Урок русского языка на тему: Имя числительное как часть речи (7 класс, школа V вида)


Тема: Имя числительное как часть речи
Цели:
1.познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.
2. Дать представление о разрядах числительных.
     3. Сформировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
4. Развивать умение  обобщать, делать выводы.
     5. Воспитывать творческие способности учащихся.
Ход урока
Орг.момент.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок – посмотрите, сколько гостей к вам пришло. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу, и на волне позитива начнем нашу работу на уроке – с речевой разминки.
Ба–ба–ба – на крыше есть труба.
Ву–ву–ву – утром косим мы траву.
Ди–ди–ди – нужно ехать впереди.
Но–но–но – нам пора идти в кино.
А сейчас откройте тетради, отступите от последней работы 2 строчки, запишите число, классная работа.
Вы обратили внимание на вот этот необычный рисунок у нас на доске? Что он обозначает? Это логотип Года кино. 2016 год объявлен в России Годом кино. И сделано это не случайно. В этом году исполнилось 80 лет знаменитой киностудии «Союзмультфильм» и 120 лет - со дня первого кинопоказа в России.
Вот и минутка чистописания связана у нас с кино.
Минутка чистописания.
__кн нк____________
кинотеатр кинофильм
3. Изучение нового материала.
- Какое сегодня число?
Какой по счету месяц идёт?
Сколько всего в классе учеников?
Сколько мальчиков? Сколько девочек?
Что за слова вы использовали при ответе на мои вопросы?
шестнадцатое четырнадцать
двенадцатый девять
пять
- Кто уже догадался, какая у нас сегодня тема урока?
(Имя числительное)
- Запишите тему урока.
- На какой вопрос отвечают слова в первом столбике? Во втором?
- Слова какого столбика обозначают количество предметов? Порядок предметов при счете?
Какой частью речи являются эти слова? (числительными)
Попробуем сформулировать правило. Что такое имя числительное? (часть речи). На какие вопросы отвечает? (Какой? Сколько?) Что обозначает числительное? (число, количество предметов, порядок при счете).
Хором проговариваем:
Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? Какой?
Перед вами предложение. Прочитайте. Найдите в этом предложении числительные.
В две тысячи шестнадцатом году киностудии «Союзмультфильм» исполнилось восемьдесят лет.
На какие вопросы они отвечают?
Итак, ребята, мы с вами начинаем сегодня путешествие по великой стране чисел – Числяндии.
В этой стране живет очень много граждан, и каждый из них имеет свой дом.
Управляет всем королева числительных, которую зовут Нуллия. Именно она ввела закон, по которому числительным может называться тот, кто свое имя может записать не только буквами, но и цифрами.
Столицей Числяндии является Числоград – большой современный город, в котором царят закон и порядок, как, впрочем, и во всей Числяндии.
Все граждане Числяндии четко знают свои обяханности: количественные числительные обозначают количество предметов, а порядковые называют порядок при счете.
В каком столбике у нас количественные числительные? А где порядковые?
- Но количественные числительные оказались очень дисциплинированными и разделили между собой обязанности более четко, поэтому среди них выделяется три группы по значению.
(таблицы)
Запись в тетрадях:
Имена числительные
количественные                порядковые
- У вас на столах лежат карточки с предложениями. Подчеркните в каждом числительное. Проверим. (1 ученик зачитывает подчеркнутые числительные, остальные контролируют правильность «светофориками»)
 - Теперь запишем эти числительные в 2 столбика - в левый количественные, а в правый - порядковые числительные.
В окне на девятом этаже погас свет.
Двумя ложками кашу не едят.
Сто одёжек и все без застёжек.
Книгопечатание на Руси возникло в шестнадцатом веке.
Кедр начинает приносить плоды в тридцать лет и каждые шесть лет до самой старости даёт свои орешки.
Мой брат учится в третьем классе.
Двумя
сто
тридцать
шесть
девятомшестнадцатомтретьем- Как вы думаете, всегда ли числительные были отдельной страной?
4. Сообщение из истории числительных.
Числительные в русском языке появились как отдельная часть речи позже других частей речи. Первоначально древнерусский язык обходился совсем без числительных. Потом люди стали использовать для счета только такие слова: один, два, три и много.  
Когда же возникала необходимость в более точном подсчете (например, домашних животных), стали считать и десятками. Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 так и образовались: один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать. Потом десяти незаметно превратилось в дцать(запишите оба слова, обратите внимание на орфограмму).
- Устно образуйте остальные числительные.
Идем далее. Два десятка — двадцать, три десятка — тридцать. Четыре десятка — ...  Да, по законам логики должно было бы получиться слово четыредцать или четыредесят. Но такого числительного в русском языке нет, а есть слово сорок. Откуда же оно взялось? В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур — набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом  сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков.
 Подробнее о различных числительных мы поговорим на последующих уроках, а сейчас немного отдохнем.
5. ФизминуткаРаз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стулья тихо сесть.
6. Игра «Назови фильмы с числительными в названиях.
- Что ж, продолжим нашу прогулку по Числяндии. Мы уже говорили о том, что киностудии «Союзмультфильм» исполнилось 80 лет. Как вы думаете, сколько мультфильмов было создано на киностудии за это время? (ответы уч-ся)
На самом деле – более полутора тысяч.
А сейчас попробуем вспомнить названия кинофильмов или мультфильмов, в которых есть числительные. К некоторым из них вы подготовили иллюстрации.
«Один дома»
«12 стульев»
«12 месяцев»
«Белоснежка и 7 гномов»
«3 мушкетера»
«3 толстяка»
«3 орешка для Золушки»
«3 поросенка»
«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»
«Волк и семеро козлят»
«Али-баба и 40 разбойников»
-Запишем несколько названий. Подчеркните числительные. На какие вопросы они отвечают?
7. Отличие числительных от других частей речи.
- Числовое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи – существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами. Чтобы научиться их отличать друг от друга, выполним упражнение 395 (у доски работают сразу 3 ученика, а примеры глагола подбираем всем классом).
Часть речи Примеры
Имя существительное
кто? что? Четвёрка (за ответ), четверть (часа), (новенький) пятак, (стал) пятиклассником, (громадная) пятерняИмя прилагательное
какой? Столетний (дуб), пятиэтажный (дом)
Имя числительное
сколько? какой? Четвёртый (месяц), четыре (яблока), сотый (по списку), сто (деревьев), пять (секунд), пятый (день)Глагол
что делать? что сделать? Удвоить, утроить
8. Закрепление.
- Запишите предложения, найдите числительные, укажите их разряд и синтаксическую роль.
Мама купила десять яиц. Вошел восемнадцатилетний юноша. В восемнадцать лет жизнь только начинается. Семеро друзей отправились в поход.
9. Подведение итогов.
- Что узнали на уроке? Чему научились? Что больше всего понравилось?
- Оцените свое настроение смайликом.

10. Д/З: упр.396, правило на с.43.