Технологическая карта урока литературы в 7 классе М.Е.Салтыков Щедрин. Повесть о том. как один мужик двух генералов прокормил.


Урок литературы в 7 классе по «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Тема: «Сказки для детей изрядного возраста». Путешествие по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»
1 Автор методической разработки Котлова Ира Николаевна
2 должность учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка» Татищевского района Саратовской области
3 предмет литература
4 класс 7
5 тема и номер урока в теме «Сказки для детей изрядного возраста». Путешествие по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»;
2 урок
6 базовый учебник  «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2015г.).

Цели урока:
Содержательные:
совершенствовать навыки анализа литературного произведения, дать характеристику героям сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сравнить произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина с народными сказками;
Деятельностные:
формировать творческие способности при написании мини-сочинения в жанре художественной публицистики (репортаж, интервью, выступление, статья);
доказать, что сказки писателя актуальны, вызывают до сих пор интерес;
Планируемые результаты обучения:
1)предметные:
- совершенствовать навыки анализа литературного произведения, дать характеристику героям сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
- показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сравнить произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина с народными сказками;
- повторить литературоведческие термины: юмор, сатира, аллегория, эзопов язык, ирония, иносказание, гипербола, гротеск, фантастика; - выявить сатирические приёмы в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
2) метапредметные:
познавательные:
- ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- извлекать необходимую информацию из прочитанного и прослушанного текста;
- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
регулятивные:
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью;
коммуникативные:
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами  русского литературного языка,
- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- уметь строить взаимодействие и продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
личностные:
- распознавать истинные и ложные ценности; воспитывать самостоятельность как качество, необходимое каждому современному человеку.
Тип урока - урок рефлексии (закрепления знаний учащихся)
Оборудование:
Тексты сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, задания по группам, тесты, портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина (И.Н.Крамского 1887г.), презентация ИКТ.
Технологическая карта урока
№ Этап урока Название
используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика Время
(в ин.)
1 Организационный этап. ЭОР №1
Обеспечивает благоприятный настрой. Настраиваются на работу. 1 мин
2 Актуализация опорных знаний. Мелодия из заставки к передаче «В гостях у сказки»
ЭОР №2
- Вы узнали эту мелодию?
- О чём пойдёт речь на уроке?
-что такое сказка?
-Вспомните, какие бывают сказки?

