«Герой нашего времени» — нравственно — психологический роман, история души незаурядной личности, не нашедшей высокой цели в жизни. (Урок — семинар). (Конспект открытого урока по литературе в 9 классе)


МОУ «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
«Герой нашего времени» - нравственно - психологический
роман, история души незаурядной личности, не нашедшей высокой цели в жизни. (Урок - семинар).
(Конспект открытого урока по литературе в 9 классе)
Учитель русского языка и литературы Фиронова Любовь Сергеевна.
2016
Тема: «Герой нашего времени» - нравственно - психологический роман, история души незаурядной личности, не нашедшей высокой цели в жизни.
Эпиграфы к уроку:
История души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.
М.Ю. Лермонтов
Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказы и разбил бы, как разбирают в школе, - по предложениям... Так бы и учился писать.
А. П. Чехов
Цель: раскрыть смысл названия романа, определения «лишний человек»; вырабатывать диалектический подход к характеристике литературного героя, личности вообще; повторить, что такое антитеза, анафора, ирония; показать обучающимся, что такое семинар, как форма обучения; готовиться к ЕГЭ (заданию 25)Виды деятельности: слово учителя, перспективное задание, работа над опорными словами, музыкально - поэтическая пятиминутка; беседа, чтение наизусть; работа над текстом; прослушивание романсов на стихи М.Ю. Лермонтова, отрывков из романа, стихотворений в исполнении мастеров художественного чтения.
Оборудование: портреты Лермонтова М.Ю., иллюстрации к роману «Герой нашего времени»; диск, страницы с литературоведческими статьями, изготовленные учащимися.
На доске записаны опорные слова:
герой,
типичный герой времени,
представитель общества,
период безвременья,
«лишний человек»,
эгоист страдающий,
внутренний мир,
образец для подражания,
антитеза,
рефлексия,
диалектика.
Ход урока
Организационный момент.
Обучающиеся формулируют тему и цели урока.
Перспективное задание, связанное с формулировкой темы:
в конце урока вернемся к значению каждого слова темы.
Музыкально - поэтическая пятиминутка.
« И скучно, и грустно»- (муз. А.С. Доргомыжского, прослушивание романса в исполнении И. Козловского)«Дума»- прослушивание художественного чтения стихотворения в исполнении М. Царева
Беседа
Можно ли назвать «Думу» стихотворным «прологом» к будущему роману?
Смысл названия романа?
Что привлекло ваше внимание в лермонтовском предисловии?
Что предвещает романтический пейзаж? (Учащиеся читают наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова: «Кавказ», «Синие горы Кавказа...»)Согласны ли вы с Максимом Максимовичем в том, что Печорин принадлежит к людям, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи?»
Можно ли историю Печорина и Белы назвать «необыкновенной вещью?»
Какое впечатление произвела на вас исповедь Печорина Максиму Максимовичу?
Почему изменилось его отношение к Бэле?
Что мы узнаем о герое, наблюдая его портрет? «Портрет Печорина» (В. Лекарев). Художественное чтение, прослушивание.
На чьей стороне вы в столкновении Печорина с Максимом Максимовичем?
Сравните хронологию жизни Печорина с последовательностью глав в романе?Чтение отрывка статьи учебника под редакцией М.Г. Качурина.
Порядок повестей не совпадает с хронологией событий. Если представить себе события последовательно, то сперва происходит случай, о котором рассказано в «Тамани». Затем Печорин попадает в Пятигорск («Княжна Мери»). Здесь он участвует в дуэли и после этого оказывается в дальнейшем в глухой крепости, где комендантом Максим Максимыч («Фаталист», «Бэла»). Выйдя в отставку, герой несколько лет живет в Петербурге, наконец тоска гонит его в Персию, и по дороге он встречает прежнего друга («Максима Максимыча»). Таким образом, в начале романа мы знакомимся с героем, в середине - узнаем о его гибели, а вслед за этим он сам рассказывает свою историю. Уже и на основании этого чисто внешнего знакомства с канвой романа можно высказать суждение о его (Лермонтове) неординарности, о мастерстве в разработке фабулы, «интриги».
Зачем Печорин вторгся в жизнь «честных контрабандистов?»
Найдите на страницах дневника Печорина формулы, выражающие его нравственное кредо? Что такое для Печорина
дружба
любовь
прошлое
эгоизм
внешность человека?
Можно ли назвать дуэль печоринским « экспериментом», испытанием на «благородство» своего бывшего приятеля?
«Ночь перед дуэлью» (В. Лекарев) - прослушивание художественного чтения.
15) Какой след оставила ЛЮБОВЬ в душе героя? Способен ли он на глубокое и искреннее чувство?
16) Почему «водяное общество» не смогло «приручить» Печорина. («И один в поле воин»)
Можно ли назвать Печорина фаталистом? А Лермонтова?
Выводы
Вернемся к значению каждого слова темы урока.
5. Домашнее задание
В.Г. Белинский «Герой нашего времени», сочинение М.Ю. Лермонтова» - законспектировать.
Написать сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».