.
Итак, синтез профессионализма и творчества обеспечивает мастерство. При этом если первое – основа мастерства, то второе – его критерий и сущность. Профессия учителя музыки изначально творческая. Она включает в себя функции музыканта, дирижера, организатора, педагога, режиссера, художественного руководителя и другие. Задатки, способности к этим видам деятельности – дар природы. Их развитие и умение полностью зависят от выучки, желания овладеть мастерством, культурой, специальными качествами художника-педагога, а также психолого-педагогическими знаниями и умениями.
Только осознание педагогом своей деятельности как творчества и постоянное творческое, профессионально-личностное самовоспитание дает положительный результат в воспитании творческого человека.