-Как вы думаете, почему писатели обращались к жанру сказки?
отвечают на вопрос
-О сказках.
Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.
-По происхождению: народные и авторские, строятся на аллегории.
Возможность в иносказательной форме показать жизнь такой, какая она есть на самом деле, попытаться изменить жизнь; научиться выходить из трудных жизненных ситуаций. 3мин
3 Этап актуализации и пробного учебного действия.
Введение в тему.
ЭОР №3
ЭОР №4
ЭОР №5
1. -На прошлом уроке мы познакомились с текстом сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
2. Слово учителя. Всем известны пушкинские слова «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
-Как вы понимаете эти слова?
Смех-основное оружие сатиры. Этим оружием боролись с социальными и нравственными пороками общества Фонвизин, Крылов, Гоголь, а Щедрин развивал их традиции.
Салтыков-Щедрин - великий сатирик 19 века. Он написал много произведений, но идейные и художественные особенности сатиры наиболее ярко проявились в жанре сказки. Если бы кроме сказок писателя ничего не написал, то они дали бы ему право на бессмертие.
Какая была обстановка в стране в эти годы? Это отмена крепостного права.
80-е годы - это разгул реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». отвечают на вопрос.
- сказки имеют поучительный смысл.
3 мин
4 Реализация индивидуального задания к уроку (выступление ученика, представляющего мини-проект). ЭОР №6
О том, кому предназначались сказки писателя, расскажет автор мини-проекта «Сказки для детей изрядного возраста» Котлова Дарья.
Автор представляет мини-проект и отвечает на вопросы учащихся.
4-5 мин
5 Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Анализ сказки (отработка умений анализа произведения) ЭОР №7 Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказке С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и определим: сказка это или повесть?
-докажите, что это произведение является сказкой.
запишите определение слова «повесть» - посмотрите на слайд. В.Г. Белинский дает определение повести: «форма повести может вместить в себя все, что хотите – и легкий очерк нравов, и колкую сатирическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души»
По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
 Повестью называется небольшое повествовательное произведение с несложным сюжетом.
- перечитайте название: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Что содержится в названии? Намек на что?
Ответ уч-ся (есть вымысел, зачин, концовка, сказочные выражения)-традиционное для сказки начало («Жили-были..., попали на необитаемый остров «по щучьему велению» и т.д.). Гипербола - «Мужчина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».
записывают определение слова «повесть»;
приводят доказательства «несказочных» элементов произведения: упоминание о чинах генералов, название газеты, название улицы, употребление слов «департамент», «пенсион», «каллиграфия» и др.работают с текстом произведения 6-7мин
6 Разминка ЭОР № 8 Предлагаю вам шутливую, но очень полезную разминку: называю качества, с помощью которых человек сможет выжить на необитаемом острове и качества, обладая которыми, человек пропадёт. Если я называю положительные качества, вы встаёте; отрицательные - топаете ногами.
Приспособленность к жизни, лень, трудолюбие,
ловкость, неприспособленность к жизни, глупость, находчивость, невежественность, тунеядство, справедливость, жадность, беспомощность, талант.Как вы понимаете значение слова «тунеядство»?
(Человек, неработающий и живущий за счёт других). участвуют в разминке.
отвечают на вопрос;
записывают определение в тетрадь.
2-3мин
7 Этап обобщения затруднений во внешней речи. (анализ образов сказки). Интервью ЭОР №9
ЭОР №8
ЭОР №9
ЭОР №10
Чтобы продолжить анализ сказки, понять, над чем смеётся автор, перейдём к следующему этапу нашего урока, необычному и интересному: интервью с героями произведения. Дома вы подготовили вопросы для интервью (Эта группа будет журналистами).
-Кто хочет быть генералами и трудолюбивым мужиком?
При наличии времени группа экспертов определяет самый интересный вопрос и ответ.
Группа учащихся задаёт заготовленные вопросы; группа «Героев произведения» отвечает на них.
Примерные вопросы и ответы:
1. Каким образом генералы оказались на необитаемом острове?
( «По щучьему веленью».)
2. Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных кантонистов?
( Каллиграфию.)
3. «— Теперь я бы, кажется, свой собственный... съел! сказал один генерал. — Хороши тоже... бывают, когда долго ношены! — вздохнул другой генерал». Что же намеревались употребить в пищу изголодавшиеся щедринские генералы?
( Сапог и перчатки.)
4. «Они начали медленно подползать друг к другу и в ОДНО мгновение ока остервенились... генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища... и немедленно проглотил». О каком предмете идет речь?( Об ордене.)
5. В номере «Московских ведомостей», найденном на острове, генералы вычитали неповторимый рецепт приготовления ухи. В чем суть рецепта?
( «взяв живого налима, предварительно его высечь...»)
6. какую газету читают генералы? («Московские ведомости»)7. Как генералы отблагодарили мужика?
-Т.к. были легкомысленные
- Автор иронизирует
Беспомощны, не знают сторон света, не могут добыть себе пищу
- гипербола (записывают)
- сцена остервенения генералов
Записывают.
- «Московские ведомости» 15-17 мин
7 Этап рефлексии учебной деятельности.
Поведение итогов. Выставление оценок. ЭОР №10-11 Что хотел сказать своей сказкой Салтыков-Щедрин? какое авторское чувство звучит в ней?
- в чем видит назначение своего творчества, служения?
- а мог он прямо сказать правду? В какое время он жил?
Некрасов писал: «я лиру посвятил народу своему». С уверенностью можно сказать, что писатель любил народ и страдал, когда видел беззакония по отношению к народу.
Как это произведение может помочь вам в жизни? - боль за мужика, за Россию
- говорить правду.
- ответы уч-ся об эпохе
- ответы уч-ся об умении прокормить себя в трудных жизненных ситуациях, о том. что необходимо быть активным, ловким, трудолюбивым и т.д. 4мин
8 Этап включения в систему знаний и повторения.
Подача домашнего задания ЭОР №12 Как вы думаете, что случилось бы с генералами, если бы они не нашли мужика? С-Щ тоже подумал об этом и написал сказку «Дикий помещик», которую вы прочитаете дома.
Творческая работа «Над чем смеётся в своих сказках М.Е. Салтыков-Щедрин?»(6-8 предложений) Записывают задания домашней работы, задают вопросы 2 мин